Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Фрике Янссенс: Если у вас есть глаз и фотокамера, то вы уже фотограф

Фрике Янссенс: Если у вас есть глаз
и фотокамера, то вы уже фотограф

#интервью #портфолио
Фрике Янссенс: Если у вас есть глаз
и фотокамера, то вы уже фотограф
18 июля 2020
Фото:© Фрике Янссенс, из серии «Скитальцы»

Бельгийский фотограф Фрике Янссенс уверена, что фотография — отличный метод самовыражения, если вы плохо рисуете. И, пожалуй, ей стоит поверить: 25 лет опыта работы фотографом с крупными рекламными агентствами и знаменитостями, а также несколько невероятных персональных фотопроектов, которые говорят сами за себя. В интервью для журнала «Российское фото» Фрике рассказала о своем поразительном пути становления фотографом, источниках вдохновения, уникальности фотографии в мире искусства, а также о курящих детях и сильных женщинах.​

— Фрике, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

— Я родилась в 1980 году в Брюгге, Бельгия. В детстве была очень подвижной девочкой и все время проводила на улице. Лагеря, всякие организации... верховая езда была моей первой большой страстью, пока мне не исполнилось 18 лет. В то время я переехала в Брюссель учиться фотографии в Синт-Лукас, ныне школа искусств Луки. Сразу после окончания университета я начала работать и познакомилась со своим будущим супругом. Мы переезжали несколько раз, и теперь живем в Мехелене (Бельгия) с нашей шестилетней дочерью Джеки.

Я фотографирую для журналов, рекламных кампаний, беру заказы. И продолжаю работать над своей самой большой персональной выставкой, которая пройдет в 2022 году. Между тем я еще и работаю над менее крупными личными проектами.

© Фрике Янссенс, из серии «Скитальцы»

— А как вы познакомились с фотографией?

— В средней школе я занималась прикладным искусством, а вскоре начался курс по фотографии. Мне так она понравилось, что на первой же неделе уроков я записалась на дополнительные вечерние занятия по фотографии. С этого момента я ходила на занятия пять раз в неделю. Думаю, моя мама в тот момент устала слушать о моих занятиях ;-) Я была так увлечена, что меня убедили изучать фотографию в старших классах.

Меловые мальчики © Фрике Янссенс, из серии «Пыль»

— Как вы решили стать фотографом? И как давно вы фотографируете?

 Решила стать фотографом в 15 лет, а сейчас фотографирую уже почти 25 лет. Я закончила среднюю школу в 2002 году. Я была предана своему делу, но сначала хотела насладиться своим выпускным летом. Ходила на множество вечеринок, уехала на Кубу... В конце лета я решила продолжить учебу в университете. Изучала историю культуры Японии, историю искусства, социологию... Последняя играла важную роль в моем дипломном проекте: я снимала различные социальные группы и их образ жизни. Тем временем одно рекламное агентство предложило мне работу — они увидели мою работу на выставке выпускников. Они дали мне тогда много работы, и вскоре за ними последовали и другие агентства. Можно сказать, я ворвалась в мир рекламной фотографии и стала профессиональным фотографом в 22 года. Вообще, на мой взгляд, все, у кого есть глаз и камера (не iPhone!), могут называться фотографами.

Натюрморт © Фрике Янссенс, из серии «Пыль»

— Фрике, что вам больше всего нравится в профессии фотографа?

— Самое главное — момент в конце работы, когда ты чувствуешь, что у тебя получились хорошие кадры. Когда все сходится волшебным образом. Еще один момент, который мне очень нравится, — это щелчок затвора, а каждый новый щелчок вызывает улыбку. Потому что все идет куда лучше, чем ты ожидал :-) Но конец съемки все-таки самый лучший, так как тогда я представляю работы на выставках...

Меньше всего мне нравятся моменты, когда я чувствую, что что-то не получается, когда я не уверена в результате. Когда есть сомнение. А я всегда должна быть уверена на 100%, так как мои собственные проекты требуют много энергии и вложений. Но когда я чувствую, что я на верном пути, то это дает мне силы.

© Фрике Янссенс, из серии «Барочный Антверпен»

— Что фотография значит для вас?

— Фотография — это мой способ перевести картинку из своей головы в фотоработу. Я называю этот способ «методом воссоздания своих образов». Я была плохим художником ;-) Но фотография открыла мне путь к самовыражению. У фотографии так много форм.

Когда я в отпуске, я не очень много снимаю. Но все равно продолжаю создавать образы в голове. Также стараюсь наслаждаться местами, в которых нахожусь, а не фотографировать их постоянно. Думаю, что большинство туристов видят мир только через свою камеру. Я понимаю их, ведь фотография хранит память о жизни. Но ведь они могут наслаждаться моментами через свои ощущения.

— А кто оказывал на ваше творчество наибольшее влияние в самом начале вашего пути?

— Август Зандер. В рамках своего дипломного проекта я много времени проводила за рассматриванием его старинных гравюр. Много думала о том, как он изображал людей статичным образом. Так что он еще оказывает свое влияние.

— А сейчас?

— Первый, о ком я думаю, — это Грегори Крюдсон. Мне нравится, как он режиссирует, как работает с большой командой, освещением, но при этом следит за каждой деталью.

— Как вы вдохновляетесь?

— Вдохновение может прийти отовсюду. Из комиксов, картин, фильмов... я думаю, что важно побывать во многих городах мира, на различных выставках, мероприятиях... я всегда открыта для чего-то нового.

— Давайте теперь поговорим о ваших проектах. В России довольно известна ваша серия The Smoking Kids («Курящие дети»). Пожалуйста, расскажите нам, как вам пришла идея этого проекта? И как вы его реализовали?

— Тогда я уже несколько лет работала в рекламе и над культурологическими проектами. У меня было так много работы, что я начала пренебрегать своим собственным творчеством. А это самое главное для каждого фотографа.

Девочка, курящая Бельга © Фрике Янссенс, из серии «Курящие дети»

Сигарилла © Фрике Янссенс, из серии «Курящие дети»

Да, есть и преимущество работы на заказчика, так как ты встречаешься с новыми людьми, и это тоже может тебя вдохновить. Я работала, например, с постпродакшеном, и у них был LP с изображенным на нем курящим афроамериканским исполнителем джаза. Каждый раз рассматривала его, когда была в студии.

Еще один намек на мой будущий проект дала мне работа над групповым портретом одной экспериментальной театральной группы под названием The table of FC Bergman, а там курил один актер. Я тогда подумала, что дым дает прекрасный кинематографичный эффект. Я должна была что-то сделать с этим замечанием позже.

Трубка с презрением © Фрике Янссенс, из серии «Курящие дети»

Сигаретные кольца © Фрике Янссенс, из серии «Курящие дети»

На другом проекте для немецкого клиента была девушка, одетая в красное. В тот момент я представила, как она курит (эта идея позже воплотилась в одной из фотографий моей серии). Тогда же я подумала, что было бы странно, если бы курила маленькая девочка. И я ждала продолжения своих мыслей. Несколько месяцев спустя я увидел видео на YouTube, где курит двухлетний индонезийский мальчик.

Буржуазная обладательница © Фрике Янссенс, из серии «Курящие дети»

До конца © Фрике Янссенс, из серии «Курящие дети»

Как и все, я был потрясена, увидев это, но я поняла, что все дело в контексте, и имеет смысл начать с проекта. Контекст времени и места. Во многих странах является нормой, когда дети курят. В Бельгии и многих других странах это запрещено. Так что контекст места был очень важен. Как и время. Ведь в 50-е годы рисовали детей, рекламирующих сигары и сигареты, то, что мы больше не можем себе представить. И это тоже хорошо! :- ) Так что каждая новая серия всегда является результатом множества подсказок, которые сводят к какой-то целостности. Важно! Все эти курительные предметы были добавлены при помощи постобработки. На съемочной площадке я использовала мелки и свечи.

— А что насчет серии DiANAS? Кажется, что здесь есть какой-то феминистский подтекст.

— DiANAS рассказывает об одиноких женщинах в западном мире, то есть о тех, кто еще не вышел замуж и не сидит дома. Ведь теперь они могут быть экономически независимыми, они не должны больше сидеть в углу.

Прячься © Фрике Янссенс, из серии «DiANAS»

Я начала работать над этой серией, потому что у меня было много одиноких подруг, и почти все фотографии вдохновлены каким-то конкретным человеком. Huntress («Охотница»), например, вдохновлена подругой, которая всегда быстро оправляется после расставания и затем вскоре начинает новые поиски своей любви. Но внутри она хрупка. Prey («Добыча») — это о подруге, которая живет в большом городе, а слово «свидание» имеет иную коннотацию, чем, например, в небольших городах Бельгии. Значение более грубое. Camouflage («Камуфляж») — это о подруге, которая пассивно ожидает своего партнера, потому что ей больше нравится оставаться одной, чем быть обиженной мужчиной. Хотя она наверняка хотела бы найти свою любовь.

Охотница © Фрике Янссенс, из серии «DiANAS»

Добыча Охотница © Фрике Янссенс, из серии «DiANAS»

Я понимаю, что вы видите здесь феминистский подтекст, но это не было первой причиной создания этой серии. Самая главная причина заключалась в том, что все мои одинокие друзья по-разному любят.

Камуфляж © Фрике Янссенс, из серии «DiANAS»

Хищная птица © Фрике Янссенс, из серии «DiANAS»

— Как интересно! Фрике, вы работали со многими известными людьми и журналами. У вас есть любимый коммерческий проект? Если да, то какой?

© Фрике Янссенс для компании AUPING

— Есть несколько любимчиков. Назову свой последний большой коммерческий проект для компании по производству кроватей Auping. Они попросили меня создать для каталога несколько снимков сновидений для каждой отдельной модели их кроватей. Меня не нужно просить дважды ;-) Для такого рода заданий я и стала фотографом. Другие проекты, которые мне очень нравятся, — это серия Sensitive to light («Чувствительные к свету») и проект, который я делала для первой капсулы одежды исполнителя Stromae.

© Фрике Янссенс, из серии «Чувствительные к свету»

© Фрике Янссенс для бренда одежды Mosaert

— А какое оборудование вы используете?

— Мне нравится глубина, которую может дать эта цифровая задняя панель с высоким разрешением. Но я буду честна, у меня были некоторые проблемы с первой Phase. Проблемы с подключением и так далее. С Nikon или Canon гораздо проще работать. Начала с Elinchrom, когда закончила школу, потому что у них хорошее соотношение цена/качества. Теперь я покупаю Broncolor, и думаю, что нет ничего лучше. Причина, по которой я выбираю эту марку, также заключается в том, что я могу поймать камерой движение, ведь вспышка очень быстро реагирует.

— Фрике, как бы вы описали свой стиль?

— Я всегда ищу в своей работе живописное ощущение. Вот почему я люблю работать с эффектом пыли, «живописным» светом и нарисованным задним фоном.

Симфония о Гамлете © Фрике Янссенс

© Фрике Янссенс

© Фрике Янссенс

— А чем вы занимаетесь в свободное время?

— Я общительный человек, мне очень нравится видеться с друзьями. Люблю большие и долгие обеды. Прошлым летом во Франции я и мой супруг обнаружили, что мы больше городские люди. Нам очень понравился Нант и, конечно, юг Франции тоже. Но в Нанте было так много всего интересного! Там был, например, человек, который давал представление на своем балконе. В нем было столько юмористического. Так что я люблю бывать в городах, на следующей неделе вот еду в Роттердам. Я также практикую пилатес и йогу, и, конечно же, я нетфликсер — обожаю Netflix ;-)

— Какой совет вы бы дали начинающему фотографу?

— Я думаю, тот же самый, что и Энни Лейбовиц. Начните с вашего собственного района, откройте для себя сначала фотографию и все ее аспекты, прежде чем перейти на следующий уровень. Самое замечательное в фотографии — это огромное количество приятных сюрпризов в начале пути. Вы можете играть с приемами фотосъемки: длинная/короткая выдержка затвора, открытие объектива, двойная экспозиция... или просто снимать! Честно говоря, в тот момент, когда я освоила все приемы, я была немного разочарована. Больше никаких сюрпризов, но зато это означает, что вы готовы перейти на следующий уровень.

Перевод: Софья Пашнина

Website: https://frieke.com/

Instagram: https://www.instagram.com/friekejanssens_photography/

Книга: https://vimeo.com/266698585

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

люмьер
МАММ