Фото:Илья Гомыранов
Текст:Илья Гомыранов
Макросъемкой, как и фотографией дикой природы, совсем недавно занимались единицы увлеченных людей и ученых. Однако с появлением цифровых технологий этот жанр становится все популярнее и популярнее. Люди стремятся познать окружающий мир, обращаясь к фотографии. Ведь фотоохота – это не только процесс фотографирования, но и еще способ общения с природой, ее познания.
Илья Гомыранов - победитель и призер конкурсов «The Best of Russia», «Золотая черепаха», «В объективе семья», «Искусство науки»; финалист конкурса «Лучший фотограф». В этой статье он подскажет Вам, какую технику выбрать для макро съемки и что нужно сделать для того, чтобы получить качественные снимки.
Илья Гомыранов
Победитель и призер конкурсов «The Best of Russia», «Золотая черепаха», «В объективе семья», «Искусство науки»; финалист конкурса «Лучший фотограф». Участник выставок «Ассорти», «Макрофотомир» и других; в Зоологическом музее МГУ прошла персональная выставка Ильи.
Зеленый кузнечик (Tettigonia viridissima). Кузнечики – очень активные насекомые, особенно в теплую погоду. Для того чтобы сделать этот кадр, пришлось использовать вспышку, выставленную на минимум, вследствие чего ее работа практически незаметна. А чтобы не допустить провалов в черный на фоне, выдержка была сделана минимальной для съемки с рук. Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Nikon Speedlight SB-900. F 9, 1/125 sec, ISO 320. |
Бумажные осы (Polistes sp.). Съемка проводилась в абсолютной темноте в небольшом сарае, где с трудом помещался штатив. Над головой летали грозно жужжащие осы. Благодаря длинной выдержке удалось запечатлеть движение насекомого. Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Manfrotto 190XPROB, подсветка мобильным телефоном. F 14, 30 sec, ISO 320. |
Макросъемкой, как и фотографией дикой природы, совсем недавно занимались единицы увлеченных людей и ученых. Однако с появлением цифровых технологий этот жанр становится все популярнее и популярнее. Люди стремятся познать окружающий мир, обращаясь к фотографии. Ведь фотоохота – это не только процесс фотографирования, но и еще способ общения с природой, ее познания.
Общие вопросы
Пауки, многоножки и насекомые издавна привлекали своей таинственностью. На большинство людей они наводили ужас. Про них придумано множество легенд и мифов. Это действительно очень интересные существа со своим уникальным поведением и строением, благодаря которым они существуют миллионы лет и в наши дни занимают господствующее положение на планете.
Макросъемка – один из самых сложных жанров в фотографии. В нем нельзя договориться с моделью, размеры которой едва дотягивают до сантиметра, часто невозможно использовать студийное освещение, а самой студией порой становится болото или заснеженный лес. Удачная фотография в этом жанре – счастливый случай, но для того чтобы она появилась, необходимо провести громадную работу.
Итак, с чего же начать? Фотосъемка животных или растений бессмысленна, если не изучить их образ жизни, поведение, а иногда и строение.
Олеандровый бражник (Daphnis nerii). Для съемки портретов насекомых или очень маленьких животных могут пригодиться макрокольца или макронасадки, помогающие достичь большего масштаба. Но стоит учитывать, что ГРИП при сильных увеличениях очень мала. Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Nikon Speedlight SB-900. F 32, 1/160 sec, ISO 200. Масштаб съемки 1:1. |
Икра остромордых лягушек (Rana arvalis). Период размножения лягушек длится около двух недель, после чего водоемы наполняются икрой, из которой через 3–5 дней выведутся головастики. Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Nikon Speedlight SB-900. F 8, 1/160 sec, ISO 320. |
Фотограф должен знать объект не хуже биолога. На его изучение приходится половина всей работы. В век Интернета получить информацию о предмете съемки несложно, но не стоит пренебрегать и помощью специалистов, общение с которыми может происходить дистанционно.
Выбор техники
После изучения объекта необходимо подобрать соответствующее оборудование. Тема его выбора достойна отдельной статьи, но я остановлюсь на некоторых вопросах, которые чаще всего интересуют новичков.
Как ни странно, камера в макросъемке имеет второстепенное значение – множество великолепных фотографий сделано на цифрокомпакты. Если же у вас зеркалка, то стоит позаботиться о приобретении специального объектива. Представленные на рынке макрообъективы имеют очень хорошее качество – как сборки, так и отдельных элементов. Большинство из них дает увеличение 1:1, но если вы хотите получить больший масштаб, то придется приобрести дополнительные макронасадки, которые накручиваются на переднюю часть объектива подобно фильтру, или удлинительные кольца, устанавливающиеся между объективом и фотоаппаратом. Однако во время съемки не стоит гнаться за большим увеличением, громадной глубиной резкости, бестеневым изображением: такие кадры, как правило, оказываются малоинтересными. Снимок получится гораздо красивее, если показать гармонию или взаимодействие между окружающим миром и объектом, а резкими сделать сюжетно важные детали. Если в кадре нет теней, то он кажется плоским, что ухудшает восприятие работы. Выбор объектива зависит от объекта съемки и поставленных задач.
Хохлатки (Corydalis sp.). Для того чтобы эффектно размыть передний и задний планы на этой фотографии, пришлось использовать телеобъектив. Nikon D300, Nikkor AF-S 300/4. F 4, 1/500 sec, ISO 400. |
Эмпуза полосатая (Empusa fasciata). Съемка насекомых в студийных условиях – очень хорошая тренировка в зимний период, когда в природе их практически нет. Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Nikon Speedlight SB-900. F 25, 1/200 sec, ISO 400. |
Если вы не хотите снимать со штативом, то лучше выбрать короткофокусные объективы (до 100 мм). При таком фокусном расстоянии в качестве источника дополнительного света можно использовать встроенную вспышку. Объективы с большим фокусным расстоянием накладывают свой отпечаток на технику работы: чаще всего это неспешная съемка со штатива в утренние или вечерние часы, когда насекомые малоподвижны. Такие объективы очень сильно размывают задний фон, что полезно для определенных задач. Если же вы хотите снимать ими с рук, то вам понадобится дополнительное освещение – это может быть как макровспышка, так и обычные внешние вспышки. На них необходимо сделать или купить рассеиватели. Среди материалов для их изготовления весьма популярен изолон (подстилка под ламинат). Я пользуюсь рассеивателем LumiQuest Big Bounce и очень доволен, хотя у него есть один недостаток – большой вес, который головка вспышки не всегда выдерживает.
Однако не стоит все внимание акцентировать на выборе техники, так как только от фотографа зависит, будет ли кадр интересен зрителю.
Закатное солнце создало очень приятное оранжево-коричневое освещение, а открытая диафрагма помогла размыть травинки на заднем плане, придав глубину кадру. Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR. F 5.6, 1/640 sec, ISO 320. |
Углокрыльница С-белое (Polygonia c-album). Контровый солнечный свет осветил крылья бабочки, сделав их похожими на языки пламени, а передний план был подсвечен отраженным от белого листа бумаги светом. Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR. F 6,3, 1/640 sec, ISO 400. |
В какое время суток снимать? Самое интересное для съемки время– это первые часы после восхода солнца и пара часов до его захода. Утром насекомые малоподвижны, поэтому можно поставить штатив и снимать с большими выдержками. Животные и растения часто покрыты росой, что создает интересные сюжеты. Я сам снимаю утром очень редко, отдавая предпочтение вечерним часам. В это время активность насекомых также спадает, а заходящее солнце накрывает природу очень красивым красновато-коричневым светом, который создает магическую атмосферу в кадре. Вероятность найти интересные сюжеты охоты и взаимодействия между объектами гораздо выше именно вечером.
У внимательного читателя непременно появится вопрос: неужели нельзя снимать днем? Ведь света вдоволь, следовательно, можно и диафрагму зажать, и выдержку сделать покороче. Дело в том, что солнце дает очень жесткий свет, часто появляются блики и провалы в тенях. Управлять таким светом невозможно, и это создает большие трудности при съемке. Впрочем, повторюсь: все зависит от поставленных задач; иногда и при дневном свете можно сделать очень интересные кадры.
Отдельно хочется поговорить об этике природного фотографа. В 2010 году в Москве в рамках мероприятия «День природной фотографии» прозвучал доклад известного фотографа И. Шпиленка, который рассказал о международных правилах поведения и этических нормах фотографов-натуралистов. В России, к сожалению, таковые пока отсутствуют, но нескольких основополагающих правил придерживаться стоит.
Обыкновенный тритон (Lissotriton vulgaris) и жабья икра. Съемка в так называемых контролируемых условиях. В качестве декораций использованы полностью натуральные компоненты, в том числе и вода, позволяющая не допустить гибели икры. Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR, Nikon Speedlight SB-900. F 14, 1/200 sec, ISO 320. |
Различные фактуры – очень интересная, неисчерпаемая тема в макросъемке. Подобные кадры можно делать круглый год, что особенно хорошо в районах с сезонным климатом. Nikon D300, Nikkor AF-S 105/2,8 Micro VR. F 10, 1/160 sec, ISO 250. |
Фотограф-натуралист должен быть честен по отношению к зрителю. Никогда нельзя выдавать желаемое за действительное. Не стоит говорить, что кадр сделан на природе, если он снят в студии, или снимать мертвых насекомых, выдавая их за живых. А самое главное – нельзя вредить окружающей природе. Ни один кадр, даже самый редкий и уникальный, не стоит жизни живого существа.
Общение с коллегами является немаловажной частью жизни фотографа. Оно может происходить в различных интернет-сообществах и клубах. Например, существующий уже более пяти лет «Макроклуб» объединяет русскоязычных макрофотографов со всего мира. На сайте сообщества можно показать свои фотографии, получить ответы на вопросы, выслушать критические замечания. Такие клубы часто устраивают встречи, выездные мероприятия, к участию в которых приглашаются все желающие. Это отличная возможность поучиться у признанных мастеров своего дела. В заключение хочу сказать: снимайте как можно больше, экспериментируйте и не стесняйтесь спрашивать. Порой самые неожиданные решения позволяют создать шедевр.
Илья Гомыранов - победитель и призер конкурсов «The Best of Russia», «Золотая черепаха», «В объективе семья», «Искусство науки»; финалист конкурса «Лучший фотограф». В этой статье он подскажет Вам, какую технику выбрать для макро съемки и что нужно сделать для того, чтобы получить качественные снимки.
_______________________
Читайте также:
Композиционные приемы манимулирования вниманием зрителя.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий