Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Дмитрий Бернар: «Вдохновение – это сигнал свыше»

Дмитрий Бернар:
«Вдохновение – это сигнал свыше»

#портфолио
Дмитрий Бернар:
«Вдохновение – это сигнал свыше»
26 октября 2015
Фото:Дмитрий Бернар

Дмитрий Бернар — участник выставки «Дружба народов» на ВДНХ. Родом из Казахстана, он побывал во многих бывших союзных республиках, а сейчас проживает в Актау. Дмитрий снимает пейзажи и репортажи, чтобы, по его словам, показать окружающему миру, каким он его видит.


— Дмитрий, здравствуйте! Прежде всего хотим поблагодарить вас за участие в нашем проекте. Расскажите, пожалуйста, о себе: кто вы по профессии и как пришли в фотографию?

— Здравствуйте! Взаимно благодарю за возможность участвовать в проекте. Для меня это большая честь, так как ваш журнал я люблю и уважаю. Новость о том, что вы отобрали 11 моих работ, меня весьма и весьма порадовала!

По профессии я таможенник, но всерьез им становиться никогда и не думал: получил эту специальность, чтобы доказать себе и всем, что я не дурак, только для этого.

Родился и вырос в Актау, где любовь к фотографии зародилась во мне еще в юном возрасте. Из-за отсутствия камеры фотографом я тогда не стал, но интерес к ней проявлял повышенный. Позже в поисках себя уехал в Москву. Большой город заставил отложить хобби на несколько лет ввиду того, что другим моим увлечением всегда был театр. Но годы расставили все по местам, и пришло осознание, что больше всего мне нравится и захватывает мое внимание фотография. В специализированных учебных заведениях я не учился, основы построения композиции и навыки экспозиции приобретал самостоятельно путем проб и ошибок, с помощью литературы, просматривая видеоуроки в Интернете.

— Интересовались ли вы фотографией в детстве? Фотографировал ли кто-то в вашей семье?

— Могу точно сказать, что в детстве фотографии занимали меня достаточно сильно, и по большей части на них был я сам. Родители развелись, когда мне было два или три года, и все, что у меня осталось от отца, — это снимки, которые он делал, пока жил с нами. Ясное дело, я их обожаю. На мой взгляд, у него прекрасно получилось передать первые шаги и эмоции маленького человечка. Позже 
я узнал, что мой отец был весьма увлеченным фотолюбителем, так что вполне возможно, что это семейное.

— Вы помните свою первую камеру? Чем вы сейчас снимаете? Необходима ли для пейзажной и репортажной фотографии профессиональная техника, на ваш взгляд?

— Лет в 16 мне подарили самую простую мыльницу Kodak, которой я не сделал ни одного достойного снимка, потому что пленка стоила денег и каждый кадр был на счету. Поэтому первой своей камерой я считаю маленький трехмегапиксельный фотоаппаратик Canon, который принадлежал моему другу. Мы с ним ходили по городу и фотографировали все что можно и что нельзя. Сейчас я снимаю камерой Canon 7D. Она отличная для своей цены, но кроп-фактор стал меня смущать, и в самом ближайшем будущем я собираюсь перейти на полный кадр.

Для репортажа, считаю, совершенно не важно, какой камерой снимать, главное — хорошая точка зрения, напористость и умение не обращать внимание на людей, которых снимаешь, если вы понимаете, о чем я. А вот в пейзаже, думаю, содержимое снимка все же не так важно, как качество картинки. Поэтому мне кажется, что профессиональная техника в пейзажной съемке необходима!

— Расскажите, пожалуйста, о кадрах, которые наиболее важны и ценны для вас. Есть такие?

— Да, это снимок с моей бабушкой, который уже успел победить в конкурсе «ФотоОбраз» в 2013 году. Хоть он и постановочный, чего я так не люблю делать, но в данном случае я исправил буквально пару штрихов, и композиция заиграла в том стиле, который мне безумно нравится: это стало не просто документальное, но еще и художественное фото. Ну и, конечно, ценность кадра в том, что на нем изображена моя единственная и неповторимая бабушка в своей квартире в привычной для нее обстановке. А вообще этот снимок дал мне понять, что я занимаюсь своим делом!

— Вы работаете в разных жанрах. Расскажите, какие из них наиболее вам интересны?

— Наиболее комфортно я себя чувствую в репортажной съемке. Задача осветить событие максимально достоверно, охота за удачным моментом и бесконечные поиски интересных ракурсов ставят для меня репортаж на уровень азартного спорта. Практиковаться в этом жанре приходится только на светских мероприятиях, но очень хотелось бы попробовать себя в качестве репортера-документалиста.

— Расскажите, пожалуйста, о снимках, представленных в рамках проекта. В каких постсоветских республиках вы бывали и что сильнее всего впечатлило?

— Фотографии, которые я сделал у себя на родине, — это попытка передать местность такой, какая она есть, и наличие хотя бы каких-то особенностей в кадре для меня очень важно. Просто красиво снять закат или верблюда мне недостаточно, а вот верблюд на фоне атомного энергокомплекса — это уже совсем другое дело. Когда я работал в детском театре, мне довелось побывать во многих постсоветских странах, но во время гастролей времени на съемку совсем не было, о чем я, конечно, очень жалею. Хотел бы пофотографировать в колоритных местах, например в Грузии или Узбекистане. Хотя я уверен, много интересного мне предстоит еще запечатлеть у себя в Казахстане.

— Как реагировали местные жители на фотосъемку? Общались ли вы с ними?

— Плохо реагировали. Наши люди совсем не привыкли к тому, что их ни с того ни с сего кто-то фотографирует, и поэтому открыто проявляют свое недовольство и даже иногда требуют удалить кадр с ними. Это, конечно, во многом мешает сделать хороший жанровый снимок. Но так происходит, разумеется, не всегда, попадаются даже люди, которые сами просят их сфотографировать. Так, например, было с мужчиной, который изображен на одной из моих работ в позе лотоса.

— Какие постсоветские страны наиболее интересны вам на сегодняшний день? Планируете ли вы еще путешествия?

— Как я уже сказал, мой выбор падает на колоритные регионы — Кавказ и Среднюю Азию. Наверное, звучит странно, что мне интересны страны Средней Азии, когда я сам живу в Казахстане, но дело в том, что фотографировать я начал в Москве, а сюда вернулся всего год назад и насытиться местным колоритом еще не успел. А в перспективе я планирую посетить какую-нибудь кавказскую страну, поснимать горные деревушки и их жителей и заодно подышать свежим воздухом, а то мне в последнее время совсем не хватает кислорода в Актау.

— Где вам еще удалось побывать, какие места и природа впечатляют больше всего?

— Во время гастролей мне удалось объехать всю Россию, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского и Владивостока. Очень и очень жаль, что без камеры — можно было сделать массу прекрасных снимков. Довелось побывать и за северным полярным кругом, в Салехарде, который впечатлил меня, наверное, больше всего своей суровостью и, так как мы были там в мае, круглосуточным солнцем.

— Как вы думаете, как можно развить видение и можно ли? Или же это то, что дается свыше?

— Я думаю, вдохновение — это и есть сигнал свыше. И пренебрегать им, думая, что оно дано навсегда, нагло и глупо. Но это не значит, что развитие видения нужно полностью доверить вдохновению. Я развиваюсь посредством кинематографа, смотрю много фильмов и считаю, что правильно делаю: подсознание после увиденного формирует четкий образ того, как лучше выстроить кадр.

— Сколько кадров в среднем вы делаете при съемке одного сюжета?

— Смотря, конечно, что за сюжет, но в среднем не меньше пяти. Да, 5–10 кадров, каждый из которых будет сделан с разных ракурсов, чтобы потом обдуманно выбрать лучший из них. Если сюжет, на мой взгляд, особенный и неповторимый, могу увлечься и сделать 20, а то и 50 кадров.

— Что значит для вас хорошая фотография?

— Однозначно вызывающая эмоции. И речь не только о жанровой фотографии, портрет и пейзаж тоже должны вызывать отклик. Если этого не происходит, однако кадр красивый и качественный, значит, он нормальный, но не более. Хорошая фотография — это когда при просмотре мгновенно срабатывает ассоциативный ряд и возникают эмоции, а такое возможно только в том случае, если ты веришь происходящему на ней.

— Кто из современных фотографов наиболее близок вам по творческому методу?

— Документалист, снимающий при этом красиво, которым я действительно восхищаюсь и мечтаю хоть немного приблизиться к его мастерству, — это Стив Мак-Карри. Есть много фотографов, работами которых я вдохновляюсь, но Стив Мак-Карри — единственный человек, у которого, похоже, совсем нет плохих снимков, а сделал он их немало! Ну и, конечно, не могу не упомянуть Анри Картье-Брессона — тот уж совсем чудеса творил.

— Участвуете ли вы в конкурсах, выставках, что значит для вас общественное признание?

— По мере возможности стараюсь участвовать, но совсем не расстраиваюсь, если не побеждаю. Признание важно для любого творческого человека, оно прибавляет неимоверные силы для работы, дает творцу понять, что усилия были не напрасны, и сводит к нулю желание опустить руки. Но с другой стороны, после признания легко поддаться соблазну почивать на лаврах, и стремление сделать по-настоящему хороший снимок уже не такое сильное, как тогда, когда о тебе никто не знал. Так что я за признанием особо не гонюсь, но и не против, если благодаря ему у меня появится возможность снимать то, что мне интересно, а не свадьбы.

— Как вы совершенствуетесь? Что считаете лучшим способом обучения — посещение мастер-классов, общение с коллегами, книги, Интернет, практику?

— Сейчас у меня настал тот момент, когда лучший способ совершенствования — это практика. Чем больше снимаешь, тем лучше становится каждый последующий кадр. Раньше мне очень помогали литература и Интернет, но тут надо быть осторожным, чтобы избежать подражания другим фотографам. Лучше ко всем открытиям прийти самому, своим путем, усваивая свои уроки и учитывая свои ошибки. Тогда совершенствование достигается на том уровне, какой необходимо именно тебе. Профессиональные камеры становятся с каждым днем все доступнее и доступнее, и соответственно, хороших фотографов тоже становится больше, так что совершенствоваться нужно каждый день, иначе можно легко остаться в стороне.

— Сколько времени вы обычно посвящаете обработке фотографий?

— Как и все начинающие фотографы, поначалу я мудрил с цветом, и не всегда удачно. Очень много хороших снимков я запорол обработкой и сейчас не могу смотреть на них без сожаления. Поэтому сейчас я стараюсь делать минимальную свето- и цветокоррекцию, без ядовитой насыщенности и контраста. Так что времени на обработку стало уходить намного меньше, но тем не менее часа три каждый день приходится сидеть у монитора.

— Какой цели в фотографии вы хотели бы достичь?

— Хочу сделать как можно больше по-настоящему мощных снимков. Таких, чтобы даже вопрос не вставал, хорошая эта фотография или посредственная. Таких, чтобы их смысловая и эмоциональная нагрузка были очевидны. Моя цель — заставить людей лишний раз задуматься.

— Что значит для вас фотография?

— Фотография для меня — это способ передачи информации, средство, благодаря которому я могу донести до окружающего меня мира окружающий меня мир. С ее помощью у меня есть возможность обратить внимание людей на то, на что обращаю свое внимание я. Первым делом я смотрю на фотографию именно под таким углом. И уже потом это, конечно, способ зарабатывания денег, о чем нельзя не упомянуть.

— А что вас вдохновляет на творчество? Какую музыку, литературу, кино вы предпочитаете?

— Как я уже говорил, преимущественно это кино. Я практически не смотрю боевики и блокбастеры, люблю арт-хаус, кино со смыслом, обращаю внимание на работу оператора. Очень люблю читать, и преимущественно классиков, считаю, что для фотографа-документалиста, коим я еще не являюсь, очень важно иметь интеллектуальный багаж за плечами, чтобы в выборе сюжета с легкостью можно было определиться, что важно, а что нет. Ну и, конечно, музыка, как без нее! Мне преимущественно нравятся спокойные мелодии. Очень часто я снимаю с наушниками в ушах, это помогает находиться больше в себе и не отвлекаться от того, что, на мой взгляд, важно. Музыка помогает увидеть то, чего я не увидел бы никогда, если бы проходил мимо без плеера.

— Чем для вас стало участие в выставке «Дружба народов»? Как вы думаете, способствуют ли такие проекты развитию фотографии?

— Безусловно, участие в международной выставке — это большой шаг вперед на моем творческом пути. Быть частью подобных проектов — всегда радость и понимание того, что нужно и дальше двигаться в этом направлении, даже если подобные фотографии не приносят мне денег. К сожалению, для меня участие в выставке по большей части виртуальное, потому что посетить ее самому возможности нет. Я с удовольствием посмотрел бы на свои работы и работы других фотографов, мне интересна реакция людей на них. Надеюсь, до ноября мне удастся выбраться в Москву. На мой взгляд, любая выставка способствует развитию фотографии в плане увеличения числа талантливых авторов, ведь обязательно найдется хоть один человек, который вдохновится работами и подумает: «Я тоже так хочу! Я тоже так могу!»

— Читаете ли вы наш журнал?

— Да, читаю. У вас есть много интересной для меня информации. Я регулярно посещаю ваш сайт.

— Назовите, пожалуйста, пять фактов о себе, не связанных с фотографией.

— 1. Я всегда закатываю рукава, и это не дань моде, мне так удобно. 2. Периодически я впадаю в меланхолию, и в такие моменты меня тянет уйти в закат под лирическую музыку. 3. Мое число — 23. 4. Терпеть не могу гордых людей. 5. Всю жизнь мечтаю о суперспособностях.

Об авторе

Сайт: fotobernar.com.

Совет начинающим: сохраняйте оригиналы своих фотографий.

Техника: Canon 7D, Canon 24–70 2.8L, Tamron 17–50 2.8, Helios 44M.

Источники вдохновения: кино, музыка, литература, Анри Картье-Брессон.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

22 октября 2015

Виктория Шонина:
от пешего туризма к пейзажной фотографии

Еще один участник выставки «Дружба народов» — Виктория Шонина из Киргизии. Действительно, стоит прийти на ВДНХ и посмотреть на ее пейзажи. Тогда вам непременно захочется увидеть всю эту красоту своими глазами.

1 октября 2015

Табылды Кадырбеков:
"Хочу стать хранителем истории"

Табылды Кадырбеков — участник фотопроекта «Дружба народов» от Киргизии. В настоящее время он работает в агентстве Sputnik Кыргызстан и планирует связать свою жизнь с репортажной фотографией. О своем отношении к творчеству, миру и современности он рассказал нам в специальном интервью.

16 сентября 2015

Додхудо Туйчиев:
"Съемка природы - как процесс медитации"

Додхудо Туйчиев вырос в Таджикистане, работает в Москве, снимает пейзажи и жанровые фотографии. А еще он любит путешествовать и узнавать новые страны. О своем творчестве и участии в проекте «Дружба народов» он рассказал нам в интервью.