Фото:Филипп Шансель
В Москве проходит выставка «Парижские бунтари' 82» Филиппа Шанселя — одного из самых известных современных фотографов Франции. Самому Филиппу бунтарский дух присущ не в меньшей степени, чем его героям: его всегда интересовала правда, даже если путь к ней был сложным и опасным. Мы поговорили с фотографом, который приехал на открытие выставки в Москве.
Интервью: Екатерина Елизарова
Фотографии предоставлены пресс-службой МАММ
— Ваш проект открывает программу десятой московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии»-2017. Это очень почетно. Что вы чувствуете? Кстати, вы не в первый раз в России? Как вам Москва?
— Да, безусловно, это очень трогательно, и большая часть для меня — открывать биеннале в таком замечательном музее, тем более выставкой, которая была создана около 35 лет назад — я был очень молод, когда снимал эту серию.
В Москве я был три раза, но каждый раз открываю ее заново. К сожалению, я приезжаю ненадолго, но мне здесь нравится.
— Вы увлеклись фотографией еще в детстве. Помните свои первые снимки? Какие сюжеты вас привлекали?
— На моих первых снимках были город и архитектура, новые районы Парижа, например, деловой центр Ла-Дефанс, который буквально из ниоткуда вырос. Также я снимал портреты и стрит. Я и сейчас примерно тем же занимаюсь.
Филипп Шансель «Парижские бунтари' 82» © Филипп Шансель / Галерея Melanie Rio
— Ваше первое образование связано с экономикой. Почему вы сделали тогда этот выбор?
— Да, действительно, в университете я изучал политику, экономику, журналистику.
Мне было интересно узнать, как устроен наш мир. Но фотография увлекала меня с детства. Это моя страсть, я не думал, что она станет моей профессией. Как это бывает, страсть к фотографии перевесила рациональные доводы.
— Расскажите о своей работе журналистом.
— Сначала, когда я работал журналистом, я больше писал, чем снимал. Но мне хотелось, чтобы мои тексты сопровождались моими же фотографиями. Одно время я работал в журнале, посвященном фотографии, имел возможность общаться с фотографами, узнавать об их работе, они делились со мной опытом.
— Как долго работали в журнале?
—
Филипп Шансель «Парижские бунтари' 82» © Филипп Шансель / Галерея Melanie Rio
— В одном из интервью вы сказали, что «никогда не искали легких путей и любили протестовать». В чем конкретно это выражается?
— Как говорится, бунтарь однажды — бунтарь навсегда.
Мне интересно работать с сюжетами, путь к которым непрост, нравится, когда нужно прилагать усилия — например, в случае с бунтарями нужно быть одновременно и вхожим в этот мир, который полон опасностей, и самому быть немного бунтарем.
Мои сюжеты — запретная зона, Северная Корея. Чем сложнее доступ, тем ценнее снимок.
— Вы также говорили, что всегда «стремились узнать правду». Что было, когда вы ее узнавали? Всегда ли она радостна?
— В отношении СМИ я замечал одну вещь: они не всегда показывают правду целиком. Это какие-то грани фактов, но в целом взгляд и видение проблемы — неполные. Мне хотелось самому докопаться до правды и стать источником передачи информации. То, что я хочу показать, — это скорее моя правда, чем правда в широком смысле слова.
— Какие проблемы больше всего вас интересуют?
— Я уже много лет работаю над проектом под названием «Datazone». Это информация, которую я собираю как фотограф. Я уже побывал в тринадцати странах, среди которых Северная Корея, Гаити, США, Болгария, Турция, Антарктида. Эти снимки были опубликованы в разных местах, но параллельно я готовлю альбом, в который будет включено все. Это взгляд на проблему глазами людей. Я уже отработал двенадцать зон. Остается Арктика, которую я собираюсь посетить в конце февраля. И черные кварталы Марселя, где очень серьезная проблема бедности. После этого проект будет завершен, надеюсь. И, возможно, он будет представлен в этом зале.
— Такие проекты помогают решению проблем?
— Вы задали серьезный вопрос. В 20 лет человек бунтует против всего мира. Сегодня фотографии сами по себе не могут изменить мир. И мир стал сложнее, и фотография изменилась. Надеюсь, что с помощью фотографии я смогу помочь людям почувствовать то, что почувствовал я, и показать им проблему моими глазами.
Филипп Шансель «Парижские бунтари' 82» © Филипп Шансель / Галерея Melanie Riо
— Протест в какой-то степени свойственен романтизму. Как вы думаете, романтизм сейчас жив? Нужны ли миру романтики?
— К сожалению, наивности в хорошем смысле, мечте, все меньше доверия. Общество все менее толерантно к этому. Мы создаем утопию, основанную на материальном, все строится на таких понятиях, как богатство и власть.
— Как вы оцениваете современную фотографию? Огромное количество картинок, которые появляются в социальных сетях?
— Мы живем в мире, где короткие твиты противостоят книгам. К сожалению, доминируют маленькие форматы, то время как, открыв книгу, мы погружаемся в целый отдельный мир. Ценность фотографии снижается, но я считаю, что у автора еще есть возможность выразить свою точку зрения — как в литературе, так и в фотографии.
— Как вы думаете, чтобы стать фотографом, нужен талант?
— Талант — это то, что дается свыше. Но именно постоянная работа и усидчивость очень важны. Талант дает легкость и предрасположенность, но все это закрепляется работой и только работой.
Выставка Филиппа Шанселя пройдет до 26 февраля.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий