Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Алла Соколова: призер 35AWARDS «Репортажная фотография»

Алла Соколова: призер 35AWARDS
«Репортажная фотография»

#портфолио
Алла Соколова: призер 35AWARDS
«Репортажная фотография»
19 октября 2018

Алла Соколова — фотограф, член Творческого союза художников в России. Сейчас Алла живет во Франции и не перестает путешествовать. Из Бангладеша она привезла около 20 тыс. фотографий, некоторые из них вошли в победившую репортажную серию.

«Я понимала, что показать увиденное там одной фотографией очень сложно. Тогда мне пришла в голову идея сделать репортаж. Каждый раз, возвращаясь к этим снимкам, я снова переживаю те эмоции, и к горлу подступает ком... До сих пор.»

— В каких номинациях 35AWARDS вы участвовали?

— Я всегда принимаю участие в трех номинациях: «Репортаж», «Черно-белое фото» и «Портрет», хотя для себя очень люблю делать снимки животных и птиц.
В 35AWARDS я участвую не первый год, и каждый раз мои работы попадают в Ceremony Awarding 100 Best Photo, но после победы в номинации «Черно-белое фото» в прошлом году я уже думала, что это мой предел и в таком напряжении, с высоко поднятой третий год планкой я не выдержу конкуренции. С каждым годом этот конкурс набирает обороты, и участников со всего мира становится больше и больше.

— Расскажите историю победившего снимка/серии: при каких обстоятельствах он был сделан?

— Тогда я была в Бангладеше в составе международной делегации фотографов из Европы под руководством комиссара чешской ассоциации фотографов Гарика Аванесяна. Эта поездка стала ключевой в моем творчестве, она же подарила мне победивший фоторепортаж.

Когда деревья были большими​

Не исключаю, что многих не впечатлит поездка в Бангладеш, грязь и нищета, но я ни о чем не жалею, потому что разглядела за всем этим очарование людей и почувствовала их горячие сердца. Но самое сильное впечатление на меня произвело посещение мусорной свалки. Сложно описать словами, что я чувствовала, находясь там. Наверное, если существует ад, то он выглядит именно так. И я там была!

Когда я вернулась домой и закрыла за собой дверь в ту страну, то понимала, что какая-то часть меня осталась там. Я не знала, с чего мне начинать, зуд деятельности не давал покоя, эмоции зашкаливали, и первым фото, которое я сделала, было «Рожденные на свалке».

Я понимала, что показать увиденное там одной фотографией очень сложно. Тогда мне пришла в голову идея сделать репортаж. Каждый раз, возвращаясь к этим снимкам, я снова переживаю те эмоции, и к горлу подступает ком... До сих пор.

Атака птиц

— Почему, по вашему мнению, ваш снимок занял призовое место?

— Вероятно, этим репортажем мне удалось передать атмосферу увиденного и вложить туда свои переживания и частичку моей души, поэтому он не оставил равнодушных и зацепил аудиторию. Эта серия заняла третье место на 35Awards Best Photos 2017.

Колодец

— Что вы думаете о системе голосования премии?

— Как правило, на международные конкурсы приглашены три-четыре члена жюри, и их оценка не всегда может быть адекватной, ведь мы все знаем, что искусство — понятие абстрактное. В данном конкурсе 35 членов жюри из разных стран! Вероятность общего знаменателя и адекватности оценки намного выше. Система отслеживания накруток и прочие прибамбасы, которыми нас балует Валерий Кочергин, не позволяют группировкам тянуть своих, все попытки сразу распознаются компьютерной программой. Я не раз становилась жертвой группировок, которые пытались специально «утопить» мою фотографию, занимавшую лидирующие позиции. Даже на третьем уровне, когда голосовать могут только пользователи аккаунта 35 Awards, мое фото-победитель щедро одаривали единицами, но система выявляла вредителей и их оценки были аннулированы.

На разгрузке угля

— Как вы пришли в репортажную фотографию?

— Жизнь всегда посылала мне нужных людей в нужное время, так я встретила Юрия Житлухина. Он с 1960 года работал фотокорреспондентом газет «Советская молодежь», «Советская Латвия» и «Советский спорт», и фото первых моих достижений в спорте были опубликованы в газетах именно им. Я завидовала ему — он всегда находился в центре всех событий страны, совсем рядом с миром спорта, полным эмоций, слез, радости побед и горести поражений, в изнанке этого замечательного мира! Так я взяла в руки свой первый профессиональный фотоаппарат — до этого просто баловалась мыльницами, делая семейные фото и снимки своих собак.
Такова ирония судьбы: когда-то его жена, Галина Житлухина, была моим первым тренером по спортивной гимнастике, а он стал моим первым учителем в области фотографии. Я до сих пор помню его слова: «Если хочешь понять, интересное у тебя фото или нет, переведи его в черно-белое» (речь шла о репортажных снимках).

Крик Земли

Я пошла учиться в рижскую «ФотоАкадемию». К нам часто приезжал Александр Лапин и давал мастер-классы. Я всегда посещала его лекции и начала смотреть на мир его глазами. Я начала искать себя в этом бездонном мире фотографии, но сразу отчетливо понимала, что меня тянет и к фотожурналистике, и к животному миру. Эти два учителя задали направление, в котором я развиваюсь и двигаюсь до сих пор.

— Почему вы часто выбираете чб для обработки?

— Жизнь меня не баловала, ведь всего мне приходилось добиваться самой, преодолевая травмы и болезни, победы и поражения, падения и взлеты. Про таких, как я, говорят: «Прошла огонь, воду и медные трубы». Мне приходилось сталкиваться с большими трудностями, включая такие, как инвалидность и почти два года лежания в больницах, и никто не давал гарантии, что я буду ходить...

Я видела мир другим, я была за гранью жизни, когда шла по темному тоннелю в поисках лучика света. Жизнь состоит не только из ярких красок, и для меня в частности она как зебра — черное и белое. В моей жизни мало серых оттенков, на смену грандиозному успеху приходят разочарование, боль и болезнь. Наверное, это и определило мое пристрастие к черно-белым снимкам, я вижу в них больше жизни, философии, не отвлекаясь на цвета.

Желание летать

— Есть ли у вас главная задача как у фотографа?

— Большой победой для меня является тот факт, что я могу передвигаться самостоятельно, без костылей и палки, и мой спорт теперь — это прогулки с фотокамерой. Движение — жизнь! И в этой жизни есть огромное желание поделиться увиденным со зрителем, показать мир моими глазами не только во всей его красе, но и взглянуть на обратную сторону медали. В фотографии для меня важна смысловая нагрузка, когда чем дольше смотришь на фото, тем больше его начинаешь понимать. Именно это я и пытаюсь донести до своего зрителя.

Летите голуби, летите

— Какой набор фототехники у вас обычно с собой на съемке? Чем обусловлен такой выбор?

— Конечно, для репортажника в идеале лучше носить с собой сразу две камеры (у меня изначально вся техника Canon), на одной из которых «ширик» 16–35 мм, а на другой телевик 70–200 мм. Но для меня это очень тяжелая ноша, моя физическая форма не позволяет мне такую нагрузку, и для меня всегда было дилеммой, какой объектив надеть? И чаще всего срабатывал закон подлости. Завидев интересный сюжет, нужно реагировать молниеносно, а если начнешь перестегивать объектив, то всё пропустишь. Я долго так мучилась, но весной этого года мой муж подарил мне на день рождения универсальный объектив 28–300 мм. Видя, как я всегда расстраиваюсь, что не могу ходить на «охоту» с двумя камерами, он нашел для меня такой выход.

На самом деле моей радости нет предела! Я очень довольна подарком, хотя у каждого объектива есть свои минусы, идеального нет!

Жизнь в этих глазах

Первое — он очень тяжелый. Зато теперь, отправляясь на фотоохоту, я быстрее устаю и быстрее возвращаюсь домой, муж доволен! Прихожу домой — у меня 300–500 новых снимков вместо 1000, снова экономия времени на сортировку и просмотр! Можно побаловать мужа вкусным ужином, все довольны!

Второе — он темный, 4,5–5,6. Это реальный минус, но если вы снимаете с дневным освещением, то его можно и не почувствовать. Зато какой плюс: встал за угол, прицелился — и шлепай всех подряд, не надо нервировать человека камерой перед носом! И овцы целы, и волки сыты!

Я не люблю носить штатив. Мой секрет в том, что я, как настоящий охотник, сначала всегда выбираю место съемки. Затем надо устроиться поудобней в ожидании нужного персонажа, желательно локтями опереться на твердую платформу, чтобы руки не уставали, и тогда каждый ваш «выстрел» будет в яблочко! При таком положении всегда можно поэкспериментировать с длинной выдержкой, ваш темный объектив прекрасно это позволит. Но при дневном освещении все кадры будут пересвечены, поэтому лучше купить специальный темный фильтр, который позволяет делать снимки с длинной выдержкой в дневное время суток.
Раньше я не могла понять, почему фотографы в основном мужчины, но теперь уверена, что носить на себе такие тяжести — точно не женское дело.

Базарный день

— Раскройте какой-нибудь профессиональный фотосекрет. Как не перегореть?

— Моя любовь к репортажным и жанровым снимкам в черно-белых тонах граничит с любовью к природе и животному миру. Иногда устаешь снимать только реальную жизнь людей, глаз замыливается, острота внимания притупляется, и тогда очень здорово переключиться на природу. Мне это помогает не выгорать профессионально, это важно — уметь отвлечься и отдохнуть от одного жанра посредством другого. Но самое верное средство от застоя — новое путешествие, и совершенно неважно, куда, главное — смена обстановки, быта, для женщины это особенно ценно. А самое интересное здесь то, что ваш кадр может подстеречь вас совершенно неожиданно, и надо постоянно быть к этому готовым.

Место для курящих

Прикоснуться к истории

— Что должен помнить каждый фотограф?

— В жизни каждого фотографа есть тот самый заветный кадр, самое главное — не пройти мимо! Со мной один раз такое произошло. Это было весной, в Страстную пятницу, накануне праздника Пасхи. Я была в Санкт-Петербурге, весь день шел дождь. Я люблю дождь, это моя стихия. В поисках чего-то интересного я целый день гуляла в Парке Победы, но, к моему великому разочарованию, ничего сногсшибательного не сняла. Возвращалась домой уставшая, с понурой головой, заглядывая в дворовые лужи, и вдруг поймала чей-то взгляд снизу. Эти глаза смотрели на меня и словно просили о помощи, было странное ощущение. Я сделала пару кадров, и по спине побежали мурашки. Так родился мой «Крик земли». Эта работа была показана на фотовыставке объединения «Арт-Петербург» «Город — среда обитания» и заняла второе призовое место. А ведь можно было пройти мимо...

Снегопад

В заключение хочу всех поблагодарить за поддержку и внимание к моим работам, сказать большое спасибо руководству 35Awards за этот прекрасный ресурс, который позволяет нам продвигаться и расти! Я всем желаю неиссякаемого вдохновения, творческого подъема, новых рубежей и побед!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий