Фото:Александр Тягны-Рядно
Что есть мастерство? Возможно, это кажущаяся простота, повседневная очевидность, в которую по непонятным причинам хочется вглядываться до бесконечности? Если так, то Александр Тягны-Рядно — именно мастер.
Он каким-то неразгаданным образом создает притягательные кадры. Объехал полмира, заглянул в самые далекие его уголки и отовсюду привез собственное, хорошо узнаваемое видение. Мастерство его признано: Александр — секретарь Союза фотохудожников России, член Союза журналистов России, член Международной Федерации художников ЮНЕСКО, автор 13 фотокниг и 45 персональных фотовыставок. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях Америки, России и многих стран Европы.
— Давайте начнем с традиционных вопросов, ответы на которые дают нашим читателям возможность сопоставить свою фотографическую судьбу с судьбой ведущих мастеров. Как вы начали фотографировать?
— В фотографию я пришел странным, математическим путем — от противного. Когда-то я учился в МАИ, студенческая жизнь была веселая — поездки, стройотряды, альпинизм, горы, лыжи... И вот я закончил институт, попал в «почтовый ящик», и там — с восьми до пяти, с восьми до пяти... каждый день туда-обратно по одной и той же дороге, в одно и то же время... Я как будто соскочил с летящего поезда на пустынном полустанке — вскоре понял, что долго так не проживу. И начал придумывать себе профессию, которая продлила бы студенческий кайф, адреналин путешествий — всего этого мне очень не хватало. В давние времена я интересовался кино, прочитал много книг об операторах, режиссерах, поэтому решил поступать во ВГИК. Профессии актера, режиссера и сценариста я отмел — это не про меня, так что остался один операторский факультет. Чтобы поступить на него, надо было сдать 20 фотографий на творческий конкурс. Так все и началось.
Я начинал серьезно заниматься фотографией в довольно солидном возрасте, у меня была жена, ребенок и имелась необходимость зарабатывать сразу. Было понятно, что андеграунд меня не прокормит, а вот журналистика — другое дело, в советские времена фотографией можно было заработать. Платили более-менее нормально, давали аппаратуру, пленку, лабораторию, что тоже немаловажно. Сначала я пошел в фотоклуб «Правда», потом были курсы при Союзе журналистов, оттуда попал в университет на журфак (во ВГИК поступать так и не стал). Но я не считаю себя истинным журналистом. Если не ошибаюсь, выдающийся советский физик Лев Арцимович сказал: «Наука — это удовлетворение любопытства за чужой счет». Много общего с журналистикой! Так что, несмотря на то, что журналистика была моей работой, я всегда снимал свою фотографию.
— Получается, что вы отдали очень много времени именно профильному образованию?
— В советские времена не было системного фотографического образования. Учился везде, где было возможно.
— В каких еще жанрах вы работали, помимо журналистики?
— Через полгода после поступления на журфак я начал работать в небольшой газете — «НТР». В обществе «Знание» выходило два издания: политическое и научное. Я работал в научном, которое со временем благополучно загнулось. А вот политическое стало всем теперь известным медиамонстром — газетой «Аргументы и факты».
Моим первым творческим проектом стала большая серия портретов ученых, академиков: Гинзбурга, Прохорова, Басова, Лихачева, Сахарова, Велихова и других. Это было примерно в 1985 году. Я хотел сделать выставку в Доме ученых, все подготовил, напечатал около 120 работ, но не сложилось: потребовались какие-то справки из Союза журналистов... Я плюнул и не стал делать. Единственная несостоявшаяся выставка. Но она и сейчас лежит, ничего с ней не случилось. Может быть, использую эти материалы, когда буду отмечать свое
В маленькой газете все приходилось делать самому. Я освоил все технологические процессы, вплоть до верстки и читки полос. Когда уходил оттуда, меня уговаривали остаться в роли ответственного секретаря, заместителя главного редактора, но я отказался. Сказал, что хочу быть именно фотографом. И ушел в «Журналист».
По тем временам это был очень круто: единственный журнал ЦК КПСС, при газете «Правда». Статус его был даже выше, чем у «Советского фото». Меня взяли исполняющим обязанности главного художника и заведующим отделом фотожурналистики. Я занялся редакторской деятельностью, которая мне довольно быстро наскучила: хотелось воплощать собственные идеи, а приходилось снимать тех, кто снимает, в том числе, на телевидении. У меня до сих пор сохранилась уникальная съемка с программы «Взгляд»: Листьев и другие лица, молодые все... До сих пор многие помнят эту съемку и периодически что-то из нее покупают. Из «Журналиста» я перешел в газету «Советская культура», где был заместителем завотдела иллюстрации. Появилась возможность больше снимать. Именно тогда прошла моя первая большая персональная выставка на основе фотографий, привезенных из разных поездок. И люди там были очень интересные.
— То есть вы перешли в галерейное направление сразу после журналистики, минуя какой-то другой опыт коммерческой съемки?
— Не сразу, были и другие этапы. Я поработал главным художником — это был пик моей карьеры. Потом ушел в «Известия» простым фотографом, трудился там несколько лет.
У меня оставалось много друзей в кино, и вот однажды по их приглашению я уехал на съемки фильма Бориса Галкина в Пицунду. Мне так там понравилось, и так не хотелось возвращаться, что я написал заявление об увольнении. Так что был в моей жизни и киношный период. Хотя, если честно, фотограф в кино — это пятое колесо, никому он не нужен, только ходит и всем мешает. А вот после кино я ушел в свободное плавание и начал заниматься разными проектами, в том числе, рекламой.
— Как же выглядит ваш опыт рекламной съемки?
— В те времена все только начиналось и делалось «на коленке». Это сейчас рекламный фотограф почти ничего не придумывает; как правило, креативом занимается монстр в виде рекламного агентства. Тогда же мы, фотографы, сами встречались с гендиректорами фирм и сами все сочиняли. Не было ведь ничего! Не было хорошего света — так мы изобретали способ снять без света вообще, одалживали где-то камеры. Все рекламщики, которые тогда начинали, именно так и работали. Просто приходили и нагло говорили: мы все можем, все умеем, нет проблем. И получали заказы.
— Вы много путешествуете, снимаете в жанре тревел-репортажа или стрит-фотографии. Чаще всего, глядя на фотографии путешественников, видишь пейзаж, цветок, здание. А у вас четко ощущается стиль Картье-Брессона. Какое влияние он оказал на ваше творчество?
— Основополагающее. Для меня Картье-Брессон — это некая икона стиля в фотографии, к которой мы все стремимся. «Решающее мгновение» — манифест, который он провозгласил в своей одноименной книге. Он настолько точно и гениально рассказал все словами! Я в последнее время стал проводить мастер-классы, вести курсы, и обнаружил, что почти невозможно подобрать собственные слова, которые будут выразительнее брессоновских, поэтому очень часто его цитирую.
Гениальных фотографов довольно много, но мало тех, кто может более-менее внятно рассказать, как, что и почему. Сейчас дефицит не фотографов, а аналитиков, критиков, редакторов фотографии.
— Кто, кроме Брессона, помогал вам учиться и развиваться? На кого из классиков прошлого вы равнялись?
— У меня были очень хорошие учителя, которых вполне можно назвать классиками настоящего. С некоторыми из них мне довелось пообщаться в университете, например, с Владимиром Вяткиным. Мы с ним давние друзья.
Был у меня великолепный преподаватель Николай Еремченко, который в свое время возглавлял сначала отдел иллюстраций «Правды», потом фотохронику ТАСС. Это был гениальный фоторедактор, таких поискать надо. Нельзя не вспомнить Тимофея Баженова, Валерия Генде-Роте, Виктора Резникова, Виктора Вылегжанина ...
— Вернемся к галерейным проектам. Когда вы снимаете путешествия, выполняете репортажные задания, снимаете материал, — вы сразу думаете о выставках?
— Да.
— Ольга Свиблова говорила: «Думайте сразу проектами!».
— Я не уверен, что надо делать все именно так, как она говорит. Можно сразу снимать задуманный проект, а можно, мысля фотографическими категориями, набирать критическую фотографическую массу, из которой могут выкристаллизоваться какие-то проекты. Например, я работал по заданию для разных газет, а параллельно снимал памятники Ленину по всей стране — обычно весело, ерничая, потому что снимать их в лоб — это уже совсем глупость, они же все одинаковые. Разумеется, за много лет у меня собрался большой материал на эту тему, из него и сложился проект «Ленин с нами?».
Первой состоявшейся стала выставка «Я бульварным кольцом с Москвой обручен». Я работал тогда в «Журналисте», заскучал и решил сделать живой проект — от нечего делать по выходным ходил и снимал бульвары, все подряд. Ведь там проходит вся жизнь — от первых до последних шагов. Получилась большая интересная серия, ее много печатали. В «Советской культуре» я точно так же по выходным приходил в свою темную комнату и в течение полутора лет печатал вторую выставку — «Печаль моя светла». Треть ее составляли портреты довольно известных людей — писателей, поэтов, киношников, и две трети — жанр русской провинции. Тогда в моде была этакая русская чернуха. А я человек мягкий, я не стремился к жесткой журналистике, мне была присуща некая "салонность«— в лучшем смысле этого слова: мягкая, человеческая, душевная фотография, которую можно, в конце концов, повесить на стенку. Россия тогда представляла собой очень печальное зрелище, но я хотел видеть именно ее свет и показывать его «в конце туннеля».
Эту выставку сразу же увезли к себе испанцы, очень уж мои работы понравились тамошним галерейщикам. Через полгода совершенно неожиданно звонят: приезжайте, скоро откроется выставка ваших работ в Барселоне! Это был мой первый выезд за границу, у меня крыша ехала от происходящего. А выставка была очень успешной. Половину работ удалось продать, причем по
Выставки я всегда делал параллельно какой-то своей работе. Скажем, снимал что-то о кино — и тут же делал выставку. Когда начался бум туризма, я понял, что мне интересно ездить по разным странам. Адреналин путешествий — он даже сам по себе, без фотографии, дает огромный заряд. И я пошел в журналы: «Вояж», GEO, «Вокруг Света», National Geografic. Собственно, занимаюсь этим и по сей день, в развитие темы путешествий работаю сейчас еще и с фототурами, и с выездными мастер-классами.
— Насколько для фотографа важно найти свой жанр, свой стиль в фотографии? И как это сделать? Как это происходило с вами?
— Надо пробовать разные жанры. Я снимал и пейзаж, и портрет, и рекламу; и в кино, и в студии снимал: могу поставить свет и срежиссировать, нет проблем. В конце концов понял, что мой кайф — от этого пресловутого «решающего мгновения», от живой съемки. Для любого фотографа очень важно найти свое. На мастер-классах я иногда беру у кого-то из слушателей портфолио и смотрю, к чему у него душа лежит, чтобы, возможно, подсказать какой-то перспективный путь, направление, в котором двигаться дальше. Это интереснее, чем просто показать человеку, в чем заключаются его ошибки. Ведь в собственных фотографиях очень трудно разбираться!
— Поговорим об арт-фотографии. Как формируется ее стоимость? Кто-то говорит о «неповторимости момента» или «эксклюзивности отпечатка»... А вы как думаете?
— В арт-фотографии важен не просто снятый кадр, а конкретный отпечаток, который можно купить и повесить на стену или положить в коллекционный портфель. Нельзя говорить об арт-фотографии, глядя в монитор. Но понятие арт-фотографии сильно меняется.
Современные технологии дают небывалые возможности. Вспомните классическую фразу Картье-Брессона: «Я не хочу заниматься цветом, потому что я не могу им управлять». Почему он так сказал? Потому что технология печати со слайдовских пленок была очень сложной, нестабильной. Сейчас возможно все, что я хочу.
—Вы организовывали в Москве аукцион фотографий...
—... и это был первый российский фотографический благотворительный аукцион «Сотбис». Историческое событие! Начиналось все так: ко мне обратилась благотворительная организация «Детские сердца». Меня попросили организовать акцию: собрать и продать
Закончился проект аукционом, который стал реальностью благодаря Марку Полтимору, вице-президенту «Сотбис», руководителю его Русского отделения Михаилу Каменскому и моему другу — известному русскому галеристу и арт-дилеру Георгию Путникову. Мы все продумали, отобрали 15 работ; сделали небольшую подборку, но, что называется, с гарантией. Продавались работы довольно хорошо, с увеличением эстимейта (предварительной оценки) в
— Вы продолжаете снимать на пленку?
— Да, на черно-белую. У меня есть и пленочный, и цифровой Canon. Сейчас хочу попробовать простые Sony, «лейку», и тому подобное. Я ведь занимаюсь фототурами, выездными мастер-классами, и хочу показать, как работать с любой аппаратурой, вплоть до «мыльницы».
Пару лет назад появилось новое поколение матриц с фантастической чувствительностью, шумодавы... Последние большие циклы — Америка, Лондон, Шри-Ланка, Греция — все в цвете. Кроме того, я отбросил вспышку, с которой все время ездил, она мне практически не нужна. Я почти перешел на одну камеру и один простой объектив для стрит-фотографии:
— А как же мнение, что зум-объектив не может быть хорошим?
— Ерунда. Я вообще не люблю споры о технике. Еще один мой учитель Валерий Генде-Роте говорил: «Снимают не камерой, а головой». Поэтому я и хочу поснимать простой «мыльницей» и показать, что сделать с ее помощью приличные кадры вполне возможно. Такая у меня идея фикс. Благодаря вашему журналу мне удалось показать это на примере камеры Fujifilm X100 (рассказ о съемке читайте в майском номере журнала. — прим. ред.).
— Как вы относитесь к тому, что самый высокооплачиваемый фотограф России — президент Медведев?
— Этот факт — прекрасная иллюстрация к теме стоимости современной фотографии! Большей частью она зависит от имени, а не от того, что именно сделал фотограф. В искусстве всегда так, если имя раскручено. Скажем, для меня Картье-Брессон — недосягаемая вершина. А на мировом рынке это достаточно дешевый фотограф в сравнении с Ирвином Пенном, Ричардом Аведоном и другими американцами. Их работы могут стоить десятки тысяч долларов, тогда как фотографии Брессона на порядок меньше. Фотографии раскрученного на арт-рынке Уорхола стоят миллионы. Но это коммерция, здесь цены не имеют отношения к искусству. Люди вкладывают деньги, как в ценные бумаги, и хотят, чтобы вещь дорожала. Безотносительно к искусству складывается и цена на снимки первого фотографа нашей страны.
— Можно ли сказать, что фотографами рождаются?
— Фотографическое видение — как музыкальный слух: или есть, или нет. И, как музыкальный слух, его можно развивать, если оно есть. Для развития этого «слуха» сейчас есть замечательные возможности, которых не было у нас. Раньше надо было стать другом, например, Володи Вяткина, чтобы подобраться к нему и посмотреть, что и как он делает.
Самое эффективное — это работа бок о бок, скажем, на выездном мастер-классе. Весь день мы снимаем, а вечером разбираем работы. Все видят одно и то же, но снимают совсем по-разному. И я получаю определенный кайф от того, как на глазах растет умение, как быстро люди перенимают опыт. Человек за
Некие задатки, безусловно, должны присутствовать. Брессон свои лучшие фотографии начал делать уже через месяц после того, как купил первую «лейку». Я не сразу в это поверил. Но когда три года назад стал разбирать свои старые снимки, понял, что кадры, снятые в 1984 году фотоаппаратом «Смена», я могу поставить в один ряд с сегодняшними. Просто тогда я в целом снимал меньше, поэтому и количество удачных фотографий сравнительно невелико.
— Чем журналист-профессионал отличается от любителя?
— Фотография — во многом просто удача. Любой человек за свою жизнь может сделать
_______________________
Читайте также:
Галина Набатникова и Геннадий Гранин фотопроект: «Мы — тандем. Это очень удобно».
ЮЛИЯ БОГДАНОВИЧ Лауреат премии «Фотограф года — 2010».
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий