Фото:Ирина Сиротова
Текст:Ирина Сиротова
В работе с моделью-мужчиной есть свои нюансы. Юноши и мужчины более зажаты, их сложнее раскрепостить. Особенно если вы фотограф-женщина — обсудить с ними привычные женские темы не получится. Придется выходить из зоны комфорта и осторожно нащупывать, что нравится и интересно вот этому мальчику или тому мужчине. О нюансах работы с представителями сильного пола рассказывает участница клуба «Российское Фото» и мама троих сыновей Ирина Сиротова.
Найдите контакт с моделью
В работе с моделью-мужчиной есть свои нюансы. Юноши и мужчины более зажаты, их сложнее раскрепостить. Особенно если вы фотограф-женщина — обсудить с ними привычные женские темы не получится. Придется выходить из зоны комфорта и осторожно нащупывать, что нравится и интересно вот этому мальчику или тому мужчине. Если вы снимаете ребенка, учитывайте возраст. То, что может привлечь внимание малыша, будет совершенно безразлично ребенку постарше.
Я бы не сказала, что мои мальчишки категорически не любят фотографироваться. Но и любителями сниматься их тоже не назовешь. По-разному бывает. Бывают не в настроении и категорически не хотят — тогда заставлять бесполезно, как показала практика — ничего хорошего не выйдет. Иногда старшие могут сами попросить, чтобы я их сфотографировала, например, с новой прической, в новой шляпе. А вот младший в принципе никогда не позирует специально, не любит совершенно это дело. Он у меня очень активный и с характером, совершенно не хочет делать то, что ему предлагают другие, и это пока не только фотографии касается.
Акцентируйте мужественность
При съемке сильной половины человечества важно подчеркнуть мужественность модели, его силу, его мужской характер. Мужскому портрету больше присуща строгость, четкость линий — соответственно, надо выбрать подходящую локацию, обстановку, свет. На свет стоит обратить особое внимание, так как именно с его помощью можно подчеркнуть мужские черты. Для мужского портрета хорошо подходит классический рембрандтовский или боковой свет, с довольно глубокими тенями, достаточно жесткий.
Фотографируя мужчину, вы не скажете ему «Просто помотай головой», как при съемке девушки, когда полет волос в контровом свете сделает настроение снимка. Поэтому нужно больше внимания уделить ракурсам и линиям, позе, повороту головы, ведь нужно подчеркнуть не мягкость и воздушность, а силу, мощь. Это все, конечно же, не касается съемки маленьких джентльменов: здесь могут быть и мягкость, и нежность.
«К маме-фотографу мои сыновья, конечно, привыкли уже. Знают, что часто спонтанно мне в голову может прийти какая-то идея и я обращусь к ним с просьбой побыть моделями. Со старшими проще, но и их именно уговаривать бесполезно, если они не в настроении, как я уже говорила, ничего не получится. Можно попытаться лишь сделать их настроение другим, если так можно сказать. Пообещать что-то после съемки, что им будет интересно. Можно поговорить на отвлеченную тему, расположив в нужной локации, тогда тоже настроение может поменяться. Далеко не всегда это будут смеющиеся дети, но для меня главное, чтобы ребенок открылся. С маленьким же все сложнее. Можно за конфетку попробовать его уговорить посидеть или постоять там, где мне надо, хотя бы пару минут, за которые мне надо успеть поймать его в кадре, пока он не убежал делать то, что нужно ему. Такая вот практика экспресс-съемок в сложных условиях получается.
Ну и еще вариант — я не уговариваю детей, а просто снимаю их в привычной для них обстановке: во время игр, общения, прогулок. Они ко мне привыкли и знают, что если мама взяла в руки камеру и не просит что-либо делать — значит можно спокойно продолжать свои занятия, не обращая внимания на фотоаппарат.
Старайтесь раскрыть индивидуальность
Главное в любом портрете — это открытость и естественность. На хорошем портрете должен быть человек, а не зажатая «кукла», смотрящая в объектив. Скованность, неестественность всегда заметны. Важно сделать такой портрет, в котором отразился бы не только взгляд фотографа на модель, но и мироощущение и восприятие себя самим мужчиной. Локация, поза, ракурс, композиционное решение — все должно соответствовать характеру модели.
«Старшие всегда интересуются результатом. Более того — они самые строгие мои критики. И я не опубликую ни одной фотографии, если мои дети ее не одобрили. Я же вижу их как мама, как фотограф, а они жили в тот момент внутри кадра и помнят свои эмоции. Очень важно, чтобы мое видение и их впечатление совпали. Еще они интересуются, победила ли фотография с ними в конкурсе, взяли ли фотографию в портфолио Vogue и т. п. В общем, тщательно отслеживают судьбу кадров с ними и всегда радуются, если фотографию выбирают как „Фото дня“, например».
Будьте открытыми
Знание психологии, несомненно, помогает быстрее найти подход к модели, но, чтобы снимать хорошие портреты, самому фотографу надо быть открытым человеком, умеющим чувствовать и слышать других. Если ты закрыт сам, то как тебе откроется модель?
«Иногда хороший кадр получается буквально с двух-трех дублей. Бывает, что ради одного-единственного кадра делаешь
20-40 дублей или даже больше. Или вот, например, есть у меня один портрет: была определенная задумка, как снять старшего сына. Он оделся по моей задумке, причесался. Я его попросила сесть, стала настраивать камеру. И в один момент все сложилось, я увидела такое выражение лица моего ребенка, смотрящего в окно, в котором был он весь. У меня было несколько секунд на кадр. Потом он посмотрел на меня, и то, едва заметное настроение, уже ушло. Я успела сделать один единственный дубль... Тот портрет до сих пор один из моих любимых.»
Про семью и детей
Сыновья уже пробуют снимать сами. Я часто даю старшим свою старую зеркалку и они снимают. Настраиваю пока я, но уже объясняю и про выдержку, и про диафрагму, и про ISO. Рассказываю, как надо фокусироваться. Иногда у них очень интересные кадры получаются. Мы потом их вместе рассматриваем, обсуждаем, что хорошо, а что можно было бы сделать лучше, а где технический брак получился. Старший стал уже и в настройках немного разбираться. Может сказать: «Мам, посмотри, темновато вышло, может выдержку подлиннее сделать?». И даже младший фотоаппарат периодически просит, причем ему жизненно необходимо, чтобы я дала ему свою рабочую камеру.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий