Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Анна Топоркова: «Важно зажечься идеей, чтобы руки горели»

Анна Топоркова:
«Важно зажечься идеей, чтобы руки горели»

#фотографы
Анна Топоркова:
«Важно зажечься идеей, чтобы руки горели»
22 февраля 2017
Фото:Анна Топоркова

Глядя на работы участницы клуба «Российское фото» Анны Топорковой, невольно задаешься вопросом, откуда фотограф черпает свои идеи: концептуальные снимки, чувственные портреты, оригинальные коммерческие работы — креативный подход характеризует каждую из ее съемок. Ответ этот вопрос Анна дала в интервью нашему журналу: она много путешествует, смотрит фильмы и альбомы, изучает классическое и современное искусство и даже в процессе ретуши не теряет время даром, а слушает лекции и интервью.

О себе

Я увлеклась фотографией, еще когда училась в университете на психолога. В какой-то момент поняла, что работать с людьми настолько близко мне будет тяжело, и с головой погрузилась в свое новое увлечение. Первые несколько месяцев у меня даже не было фотоаппарата, и я просто читала все, что могла найти в интернете, о том, как и что можно снимать. Из того, что запало мне в душу больше всего, могу вспомнить сайт фотожурнала «ХЭ»: кажется, перечитала все, что там было. Потом появилась простенькая мыльница, а когда пришла пора выбирать какую-то серьезную камеру, я устроилась на лето в магазин фототехники, чтобы окончательно определиться с моделью и больше узнать о том, как работают фотоаппараты. Университет я окончила, но вся моя работа так или иначе была связана с фотографией: фотограф на документы, ретушер в интернет-магазине, а теперь вот фрилансер.

Первые работы появились у меня в октябре 2007 года. Я периодически откапываю их в старом онлайн-дневнике, думаю про себя: «Хм-м-м... а неплохой старт, дальше было не так здорово» и счастливо забываю. То есть, получается, в этом году будет юбилей, хотя первые несколько лет можно тактично опустить. Фотографии, за которые мне не стыдно, начали появляться у меня только в 2012 году. На фоне людей, которые говорят, что научились снимать круто за год или два, я чувствую себя немного неловко.


Наверное, такой медленный рост связан как раз с тем, что я училась сама, по книгам и статьям в интернете. Книг я перечитала очень много, но заметный не только мне рост начался только после первых мастер-классов. Живое общение, возможность наблюдать за работой уже опытных коллег — это незаменимый опыт. Сейчас я стараюсь как можно чаще ходить на мастер-классы, творческие встречи и инстамиты.


О жанре

Если говорить о коммерческой съемке, то основной жанр, в котором я работаю, — это, безусловно, портретная фотография. Я не смогла бы работать с людьми в качестве психолога, но посредством камеры это дается мне куда легче. Хотя иногда я ловлю себя на мысли, что часто человек для меня — это скорее инструмент для реализации образа из моей головы, чем самодостаточная единица. Работа с людьми на съемках дает мне возможность знакомиться, общаться, узнавать их, но при этом оставаться невовлеченной, наблюдать за ними со стороны. Я довольно замкнутая, и для меня это идеальный способ взаимодействия с миром.


О коммерческой съемке и творчестве

Разграничивать творчество и коммерцию нужно, без этого никуда, ведь в коммерческой съемке важно выдать хороший, стабильный результат при любых условиях. В творчестве же есть место экспериментам, смелым шагам, и мне в первую очередь важно сделать нечто, что понравится мне самой, без оглядки на заказчика. Сейчас для меня главной творческой отдушиной стал Instagram, где я могу делать все что пожелаю. В нем даже больше свободы, чем в творческих портретных съемках. И очень забавно наблюдать за моими «серьезными» работами, которые тяготеют к минимализму, строгости и минимуму цветов, и лентой Instagram’а, где уже довольно долгое время царит настоящее розовое безумие. Рассветы, закаты, цветочки, салюты, розовые соленые озера — все в одной куче. Я долгое время не знала, как относиться к этой двойственности, но сейчас она мне даже нравится, и я рада, что часть этой свободы начинает перетекать и в коммерческие работы.


Об общении с клиентами

В конечном счете мы с клиентом работаем ради одной цели — получить хорошие картинки и удовольствие от съемки. Так как чаще всего я работаю с женщинами, последнее играет не менее важную роль, чем результат. И когда вся команда понимает, что мы в одной лодке, общий язык не приходится искать специально. Еще важно понять, что́ человек хочет получить в итоге, какие фотографии, какой опыт, и вести его к этой цели.

О критериях хорошей фотографии

Хорошая фотография для меня — это та, которая запоминается. Неважно, как и чем она снята, есть ли в ней технические неточности, главное, чтобы через время можно было сказать заветную фразу: «А вот помнишь, был снимок...». А чтобы это оказалось возможным, в картинке в первую очередь должна быть яркая мысль, которая зацепит зрителя и раскрутит клубок образов в его голове.


О вдохновении

Ко мне вдохновение приходит как раз из таких вспышек, которые вихрем раскручивают поток идей. В этот момент какая-то маленькая деталь, форма, цвет или даже слово способны практически мгновенно создать в моей голове картину того, что я хочу снять, когда и с кем. И для меня очень важно в любой съемке найти такую зацепку и зажечься идеей, чтобы руки начали гореть и хотелось скорее снимать-снимать-снимать.
Но еще важную роль играет напитанность образами. Чем больше ты наполнен переживаниями, тем легче замечаешь зацепки. Для того чтобы наполняться, лучше всего подходят путешествия, в которых я всегда стараюсь сделать так, чтобы глаза наелись красотой, увидеть что-то, чего я еще не видела, и восхититься тем, что все эти красивые картинки из интернета существуют на самом деле и в жизни они еще более впечатляющи, чем на экране гаджетов.


Об искренности

По-настоящему искренние картинки для меня — те, на которых я не просто показываю, как выглядит человек, как он живет, как улыбается, как одет, какой у него макияж и как я поставила свет. Это такие фотографии, в которых мне удается показать свои глубокие переживания в отношении того, что происходит в кадре. Мне очень редко удается выразить что-то большее, чем «смотрите, как красиво», но это то, к чему стоит стремиться каждому автору. У меня не очень много таких фотографий, но когда они появляются, мне поначалу даже не хочется никому их показывать, они во мне самой пробуждают очень много переживаний, и мне как будто становится жалко ими делиться.

Первой такой фотографией был портрет тигра из Московского зоопарка, который, играя, стал бросаться на меня через стекло. Он повторил свой бросок три раза, и мне удалось сделать фотографию, в которой замер не только хищник, готовящийся к броску; в ней остался... нет, не страх, это было чувство оцепенения, как будто взгляд тигра пригвоздил меня к месту и не давал сдвинуться ни на шаг. И каждый раз, когда я смотрю на это фото, я вспоминаю то чувство. Правда, в техническом плане картинка куда менее интересна, чем в эмоциональном. Она пролежала в архиве несколько лет и теперь кажется мне не очень достойной внимания.

Одной из последних фотографий, которую я могла бы назвать искренней, для меня является фото матери с сыном в ванне с молоком. Эта картинка запала мне в душу, и я поняла, что без нее не смогу уехать с места съемки. Мы снимали в тот день клиентку без ребенка, но у менеджера этой съемки есть сын, и как только мы закончили съемку и мальчик пришел из школы, ему тоже пришлось лезть в ванну вместе с мамой. В этой картинке я затронула важную для каждой женщины тему материнства, и с одной стороны, мне хочется продолжить ее изучать, а с другой — она настолько меня трогает, что даже отталкивает. Эти эмоции по отношению к фотографиям, наверное, можно назвать искренностью.


О ви́дении

Максимум, что может дать природа человеку, — склонность к визуальному восприятию действительности. Но это отнюдь не уникальный дар, визуалов в нашем мире большинство. Все остальное можно развивать, если задаться целью. Наш взгляд на мир строится на анализе того, что мы уже видели и знаем, и синтезе чего-то своего из этих элементов. Недаром во всех обучающих материалах настойчиво говорится о насмотренности. Чем больше ты видел, тем больше твой запас деталей пазла, которые ты в нужный момент будешь готов поставить в нужное место, чтобы картинка сложилась.


О совершенствовании

Мне все время кажется, что мне не хватает знаний, образов, переживаний, поэтому я поглощаю все, до чего могу дотянуться: книги, выставки, фильмы, мастер-классы и семинары. От чтения книг по технике съемки я перешла к альбомам авторов, которые меня вдохновляют. В них я нахожу для себя больше, чем в технической литературе и эссе без иллюстраций. Всегда в процессе ретуширования я слушаю интервью и онлайн-лекции. Это не самый эффективный способ учиться, но так как ретуширование отбирает очень много времени, жалко тратить его впустую. Я стараюсь не ограничиваться только фотографией, изучаю классическую живопись и современное искусство. С последним я бодаюсь уже несколько лет и хочу научиться не просто принимать и понимать его, но и начать его делать.

Мне нравится ходить в музеи и на выставки. И я стараюсь как можно чаще выбираться на различные мероприятия: мастер-классы, тренинги, фототусовки. На последних я часто подсматриваю какие-то детальки и фишечки, которые применяю и в своей практике. Мастер-классы сложно чем-то заменить, наверное, только индивидуальным обучением, причем с личными встречами и совместными съемками. Они полезны еще и тем, что можно получить не только новые знания и навыки, но и погрузиться в мир другого фотографа, увидеть, как он смотрит на мир, и проникнуться его подходом к работе и творчеству. Это в итоге оказывается намного полезнее, чем узнать сугубо технические нюансы.


Об общественном признании

У меня его еще нет, но очень хочется, хе-хе. В признании тебя как достойного автора есть что-то манящее и пугающее одновременно. Ты узнаёшь, что делаешь что-то действительно достойное внимания, и это мотивирует работать дальше еще усерднее. Но при этом тебя могут загнать в довольно узкие рамки, с которыми надо будет мириться. Однако это эфемерные рассуждения, ведь сложно судить о том, чего у тебя еще нет и ты только на пути к нему.


О любимых снимках

Мне нравится серия с маской на лице, она для меня в какой-то степени теперь знаковая. Мы делали эти фотографии в мой день рождения и полностью отдались творческому порыву. Я даже где-то назвала эту серию картинок «Пробуждение». Я часто возвращаюсь к ним как к своеобразному эталону.

Этой серии уже полтора года. В отношении остальных картинок сложно сказать, мое отношение постоянно меняется от «Вау, это же круто!» до «Фу, как можно вообще это кому-то показывать?». Наверное, нужно время, чтобы выделить снимки, которые я смело могу добавить к этой серии.


О конкурсах

Участие в конкурсах дает хороший импульс к развитию и выходу за рамки привычных паттернов поведения. В рамках конкурса всегда хочется сделать чуть больше, чем делаешь обычно. Это и элемент соревнования и с другими участниками, и с самим собой. Раньше я остерегалась участвовать в конкурсах, так как обычно становлюсь самым строгим критиком своих работ еще на этапе отбора. Но в начале года я дала самой себе обещание, что буду участвовать во всех творческих фотоконкурсах, до которых смогу дотянуться. И это уже дает первые результаты. Даже маленькие победы придают уверенности в том, что ты делаешь, и стимул двигаться дальше.


О фототехнике

Моей первой зеркальной камерой стал Nikon D80, и с тех пор я снимаю техникой Nikon. Еще в прошлом году в качестве второй камеры я взяла маленький Olympus. Для прогулок по городу и съемки цветочков советскими объективами он подходит идеально.


О качествах, необходимых фотографу

В разных направлениях съемки они будут разными, но в любом случае для фотографа важно упорство в движении к своей цели. Без этого сложно не потеряться в потоке повседневных задач и не отвлечься на что-то сиюминутное. Мне еще очень помогает усидчивость.


О мастерах фотографии

Сейчас для меня это два автора — Олег Доу и Тим Уолкер. Их работы завораживают меня, я каждый раз почти тону в них. В техническом плане их подходы кардинально разнятся, но в итоге они приходят к одной цели — создают свой собственный, особенный мир, в котором совершенно разные люди и образы живут органично.

Эталонами портретной фотографии для меня являются Энни Лейбовиц и Питер Линдберг. Но на них сейчас равняется половина мира, так что тут я вряд ли открою что-то новое.


О цели в фотографии

Когда я только начинала заниматься фотографией, то в шутку говорила всем, что к 35 годам хочу снимать для Vogue. У меня остается еще достаточно времени, чтобы реализовать это, но, наверное, я дала себе слишком много времени для прокрастинации.


О клубе и журнале

«Российское фото» я читаю, наверное, уже года полтора или два. Мне очень нравится, что благодаря ему можно видеть: фотосообщество в нашей стране живет и развивается. О клубе я знаю довольно давно, и что самое интересное, активнее всего агитировала меня присоединиться к вам не фотограф, а визажист, с которой я работаю. Но решающим фактором стала возможность аккредитации на городские мероприятия. Когда летом проходил фестиваль фейерверков, а потом и пиротехническое шоу на гребном канале, мне до боли не хватало возможности снять эту красоту с правильной точки.
Теперь я активно пользуюсь скидками и бонусами участника — в первую очередь это уже упомянутая возможность аккредитации. Я часто снимаю в студии, и скидки на аренду тоже оказались очень полезными. И еще возможность посещать основные музеи и выставки, посвященные фотографии.

«Росфото» для меня — это еще и площадка для развития и образования. И мне хотелось бы поучаствовать в портфолио-ревю в рамках клуба, получить рекомендации и наставления от более опытных участников и признанных мастеров фотографии.

Анкета. Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Анна Топоркова, 28 лет.
Веб-сайт: http://toporkova.pro/, https://www.instagram.com/toporkova.pro/.
Техника: Nikon D610, Nikkor 50 mm f\1.4, Nikkor 35 mm f\1.8, Olympus OM-D E-M10, «Гелиос 44-2».
Источник
вдохновения: путешествия, альбомы, выставки, люди.
Лучший совет: будьте смелее в том, что показываете.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий