Фото:Татьяна Никитина
Текст:Татьяна Никитина
Мы с большой гордостью представляем вам одного из победителей World Press Photo 2021 в номинации «Портрет», члена клуба «Российское фото» — Татьяну Никитину! Уникального фотографа (и преподавателя), которая берётся за непростые темы и блестяще их раскрывает.
Татьяна, в 90-х вы работали бухгалтером и, вероятно, не подозревали о том, что спустя двадцать лет получите одну из самых престижных фотографических наград в мире. Какую фотоисторию или фотопроект вы бы представили, будь возможность вернуться в то время?
Память периодически возвращает картины того, чего в том или ином смысле уже нет. Разрушенные монастыри и храмы и то, как их восстанавливали. Как хрупкие девушки таскали кирпичи и как высоки были духом неофиты
Вы работали в банке, так же были финансовым контролёром. Сейчас вы — человек искусства. Как думаете, разделение на технарей и гуманитариев — это искусственная сегрегация?
Насколько известно, «чистых» гуманитариев и технарей не так уж и много. В школе мне очень легко давалась математика, возможно, поэтому я выбрала экономическое направление при поступлении в первый ВУЗ. А хобби того времени было пение под гитару и стихотворное сочинительство. И я жалела, что мама не отдала меня в детстве в музыкальную школу, искренне считая, что в таком случае музыка стала бы моей профессией. В
Татьяна, вы состоите в клубе «Российское фото». Это даёт определенную свободу для фотоискусства: можно снимать по аккредитации, посещать выставки бесплатно. Какие привилегии особенно важны для вас, как для участника клуба?
Как раз возможность снимать по аккредитации и посещать выставки бесплатно. Для свободного фотографа иметь такую принадлежность и удостоверение весьма удобно и привлекательно.
Один из ваших любимых художников — Рембрандт. Следуя его традиции, вы так же одухотворенно изображаете героев фотографии, используя приём «кьяроскуро». Расскажите, почему вы выбрали именно такую стилистику?
Видимо, интуитивно. Меня очень волнует и вдохновляет такой свет, в том числе да, так называемый рембрандтовский свет, скорее в его естественном выражении — возможность поймать его в репортажной съемке, а не сделать постановку. Видимо, в такие моменты в моем мозгу вырабатываются нейромедиаторы, которые делают меня счастливой.
Вы занимаетесь фотографией пять лет. В 2021 году вы заняли третье место на самом престижном конкурсе среди фотожурналистов World Press Photo в категории «Портрет». Как думаете, что помогло «пробиться» через тысячи снимков и вызвать интерес жюри?
Сложно сказать, не перестаю удивляться тому, что со мной это случилось. Как говорит один из моих главных учителей фотографии Сергей Яковлевич Максимишин: «Фотография либо вызывает восторг, „wow“, либо нет». Это как музыка, которая может попасть в самое сердце. Вероятно, этот снимок и произвёл подобное впечатление.
Во что верите больше: в везение или в труд?
Верю в Бога. Важными считаю трудолюбие, осмысленность, талант. Для меня было очень большой честью и неожиданностью увидеть свое имя рядом с именами талантливейших, глубоко думающих и чувствующих фотографов. Очень благодарна судьбе за это.
В журнале National Geographic в номере за июль-август 2021 опубликовали материал о самой большой выносной иконе России с вашими фотографиями. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
Отец Павел Иванов, один из священников Воскресенского собора, предложил снять годовой круг Спаса Всемилостивого. Предполагалось, что фотопроект на православную тематику будет реализован в Ярославской области. Двигал мною, должно быть, зов крови: мой дед Виталий Чарышников — художник и фотограф, прошел всю войну с фотоаппаратом и написал портрет Рокоссовского. А далекий предок по маминой линии Иван Чарышников в XVIII веке был основателем Ярославского колокололитейного завода. Годовой круг иконы — это история ее бытования и перемещений в пространстве. В 2019 году я отсняла все четыре перемещения Спаса Всемилостивого, в 2020 — два.
В 2021 вы прошли профессиональную переподготовку по направлению «Нейродефектология», теперь вы педагог-дефектолог. В ноябре 2021 вы стали работать тьютором в Специальной коррекционной школе. Снимаете что-то на эту тему?
Начала снимать выпускной альбом для 11 класса, а серию пока не снимаю по нескольким причинам: большая занятость по работе и необходимость договариваться о разрешении на съемку с родителями каждого ребёнка отдельно. Детям надо объяснить цель съемки.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий