Фото:Нина Падалко, Олег Гуляков
Текст:Олег Гуляков
В этом материале участники Клуба «Российское фото» поделятся опытом съемки самолетов в различных условиях. Вы не только увидите красивые фотографии самолетов, но у узнаете секреты съемки самолетов и другой авиатехники. Кроме этого, мы расскажем вам о споттинге (от англ. spot — «увидеть», «опознать») — это наблюдение за самолётами и ведение их учёта, которое часто сопровождается съемкой . В узком значении — разведка и выслеживание крупных средств передвижения.
Начнем с главного события в этой отрасли — Авиасалона МАКС, который ежегодно проходит в конце лета на аэродроме «Жуковский». В 2019 году Международный авиационно-космический салон МАКС стал праздником для 600 тысяч человек (!), только за субботний выходной его посетили более 200 тысяч человек — новый рекорд авиасалона. И было на что посмотреть: «Русские витязи», «Соколы России», «Русь», «петля Нестерова», бочка, встречный роспуск, высший пилотаж — от одних слов захватывает дух. МАКС удался: лётная погода, насыщенная программа и несколько важных для авиации премьер.
В этом же году партнером МАКСа впервые стал Китай: на выставке авиасалона были представлены более 20 китайских компаний. А всего участие в выставке принимали представители 33 стран. Там было всё от лайнеров-тяжеловесов до шустрых и легких одномоторных самолетов и автомобиля AURUS: опытные образцы авиационной техники и боевых комплексов, мощный Airbus A350-900XWB и хищный Embraer E195-E2 с новыми двигателями, швейцарский бизнес-джет Pilatis PC-24 и самолеты времен Великой Отечественной войны, боевые вертолеты и двигатели космических ракет.
Конечно, самое зрелищное и впечатляющее на МАКСе — это авиация в небе, гул истребителей и стрекот лопастей вертолетов. Адреналин от фигур высшего пилотажа чувствовался не только в небе, но и на земле. Он еще усиливался, когда включали онлайн-переговоры пилотов. В такие минуты зрители словно сами попадали в кабину летчика и испытывали перегрузки.
Гости авиасалона увидели «Пропеллер» — два самолета в нескольких метрах друг от друга параллельно с постоянным углом в 180 градусов вращаются вокруг третьего, «Колокол» — самолет устремляется вертикально вверх, затем гасит скорость и буквально падает вниз, словно язык колокола, «Бочку» — вращение вокруг своей оси на 360 градусов, «Мертвую петлю» — самолет описывает замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Дымовые пропеллеры оставляли в небе после самолетов четкий след — зрители видели все узоры фигур высшего пилотажа и даже послания от летчиков, например, группа «Первый полет» нарисовала в воздухе два сердца. Завершился МАКС-2019 соревнованием в фигурах высшего пилотажа поршневых учебно-тренировочных самолетов.
С каждым годом мероприятие собирает всё больше людей и представляет более зрелищную программу. Здесь удивляет всё: акробатические фигуры в воздухе, сами машины, и те кто, поднимает их в небо.
Ну а теперь немного теории о самой съемке
Споттер должен уметь определить самолет, его бортовой и серийный номера — часто это сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.
Фото: Нина Падалко |
Фото: Нина Падалко |
Фото: Нина Падалко
Говорят, что споттинг это фотографирование самолетов, но это не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе, до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.
Чтобы стать споттером, достаточно посмотреть в небо и наблюдать за пролетающими над головой самолетами. Споттеры — люди совершенно разных возрастов и профессий. Но я хотел бы рассказать об особенностях съемки авиации, а не о наблюдении.
1. Где снимать?
Самолеты можно снимать как на различных авиашоу (МАКС, Red Bull Air Race и др.), параде Победы и репетициях парада, на других шоу, где может участвовать авиация (надо внимательно смотреть программу), под забором аэропортов, в самих аэропортах через окна терминала и при посадке в самолёт, на официальных споттингах от аэропортов, а также можно посетить различные музеи (например, авиамузей в Монино).
Фото: Олег Гуляков
Музеи и авиашоу посетить просто — покупаешь билет и едешь. В аэропортах тоже никто не мешает снимать из окна терминала. Под забор аэропорта уже надо на чем-то доехать, тут либо личное авто, либо искать единомышленников с авто, а лучше места для наблюдения легко «гуглятся».
Лучшие места — это под глиссадой или около. Глиссадой называется траектория взлёта или снижения самолёта, в том числе непосредственно перед посадкой.
Фото: Олег Гуляков
Официальные споттинги необходимо ловить в соцсетях, подписавшись на официальные группы интересных аэропортов. Обычно появляется объявление с условиями записи и у вас от 10 до 30 минут в среднем, чтобы успеть записаться, т.к. желающих много. Лучше заранее изучить информацию на сайте аэропорта и подготовить необходимую информацию для заявки, чтобы в нужный момент быть готовым.
2. Что снимать?
На авиашоу что представлено, то и получится скорее всего сфотографировать, но если ехать на споттинг в аэропорт, то на помощь придет программа для смартфона Flightradar24, которая покажет какие борты взлетают и садятся. Многие споттеры «охотятся» за самолетами с красивыми ливреями. Ливрея — это цветовая схема покраски воздушных судов, которая бывает очень красивая и необычная.
Фото: Олег Гуляков
3. На что снимать?
Если самолет стоит на стоянке, то подойдет и смартфон, и камера с широкоугольным объективом. Если же самолет в движении, то, скорее всего, вы будете от него на расстоянии и понадобиться телевик. Для начала может подойти стандартный универсальный объектив типа 18-135м, но если вы войдете во вкус, то понадобится что-то более дальнобойное от 150мм до 600 мм. Цены на подобную оптику уже выше.
Светосила объектива важна, но цены на светосильные телевики стремятся к стоимости поддержанной иномарки (а иногда и новой), поэтому более важным параметром считаю встроенный стабилизатор и быстрый мотор фокусировки. Из личного опыта, не смотря на качество объективов сторонних производителей Tamron и Sigma, предпочтение лучше отдавать объективам родного бренда, т.е. если у вас Nikon — берите телевик от Nikon, если Canon или Sony, то тоже родные объективы этих производителей.
Фото: Нина Падалко
Проблема может возникнуть, когда её не ждешь. Например, во время съемки авиашоу, мой объектив от стороннего производителя перестал фокусироваться, помогло только его отсоединение и присоединение к фотоаппарату заново. Такое нередко бывает с не родной оптикой. А момент бывает упущен!
Камера подойдет любая, но лучше зеркалка/беззеркалка со сменной оптикой. Есть еще ультразумы — это такие камеры с несъемным телевиком. Также желательно, чтобы и камера, и объектив имели пыле-влаго защиту, т.к. погода бывает непредсказуема, а спрятаться от непогоды бывает негде.
4. Как снимать?
Снимать лучше в режимное время! Это период, который включает в себя 1 час до восхода и 1 час после него. И наоборот: 1 час до заката и 1 час после него. Самый лучший свет! И это относится не только к фотографии самолетов. Попытайтесь встать так, чтобы солнце не светило на вас.
ISO (светочувствительность) — чем выше значение, тем светлее снимок, но шумов на фотографии становится больше. Поэтому при нормальном дневном свете оставляйте это значение минимальным. Поднимайте ISO в последнюю очередь.
Диафрагма — при обычном дневном свете, лучше ставить её на значение f/8 для получения резкой фотографии с чётким задним планом. Если становиться темнее, то лучше открывать диафрагму, чем поднимать ISO!
Выдержка — если самолет в движении, то ставим её значение от 1/250 (но лучше 1/фокусное расстояние объектива, чтобы избежать смаза).
Фото: Нина Падалко
Фото: Нина Падалко
Чтобы сделать фото с «проводкой», когда самолёт чётко виден, а пространство вокруг него размыто (это передает движение самолёта, его скорость) попробуйте сделать следующее: в зависимости от яркости солнечного света зажимаем диафрагму, например, до значения F/13-f/22, выдержку ставим примерно на 1/50 (тут важно попробовать именно с вашим объективом, т.к. чем больше фокусное расстояние, тем короче должным быть выдержи), ISO минимальное. Включаем режим скоростной съёмки, задерживаем дыхание, крепко прижимаем локти к телу и начинаем непрерывно фотографировать самолёт, удерживая его в одном месте в кадре. Какой-нибудь из снимков должен получиться!
Фокусироваться лучше всего по центральной точке, т.к. она наиболее точная. Снимок позже можно кадрировать.
Фото: Нина Падалко
При съемке самолетов на стоянке захватывайте крупные планы, как самолет целиком, так и отдельные части: кабину пилотов или двигатель.
Используйте в кадре окружение: траву, цветы, людей. Используйте нижнюю точку съёмки, отражения в лужах — тут очень кстати будет поворотный дисплей на камере!
Блики на стекле в терминале аэропорта. Необходимо прижать объектив максимально к стеклу, можно прижать с накрученной блендой. Точно также можно снимать через иллюминатор, предварительно протерев его влажной салфеткой и вытерев сухой тканью, но тут бывает еще небольшая вибрация — включите стабилизатор, если он есть, на объективе.
5. Что взять с собой?
Многие рекомендуют брать с собой штатив, но я бы рекомендовал монопод, он более компактен и отслеживать самолет в движении с ним проще. Штатив отлично подходит для самолетов на стоянке.
Летом — обязательно головной убор. В межсезонье — дождевик. Всегда с собой воду/чай/кофе, что-то перекусить. Зимой важно одеться гораздо теплее, ведь придется много стоять.
Если едете на официальный споттинг — не забывайте паспорт!
Фото: Нина Падалко
6. Дополнение от редакции
Ко всему вышесказанному хочется добавить несколько слов о современной камере, которая идеально подходит для съемки движущихся объектов — в т.ч. и самолетов.
Это камера Olympus OM-D E-M1X.
F 7.1, 1/1000 с, ISO 200, 90 мм (ЭФР)
F 5, 1/1000 с, ISO 100, 300 мм (ЭФР) |
F 2.8, 1/2500 с, ISO 100, 300 мм (ЭФР) |
F 4.5, 1/2000 с, ISO 100, 600 мм (ЭФР)
Почему ее можно назвать идеальным инструментом для споттинга? Все очень просто!
- Во-первых, у нее есть специальный интеллектуальный режим следящего фокуса, который сам определяет в небе объект (в нашем случае самолет) и дальше непрерывно его ведет, пока фотограф снимает.
- Во-вторых, скорость съемки при фокусировке по каждому карду составляет 18 кадров в секунду!
- В-третьи, уникальная пятиосевая система стабилизации, которая в т.ч. синхронно работает с длиннофокусными объективами практически полностью лишает вас возможности получить нерезкие кадры в следствии дрожания рук даже на максимальный фокусных расстояниях.
И последнее, но пожалуй одно из наиболее важных — благодаря матрице размером 4/3, и короткому фокальному отрезку, объективы в разы выигрывают в размерах и весе у полноформатных собратьев. Таким образом, снимая самолеты с рук на объектив 300 мм (600 мм в 35 мм эквиваленте) вы получите результат, который никак не получить без штатива или монопода на полноформатную матрицу.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий