Фото:Майкл Фриман
В продолжении нашего разговора о кадрировании поговорим о выборе оптимальной точки для расположения объекта, методе «кадр в кадре» и основных принципах деления изображения.
Ищите оригинальный подход к постановке главного объекта
Известный фотограф Майкл Фриман справедливо замечает: первое, что приходит в голову фотографа — расположить объект посередине кадра. Такой вариант, на его взгляд, предпочтителен по многих случах, однако — слишком предсказуем и лишён авторской индивидуальности.
На этой фотографии, снятой с помощью широкоугольного объектива, расположение главной детали в центре — оправдано.
Должно быть, это одна из дилемм, над которой всегда размышляет фотограф: с одной стороны, хочется сделать с дизайном кадра что-то интересное, с другой — важно не забыть о разумном обосновании своего выбора.
Объект смещён в левую часть кадра, благодаря чему в нём полностью уместился второй план с горным пейзажем.
«Если вы поместите объект в углу пустующего кадра, то для этого нужна весомая причина, иначе композиция станет просто уродливой», — советует Фриман. Иначе говоря, кадрирование неразрывно связано с композицией, которая, в свою очередь, определяется задумкой фотографа.
Лодки занимают всю площадь кадра. Внимание зрителя акцентируется на них во многом из-за воды — свободного пространства вокруг основных объектов.
Проявляйте большую внимательность при работе с небольшими объектами
Привлекательность размещения главного объекта в кадре, по мнению Фримана, во многом зависит от его размера.
На этом снимке, например, фотографу было важно показать в первую очередь необычное положение хижин, стоящих прямо посреди моря Сулу в районе Филиппин. Объект — в центре. Вокруг него — незанятое пространство. Фокусное расстояние выбрано так, что размеры домов для зрителя очевидны.
Благодаря постановке фигуры ребенка немного левее центра, кадр вмещает в себя окружающее пространство. Дополнительную выразительность изображению придают блики на воде, едва заметная линия горизонта и туман.
Экспериментируйте с разными вариантами деления кадра
Деление кадра чаще всего определяет чёткая линия горизонта, как, например, здесь:
Линия горзонта может быть и «завуалированной». В этом случае она способствует концентрации на объекте переднего плана:
На этом кадре интерес представляет в первую очередь корабль. Туманное облако на горизонте и скрытый за ним вид добавляет пейзажу атмосферность, и при этом — не отвлекает внимание.
Расположение объектов в очередности слева направо, от более крупного к более мелкому делает восприятие фотографии логичным и последовательно «ведет» взгляд зрителя.
Майкл Фриман убежден, что для фантазии фотографа существует множество способов деления кадра на части. Главное, о чём здесь следует помнить — сохранение взаимосвязи объектов кадра. Неудачное деление планов и объектов может привести к «смысловому хаосу», и, как следствие — маловыразительному кадру.
«Любой вариант деления кадра представляет собой решение задачи выбора оптимальных пропорций, занимавшей умы художников в разные периоды истории», — такой вывод делает Майкл Фриман.
Беспроигрышный вариант — деление кадра по геометрическим принципам:
Оригинальность кадра — в соотношении геометрических объектов и теней.
Архитектурные особенности выглядят более выразительно при присутствии в кадре фигуры.
Интуитивное кадрирование или правило золотого сечения?
По мнению Майкла Фримана, фотографам очень редко и не всегда целесообразно соблюдать принцип «золотого сечения»: когда все части изображения неразрывно взаимосвязаны, а соотношение малой и большой частей — такое же, как и соотношение большой части и всей картины (что обеспечивает пропорциональность, и, как следствие — ощущение гармоничности). По мнению фотографа, правило «золотого» сечения больше актуально для художественного искусства.
Фотограф отдаёт большее предпочтение «интуитивному» кадрированию: «Самый действенный подход к делению кадра на части — натренировать глаз, познакомившись с нюансами гармонии в разных пропорциях», — заключает он.
Майкл Фриман советует полагаться не только на техническое соблюдение пропорций, но и на собственную интуицию.
«Пропорции вызывают определённые реакции у зрителя, независимо от того, соблюдены они или нет», — не раз подчёркивает Фриман в своих пособиях.
Используйте технику «кадр в кадре»
«Кадр в кадре» — своего рода клише, как отмечает Майкл Фриман, которое, если привнести в него долю фантазии, гарантирует удачный кадр. Этот принцип усиливает многомерность фотографии. Зритель наблюдает один план через другой, получая тем самым подробную картину.
«У фотографии — реалистичные корни», — говорит Фриман, поэтому так важна двумерность пространства кадра. Рамки внутри рамок выступают в роли своеобразных окон, в которые заглядывает зритель. Внутреннее обрамление придает фотографии строгость, минимизируя появление вольных трактовок сцены. Не случайно этот принцип востребован в журналистике и фотодокументалистике. Как считает Майкл Фриман, «кадр в кадре» передаёт зрителю чувство контроля над ситуацией, выполняя роль «указателей».
Кадрирование — только одна составляющая хорошей фотографии. На результаты также влияют композиция, освещение и авторский стиль.
Изучайте правила фотографии, смотрите работы классиков, прислушивайтесь к собственным чувствам, и тогда ваши фотографии наверянка будут удачными — как в техническом, так и смысловом отношении. Успехов!
В качестве примеров в статье были использованы фотографии Майкла Фримана. Источник — michaelfreemanphoto.com
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий