Фото:Richard Pardon
Текст:Валерий Солодовник
В предыдущих частях статьи мы рассмотрели вопросы организации изображения в кадре и методы фокусировки для съемки различных сюжетов, коснулись настройки баланса белого и ГРИП (глубину резко изображаемого пространства). Сегодня мы поговорим об экспозиции.
Камера «строгого режима»
Когда вы только начали практиковаться, наверняка у вас получались кадры слишком светлые или слишком темные по сравнению с представлением о нормальном кадре. Несмотря на оснащение современных DSLR камер мощными системами замера экспозиции, такие кадры иногда получаются при использовании автоматических режимов. Полезным будет запомнить один важный момент: восстановить детали при передержке будет невозможно. Отработка экспозиции напрямую связана с используемыми режимами съемки, имеющимися в вашей «зеркалке», поэтому коротко остановимся на описании основных из них.
Режим «Auto» — полностью автоматический режим съемки. В этом режиме вы ничего не сможете контролировать: ни экспозицию, ни чувствительность, ни баланс белого. Многие начинают снимать именно в этом режиме, тем более что результатами поначалу вполне довольны и друзья, и родственники, и сам пользователь. Поначалу.
Режим P (programmed) — так называемый программный режим, в котором можно задавать значения светочувствительности, баланса белого, и коррекцию экспозиции. Программный режим в современных моделях зеркальных камер оперирует огромной базой данных с записанной информацией о множестве сюжетных фотографий для выбора наилучших параметров съемки.
A/Av (aperture) или, как его обычно называют, «приоритет диафрагмы». В этом режиме вы можете устанавливать значение диафрагмы, а система экспозамера камеры автоматически определит необходимую выдержку затвора для установленного значения диафрагмы и светочувствительности. В этом режиме удобно снимать портреты и контролировать ГРИП при изменении значения диафрагмы объектива. Подойдет этот режим и для макросъемки.
S/Tv (shutter speed) — «приоритет выдержки». Режим в котором вы можете задать скорость срабатывания затвора (выдержку), и автоматика камеры отработает экспозицию, установив необходимое значение диафрагмы. Хороший режим для съемки динамичных сюжетов, спортивных соревнований, когда для получения резкого изображения стоит установить короткую выдержку в 1/250 с или 1/500 с для «замораживания» движения. В этом режиме можно также «размазать» объект или фон при съемке проводкой или с зуммированием на длинной выдержке.
Сюжетные режимы, такие как «Портрет», «Пейзаж», «Ночная съемка», являются разновидностями программного режима и содержат соответствующие сюжетам алгоритмы отработки экспозиции и других параметров съемки.
M (Manual) — ручной, тот самый — «профессиональный» режим, умение осмысленно пользоваться которым отличает продвинутых пользователей, и который на самом деле позволяет раскрыть все возможности зеркальной камеры. В этом режиме все настройки камеры устанавливаются пользователем, и именно ручной режим позволяет изучить и использовать все немалые возможности «зеркалки». Этот режим позволяет не только снимать всё, но и экспериментировать с настройками для приобретения фотографического опыта и понимания сути процесса съемки. Освоение этого режима просто необходимо, если фотоаппарат для вс не просто дорогая игрушка, а инструмент для реализации творческого начала.
B — «Bulb», или «выдержка от руки» и режим X-синхронизации — еще два режима, без которых невозможно обойтись в определенных ситуациях:
— первый режим позволяет установить любую длинную выдержку, исчисляемую в секундах, минутах или часах. При этом затвор камеры открывается при нажатии кнопки спуска, или спускового тросика и закрывается при отпускании кнопки. Хорош для съемки ночью, а камеру при этом нужно установить на штативе.
— в режиме Х — синхронизации камера устанавливает самую короткую выдержку, при которой кадровое окно еще открывается полностью («выдержка синхронизации» или «скорость синхронизации»). В момент полного открытия затвора камера подает сигнал на синхроконтакт для подключения вспышки. Этот режим можно использовать при съемке в студии с источниками импульсного света. Если установить выдержку короче, чем «выдержка синхронизации», то часть кадра будет выглядеть черной полосой, т.к. останется неэкспонированной светом вспышки.
Темный день и светлая ночь: устанавливаем экспозицию
Экспозиция для заданной величины светочувствительности определяется всего двумя факторами: выдержкой и диафрагмой. Сочетание выдержки и диафрагмы так и называется: «экспопара», причем экспозиция будет одинаковой при увеличении на 1 стоп (деление) одного из параметров и соответственного уменьшения другого. В общем случае можно считать, что экспозиция с выдержкой 1/30с и диафрагмой f/2,8 будет такой же, как при 1/60с и f/4, или 1/125с и f/5,6 и так далее.
Светочувствительность ISO устанавливается в зависимости от уровня освещения снимаемой сцены для получения достаточной экспозиции кадра. Чем больше значение ISO, тем меньшая экспозиция будет достаточна для получения нормально экспонированного кадра. Обратной стороной увеличения светочувствительности является возрастание уровня шума матрицы, который на предельных значениях ISO сильно ухудшает качество изображения.
Скорость срабатывания затвора или «выдержка» определяет время, в течение которого свет, прошедший через объектив, воздействует на матрицу камеры. Традиционно измеряется в долях секунды. В видоискателях некоторых моделей камер отображается только знаменатель дроби: 250 означает 1/250с или длинные выдержки в секундах — 4″ означает 4с. Все зеркальные камеры позволяют удобно устанавливать выдержку вращением колесика установки, контролируя ее значение непосредственно в видоискателе.
Диафрагма объектива регулирует его светопропускание, которое численно выражается отношением величин фокусного расстояния и диаметра отверстия диафрагмы. Эти значения образуют квадратичную последовательность чисел: 1,0; 1,4; 2,0; 2,8; 4,0; 5,6; 8,0; 11,0; 16,0; и т.д., каждое последующее число уменьшает светопропускание в 2 раза. В зависимости от выбранного режима съемки величина диафрагмы будет иметь приоритетное значение (A/Av) или подчиненное (S/Tv), или же автоматика камеры будет выбирать значение диафрагмы по заданному алгоритму (auto, P или любой сюжетный режим). В ручном режиме (M) и в режиме A/Av можно устанавливать значение диафрагмы вращением соответствующего колесика управления, при этом установленное значение отображается в видоискателе.
Кроме регулирования количества света, проходящего через объектив, диафрагма выполняет свою главную «творческую» функцию — регулирует ГРИП, тем самым позволяя добиваться впечатляющей резкости по всей глубине кадра на малых отверстиях f/8 — f/22, или размывать фон, отделяя передний план от заднего на больших отверстиях f/,2 — f/5,6. Численные значения приведены для обозначения порядка чисел, и могут отличаться в зависимости от фокусного расстояния объектива.
Измерение экспозиции: результат зависит от способа
Встроенный экспонометр вашей «зеркалки» представляет мощную измерительную и вычислительную систему, измеряющую отраженный от объекта свет, проходящий через объектив. Так, как объекты по-разному отражают свет, система экспонометрии настроена на абстрактный «нейтрально-серый» стандарт (отражение
В зеркальных камерах разных производителей системы замера экспозиции, как правило, имеют три основных метода замера: матричный, центрально-взвешенный и точечный. Подробнее о каждом режиме вы можете узнать из инструкции к вашей камере. Стоит отметить, что в «зеркалках» более высокого класса, как правило, выбор режима измерения экспозиции осуществляется переключателем, вынесенным на корпус камеры. В более простых моделях выбор метода замера спрятан в меню, что снижает оперативность съемки.
Инь—ян, плюс—минус или Кратко о коррекции экспозиции
Маленькая кнопка на корпусе вашей зеркальной камеры на самом деле играет большую роль при установке параметров экспозиции. Несмотря на «умную» систему экспозамера, с некоторыми сюжетами автоматика не справляется (светлое на темном и наоборот, источник света в кадре, и др.), либо задуманный вами кадр должен выглядеть иначе — например, силуэт. В этом случае значение экспозиции, определенное автоматикой, можно уменьшить или увеличить, удерживая кнопку экспокоррекции, и вращая колесико настройки. Нужно иметь в виду, что установленное значение поправки экспозиции отображается в видоискателе и может сохраняться при повторном включении камеры.
Напоследок еще об одной полезной функции Вашей камеры. Блокировка экспозиции (AE-Lock, AEL. AE-L) позволяет камере запомнить измеренное значение экспозиции, и отрабатывать его при изменении компоновки кадра. Вызывается половинным нажатием кнопки спуска, как и блокировка автофокуса. Кроме этого, на корпусе камеры находится специальная кнопка или многофункциональная кнопка, которой можно задать функцию AE-Lock. Вы можете также назначить режим кнопки, при котором блокировка экспозиции будет осуществляться при нажатой кнопке, либо включаться при первом нажатии и выключаться при втором. Примеры практического использования AE-Lock: сюжеты при одинаковом освещении, сюжеты с источником света в кадре, и др.
Конечно, осветить все функциональные возможности вашей камеры в этой статье невозможно, и это не являлось целью. Главное, что хотелось показать — это замечательные возможности даже самой простой цифровой зеркальной камеры, о которых еще 10 лет назад фотографы не могли и мечтать. Изучение этих возможностей и их практическое использование — залог воплощения в фотоснимках ваших самых смелых творческих задумок.
Чудеса. Вы это серьёзно ?
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий