Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Драйв и опасность: Все о фотосъемке технических видов спорта

Драйв и опасность: Все о фотосъемке
технических видов спорта

#уроки_фотографии #спорт_экстрим
Драйв и опасность: Все о фотосъемке
технических видов спорта
27 сентября 2020
Фото:Мария Богатчук
Текст:Мария Богатчук

Вас завораживают фотографии спортивных автомобилей на виражах автодромов или мотоциклы, несущиеся на бешеной скорости к финишу? Тогда скорее читайте уникальный материал участницы клуба «Российское фото» Марии Богатчук! Сама Мария уже 8 лет является фотографом технических видов спорта и не понаслышке знает, какая фототехника нужна на гонке, что стоит ловить фотографу в технической зоне и в чем разница между съемкой автоспорта и мотоспорта.

Что такое съемка технических видов спорта?

Про съемку различных жанров фотографами было написано уже много статей — о съемке свадеб, портретов, концертов. Но есть более редкие жанры, однако не менее красочные и эмоциональные. И сегодня мне бы хотелось рассказать об одном подвиде репортажной съемки. Речь пойдет не просто о запечатлении спортивных событий или экстремального спорта, а весьма узком направлении в жанре спортивной фотографии — о съемке технических видов спорта. Когда 8 лет назад я искала информацию об этом, то не могла найти почти ничего, а вся спортивная съемка крутилась вокруг футбола или хоккея.

Данный вид фотографии появился очень давно, так же давно, как и соревнования с участием механических устройств. Главная особенность — взаимодействие спортсмена и технических устройств различной степени сложности. Это автомобили, мотоциклы, самолеты, парапланы, водные лыжи и многое другое. Технический спорт подразумевает проведение состязаний, где спортсмены демонстрируют навыки управления техническими приспособлениями, свою физическую форму, способности стратегически и тактически мыслить и прочие навыки.

Быть фотографом такого жанра весьма увлекательно, но в то же время опасно и требует хорошей физической подготовки. Моя специализация — съемка авто- и мотоспорта, поэтому в данной статье будут описаны аспекты съемки именно этих дисциплин.







«Пару слов» о фототехнике

Начать хотелось бы с техники, которую используют фотографы. В основном это связка минимум из двух объективов — длиннофокусного и объектива с широким углом обзора. Иначе, имея только длиннофокусный объектив, вам будет проблематично снимать в зоне, где располагаются команды и их транспортные средства. Съемка в зоне паддока и предстартовая зона — это половина всего мероприятия, ведь помимо гонки на трассе, нужно успеть уловить интересные моменты в технической зоне. Оптимальный и минимальный набор для того, чтобы отснять интересный, насыщенный разными ракурсами репортаж, выглядит примерно так: одна камера, можно с кроп-фактором, но со скоростью съемки минимум 5 кадров в секунду, и телевик 70–200 мм (самый минимальный), в идеале 300 мм или 400 мм на длинном конце. Я использую объектив 100–400 мм. Если у вас более высокий бюджет, можно использовать длиннофокусные фиксы, но при этом обязательно иметь 70–200 мм (или альтернативные объективы с переменным фокусным расстоянием) для съемки на трассе. Вторая камера должна быть полнокадровой, чтобы раскрыть всю глубину объектива с широким углом обзора. Объективы чаще всего используются 16–35, 17–40, 24–105 мм и т. д. Каждый фотограф выбирает подходящий объектив по своему бюджету. Эта связка должна быть постоянно под рукой и в боевой готовности, т. к. даже в момент гонки на трассе может пригодиться объектив с широким углом обзора. К примеру, фотозона расположена близко к трассе, что позволяет снять хороший интересный кадр с близко едущим автомобилем или мотоциклом. Либо может произойти инцидент на трассе, и если есть возможность подойти близко, то в этот момент тоже необходим широкоугольный объектив или с универсальным расстоянием, к примеру, 24–105 мм. Также для съемки более творческих моментов нужен или дополнительный объектив, или широкоугольный объектив с диафрагмой 1,4, 1,8, 2,0, 2,8, поскольку необходимо снимать какие-то мелкие делали у машины/мотоцикла, а иногда и людей. При этом требуется получить красивое изображение с глубиной резкости, выделив только нужные объекты в кадре. Учитывая, что при себе и наготове нужно иметь две камеры, в арсенал добавляется еще и развесовка. Это плечевой ремень, который рассчитан на две камеры, при этом помогает разгрузить фотографа, т. к. идет очень большая нагрузка, потому что вся эта связка весит около 7–8 кг (без учета длиннофокусных фиксов, с ними вес еще больше). Фотограф так ходит весь съемочный день, а это около 5–6 часов, поэтому такой ремень просто необходим.

В моем арсенале три объектива: 100–400, 24–105 и 50 мм 1,4. И две камеры, одна с кроп-фактором 1,3 (т. к. камера предназначена именно для репортажной съемки) с возможностью серийной съемки 10 кадров/сек. и полнокадровая камера.




Особенности съемки на автодроме

Во время соревнований на автодроме нужно учитывать, что съемка будет проходить на трассе и в закрытой парковой зоне. И иногда, чтобы попасть на трассу, на некоторых автодромах до ближайшей точки съемки можно идти целых 15 минут, поэтому с собой желательно иметь хотя бы самокат. При этом трасса сама по себе тоже достаточно большая (кольцевые трассы имеют продолжительность около 3,5 км), и пешком обойти все зоны съемки достаточно тяжело, особенно при кольцевых гонках, потому что трасса состоит из поворотов и продолжительных прямых, и самые интересные точки располагаются на выходах и входах в повороты. Чтобы попасть в данные зоны, нужно пройти всю трассу. При этом во время гоночного дня на старт выходят много различных классов, от юниоров до классов с различным уровнем подготовки транспортных средств, объемов двигателя и уровня подготовки спортсменов. За весь день фотографу приходится ходить по трассе много раз, поэтому нужно быть в хорошей физической форме. Иногда приходится бегать от одной точки к другой, чтобы не упустить некоторые моменты.


Особенности съемок автоспорта и мотоспорта и их различия

А теперь мне бы хотелось подробнее рассказать про особенности съемки каждого вида спорта, т. к. фотограф должен понимать нюансы того или иного вида спорта и его правила.

Мотоспорт: сложность данного спорта в том, что ты находишься далеко от объекта съемки, а сам объект маленький и движется с очень большой скоростью, к примеру, в MotoGP максимальная скорость мотоцикла доходит до 330 км/ч. И нужно иметь очень большую сноровку и шустрый объектив с фотоаппаратом, чтобы снять кадры с проводкой, т. к. в кольцевых гонках — как в мото-, так и в автоспорте — группой спортсмены едут только в момент старта на первых поворотах, далее в процессе гонки спортсмены растягиваются по трассе, и приходится снимать одиночные проезды и иногда борьбу за позиции в гонке. Все остальное время нужно уметь ловить моменты и хорошо владеть техникой съемки с проводкой. Данный вид спорта считается безопасным для фотографа, т. к. ты находишься за бетонным забором, и в момент вылета мотоцикла вероятность получить травмы мала. Но есть виды мотоспорта, где ты находишься ближе к трассе, к примеру, мотокросс, эндуро, спидвей, мотофристайл. Здесь доступ к трассе более свободный, сами же соревнования очень красочные. К примеру, в мотокроссе за спортсменом взлетает целый столб песка или бывают очень зрелищные моменты прыжков на трамплине. В эндуро много грязевых участков, много падений. В целом эндуро можно назвать самым насыщенным событиями из всех видов мотоспорта. В данных дисциплинах есть возможность подойти очень близко к трассе, но тот же момент опасность и вероятность травмироваться вырастает в разы, поскольку спортсмен может потерять управление и вылететь за пределы трассы, также из-под колес может выскочить камень и попасть прямо в стоящего человека.

Автоспорт тоже имеет большое количество дисциплин: автокросс, ралли, спринт, кольцевые гонки, молодой, но стремительно развивающийся в России дрифт и т. д. Особенность съемки автоспорта чем-то схожа с мотоциклетным спортом. Здесь объекты больше, скорость на трассе меньше, если не брать в расчет «Формулу-1», т. к. скорость болида достигает 310 км/ч. «Формула-1» относится к кольцевым гонкам. Вообще съемка кольцевых гонок требует понимания, что нужно делать, и большую долю креатива и нестандартного видения, т. к. каждый раз нужно придумывать что-то новое, что-то интересное, чтобы на фотографиях не было только скучно едущих машин. В автокроссе или ралли обстановка похожа с мотокроссом. Летит песок, камни, машины прыгают на буграх. А вот самым красочным, зрелищным и атмосферным на данный момент считается дрифт, потому что автомобили на скорости около 200 км/ч не просто едут прямо, а уходят в контролируемый занос. При этом за счет трения резины об асфальт в такие моменты из-под колес вырываются клубы дыма, застилая пространство, а в воздухе витает запах жженой резины. Техника съемки дрифта в основном кроется в съемке с проводкой, т. к. главная задача — показать скорость, полет дыма и едущие в заносе машины.

Что касается съемки в технической зоне, то главное — не упускать момент, т. к. можно поймать много эмоций, когда спортсмены готовятся к старту, также там много красивых промодевушек. И конечно, не стоит забывать, что гонка начинается со старта, и важно запечатлеть, когда спортсмены и их команды в стартовой зоне готовятся, как их поддерживают. Ну и следует помнить, что нужно успеть заснять финиш, потому что самые яркие эмоции можно увидеть именно в этот момент.




Настройки камеры перед съемкой

Отдельно скажу про настройки самой камеры. Настройки камеры для каждого спорта разные и зависят от условий съемки. Если выбирать технику съемки с проводкой, то здесь нет четкой грани, но нужно учитывать следующее: обязательно использование серийной съемки, непрерывное слежение за объектом съемки, точка фокуса по движущемуся объекту. Выдержка может идти от 1/100 до 1/20, все зависит от ваших умений, техники и ваших рук. Можно добавить монопод, чтобы компенсировать вертикальные колебания. Лучше снимать в режиме М и подгонять настройки под условия, таким образом мы можем более четко настроить камеру. Но если условия съемки меняются часто, свет меняется или динамичная сцена в техзоне, где люди постоянно в движении и могут в доли секунды менять положение относительно источника света, то тогда придет на помощь режим TV (Sv — приоритет выдержки). В таком случае камера будет компенсировать недостаток или отсутствие света за счет диафрагмы, можно добавить авто ISO и быть уверенным, что в нужный момент камера не подведет со светом.

Объективы желательно иметь со стабилизатором, т. к. тряску рук никто не отменял, техника тяжелая, и лишнее дрожание не нужно. Остальные настройки уже зависят от той конкретной цели, которую фотограф хочет получить от фотографии. Для более «замороженного» кадра, естественно, нужно выставить выдержку от 1/320. Если хочется размытый фон, то диафрагму стоит открывать 2,8 и шире (если у вас позволяет объектив). То же касается и мелких деталей: открываем диафрагму вручную, выставляем настройки, ставим приоритет основной точки (то, что ходите выделить в кадре).



Важный совет от автора

Главный совет для людей, которые хотят снимать технические виды спорта, да и любые другие: всегда приходите на тренировку спортсменов, т. к. в такие моменты можно увидеть многое. На тренировке можно найти удачные точки съемки, увидеть стиль вождения, характер спортсмена, понять, как он себя ведет на трасе. Ведь зная все эти нюансы, есть все шансы поймать удачные кадры и не тратить время на настройку себя и камеры. Так же, как спортсмену нужно вкатиться в трек, фотографу нужно пристреляться. Делая это в момент гонки, можно упустить очень многое и не получить желаемого результата. А кадры будут скучными или с непонятными сценами на фото.

Тренируйтесь, фотографируйте, много фотографируйте, потому что даже если вам и расскажут, покажут, снимать вы будете все равно своими руками. Поэтому чтобы развивать навыки и видение, нужно много фотографировать. Всегда будет тяжело, всегда будет что-то не нравиться, и это хорошо, здоровая самокритика — то, что нужно хорошему фотографу, чтобы не зависнуть и продолжать прогрессировать. И конечно же, любите то, что снимаете, и то, что вы делаете, иначе будет сложно создать атмосферные кадры, передающие всю полноту происходящего.



Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий