Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Валерий Никифоров: "Умная фотография - редкость"

Валерий Никифоров:
"Умная фотография - редкость"

#новости
Валерий Никифоров:
"Умная фотография - редкость"
30 ноября 2016
Фото:Пресс-служба Фотоцентра на Гоголевском бульваре

28 ноября свое 75-летие отметил директор Фотоцентра на Гоголевском бульваре, Член Союза журналистов Москвы, член Международной Федерации журналистов, заслуженный работник культуры РФ, Валерий Иванович Никифоров. Мы поговорили с Валерием Ивановичем о фотографии и творческом пути.

Валерий Иванович, расскажите, как вы пришли в журналистику.

— Я закончил театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Но уже на последних курсах начал понимать аморфность и, в общем-то, никчемность этой специальности, не предполагающей активной жизнедеятельности. В итоге оказался в отделе пропаганды Центрального дома журналиста.

— Почему именно там?

— Понял, что журналистика — энергичная жизненная позиция. Закончил Институт журналистского мастерства при Московской организации Союза журналистов (газетный факультет). И пошло-поехало...

— Расскажите о своей работе в Союзе журналистов. У вас было много командировок по Союзу и за границу. Что вас удивляло, интересовало тогда больше всего?

— Рассказать о работе в системе Союза журналистов — это «1001 ночь» Шахерезады. А коротко — невозможно. Командировок была уйма. Особенно когда я работал в орготделе Правления СЖ СССР. В год должен был выезжать и вылетать 7-8 раз в региональные отделения СЖ, которые я курировал. Помимо этого — отдыхательно-развлекательные вылазки... Вот такой был «чемоданный» алгоритм жизни.
Помню, тогда меня поразила жуткая картина города Спитак в Армении, снесенного с лица земли после известного страшного землетрясения. Первая загранкомандировка была в Польшу в 1974 году на 30-летие освобождения Варшавы от гитлеровской оккупации. Очумел от спекулятивно-торгашеских принципов поляков в подходе ко всему. Даже у работников ЦК ПОРП (Компартия ПНР). Обалдел от сногсшибательной привлекательности польских девушек. Запомнилась, конечно, и «мандражная» командировка в Афганистан...

— Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать журналист?

— Быть абсолютно честным. Писать и говорить только правду!

— Какова, по вашему мнению, современная журналистика? Есть мнение, что журналистика как таковая растворяется, теряя профессионализм. Вы бы согласились с этим?

— Сегодняшние российские СМИ полностью оправдывают свою принадлежность ко второй древнейшей. А попытки критических выступлений сводятся к нулю. Собака лает — ветер носит.

— Кто из советских журналистов и фотожурналистов, на ваш взгляд, мог бы послужить ярким примером для современной молодежи?

— Александр Бовин, Всеволод Овчинников.

— Уже более двадцати лет ваша жизнь связана с фотографией. Не устали ли вы от нее за столько времени?

— Около тридцати лет. Бестактно, но отвечу вопросом на вопрос: не устала ли фотография от меня?

— Расскажите о своем руководстве «Фотоцентром». Как вы начинали, с какими трудностями столкнулись?

— Такой рассказ получился бы очень длинным и напоминал бы отчет о проделанной работе. А я крайний противник формализма. Главная трудность — отделаться от арендных посягательств Москомимущества, от коммунальщиков и прочих дармоедов, жаждущих по максимуму обобрать «Фотоцентр». Что сегодня и происходит. Французский генерал Лефевр в период войны 1812 года в своих воспоминаниях писал, что в базовом госпитале французских войск в Вильно выживали только те раненые, которые могли отбиваться от медперсонала тяжелыми предметами. Намек понятен?

— Если выделить, к примеру, пять самых ярких проектов, которые были представлены в «Фотоцентре», что бы вы назвали?

— Почему именно пять? Их значительно больше. Но определять их я не буду. Это некорректно.

— Какой жанр фотографии, с вашей точки зрения, интересен больше всего?

— Репортаж — король фотографии. Если более конкретно — портрет (лучше ч/б).

— Как бы вы оценили современную фотографию в России сегодня? В частности, репортажную.

— Никак! Базар на дворе. Все бегают в поиске заработка. Фоторепортеры не исключение. Заказуха губит многих.

— Сами вы фотографируете?

— Только как простак-фотолюбитель. И то в крайних случаях. Прежде всего, в путешествиях.

— Сегодня количество фотографий превышает все разумные количества, и профессия галериста стала еще сложнее. Как галерист что вы можете сказать о своих критериях хорошего кадра?

— Бурный фотопоток, порой мутноватый, буквально затопил обывателя «по уши». А самое скверное, что фотография оказалась в «шопе». Галерист должен отделять зерна от плевел и представить на зрительский суд добротную, «высокую» фотографию, определяемую точным словом «светопись», ибо у фотографа вместо кисти — луч света.

— Как вы думаете, фотография способна повлиять на социум и привлечь внимание общественности к насущным проблемам?

— Умная, талантливая фотография — да. Но, к сожалению, сегодня это редкость.

— Благодарим за беседу!

— Взаимно!

Коллектив журнала «Российское Фото» поздравляем Валерия Ивановича с Днем Рождения и желает новых побед!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий