Текст:Александра Анискина
В конце 30-х годов у советских фоторетушеров, помимо традиционных устранений недостатков на лицах народных вождей, добавились новые обязанности – искоренять все формы визуального бытия «врагов народа» и неугодных сталинскому режиму граждан.
Советская постобработка: «Комиссар исчезает».
Именно «визуальному» уничтожению посвящена выставка Дэвида Кинга, известного английского фотографа и коллекционера, «Комиссар исчезает. Фальсификация фотографий и искусства в сталинскую эпоху» в Государственном музее истории ГУЛАГа.
У этого громкого разоблачающего проекта — длинная история: он был открыт еще в 1999 году и с тех пор обошел многие страны Европы и Америки. В России же выставка демонстрируется впервые.
Экспозиция «Комиссар исчезает» представляет собой 150 увеличенных репродукций из личного архива Дэвида Кинга, на которых запечатлена история Советского союза: одна из которых – подлинная, а другая – предназначавшаяся для публики. Именно в результате такой исторической «параллельности» И. В. Сталин стал «великим вождем и учителем» советского народа, а В. И. Ленин до сих пор представляется национальным деятелем, спасшим Россию от полного распада.
В статье «Тяжелые советские утраты» Дэвид Кинг описывает, как фальсифицировались фотографии: «В те времена фальсификация фотографий была, надо полагать, одной из самых приятных задач художественных отделов в издательствах: ведь работа это была куда более тонкая. <…> Острым скальпелем вырезались контуры фигур или предметов, соприкасающихся на снимке с подлежащей удалению личностью. Затем фигуры приклеивались на нужное место. Вырезанные контуры тщательно подправлялись краской или чернилами, такая же работа проделывалась с фоном — и вот уже не было видно никаких следов вмешательства. Таким методом из двух или более фотографий создавали еще одну, новую. Или с помощью краскораспылителя (пульверизатора с чернилами) закрашивали лицо и фигуру несчастной жертвы. Если контуры устраняемого предмета или человека смягчить краскораспылителем, следы грубого вмешательства скальпеля или бритвы становятся практически незаметны. Вместо ретуши очень часто прибегали к простой «ампутации». Обрезка лишних частей фотографии, снижающих ее эстетический эффект, прием довольно распространенный, но в Советском Союзе он выполнял функцию политическую. Однако удаление недругов (нередко, впрочем, и друзей) Сталина было лишь частью задачи. Другая часть — добавление, или накладывание на фотографию фигуры генсека, требовала куда более высокой квалификации. <…> Качество отретушированных фотографий, предназначенных для размножения и публикации — как и качество всего того, что производилось до возникновения компьютерных технологий, — зависело от мастерства человека, выполняющего задачу, а также от времени, отведенного на ее выполнение».
Подобным образом среди «исчезнувших» оказались знаменитые политики: Троцкий, Зиновьев, Каменев, а также и малоизвестные партийные функционеры, разделившие с ними участь жертв преследований и репрессий.
«Принципиальная задача проекта «Комиссар исчезает» — восстановить справедливость, раскрыв манипуляции ретушеров и «черные пятна» памяти, следствие охватившего страну маниакального страха», - считает директор Государственного музея истории ГУЛАГа и куратор выставки Роман Романов.
Увидеть технику советского Photoshop и ощутить масштабы исторического подлога можно до конца 2012 года в Государственном музее истории ГУЛАГа.
Сайт выставки:
Советская постобработка: «Комиссар исчезает».
___________________________
Читайте также:
«Хочешь научиться – делай!». Дмитрий Пучков работал библиотекарем, таксистом, сантехником, электриком, инженером-гидрологом, токарем на заводе, шесть лет отслужил в милиции.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий