Текст:Валентина Гольцберг
За 160 лет своего существования военная фотография пережила немало перемен. Виной тому не только технический прогресс. О том, как снимали войну пионеры жанра, читайте в нашем материале.
Потребность в фиксации фронтовых реалий впервые ощутили англичане во время Крымской войны. Шел 1855 год. В прессе все чаще появлялись сообщения о бедственном положении британских солдат, лондонская Times устраивала выволочки военному руководству и считала потери. Чтобы умерить пораженческие настроения, царившие в обществе, правительство Туманного Альбиона командировало в Крым «своего человека» — фотографа Роджера Фентона. Его снимки должны были наглядно продемонстрировать встревоженной публике, что всё не так уж плохо.
Фото: Роджер Фентон
Фентон подошел к делу со всей ответственностью. Он собрал команду помощников и купил фургон, который переоборудовал в мобильную фотолабараторию. Перед отправкой на фронт фотограф совершил несколько тренировочных заездов по сельским дорогам Британии, чтобы выяснить, каково это — работать, буквально, в поле.
Фото: Роджер Фентон
Первому военному фотокору строго-настрого запретили снимать раненых или убитых. Вместо этого, он превращал картины армейской жизни в тематические открытки.
«Фентон представлял войну, как чинную мужскую вылазку на лоно природы», — пишет Сьюзен Зонтаг.
Фото: Роджер Фентон
Впрочем, фотограф Её Величества при всем желании не смог бы снять войну так, как это делают сейчас. Самый прогрессивный для своего времени способ получения фотоизображения, мокро-коллодионный процесс, был предприятием довольно хлопотным. Прямо перед съемкой на стеклянную пластинку наносили жидкую эмульсию, потом пластинку экспонировали в течение нескольких секунд и, пока раствор не высох, закрепляли получившееся изображение. Естественно, ни о какой спонтанности в фотографии речи быть не могло. Кроме того, массивная фототехника не позволяла оказаться репортеру в гуще событий, отсюда — сплошь общие планы. Словом, пока Фентон снимал штабные совещания, сама война оставалась за кадром.
Не менее статичны снимки, сделанные фотографами фирмы Мэтью Брэди во время Гражданской войны в США. Передвижные студии Брэди, которых к концу конфликта насчитывалось порядка 20 штук, работали с тем же мокрым коллодием, поэтому не могли снимать батальные сцены. Однако, в отличие от своего британского коллеги, целью американцев была не пропаганда, а беспристрастная фиксация окружающей действительности. Они снимали и групповые портреты вояк, и землю, усеянную трупами. Президент Линкольн, узнав о желании фотографа поработать на фронте, инициативу поддержал и открыл корреспондентам бессрочный пропуск на поля сражений. Но поскольку фотографы работали на мистера Брэди, а не на президента, они снимали все, что хотели, не считаясь с позицией правительства.
Фото: Мэтью Брэди
К концу XIX века фотография стала стремительно меняться. В 1889 году компания Kodak запустила в производство новый революционный фотоматериал — катушечную пленку на гибкой подложке. Теперь фотографам не нужно было таскать с собой килограммы стекла. К тому же перемотка пленки занимала гораздо меньше времени, чем замена одной стеклянной пластинки на другую. Легче и дешевле стали сами фотоаппараты. Скажем, простейшую камеру Kodak Brownie с заправленной в неё пленкой на рубеже веков можно было купить всего за 1 доллар.
Вместе с фототехникой совершенствовалась и технология печати. Если во времена Фентона и Брэди, чтобы опубликовать снимок в газете, нужно было сначала изготовить по нему гравюру, на рубеже XIX — XX веков типографское оборудование «научилось» печатать полутоновые изображения. Фотография стала постоянным спутником новостных заметок.
Фото: Мэтью Брэди
Технический прогресс коренным образом изменил характер работы фронтовых фотографов в Первую мировую. Конечно, позирующие генералы никуда не делись. Однако, кроме них, на снимках той поры уже можно увидеть более «живые» сюжеты — взрывы снарядов, бегущих солдат.
Кстати, самих фотографов стало гораздо больше. Военные будни теперь снимали не только профессионалы, аккредитованные ведущими мировыми изданиями. Множество сохранившихся карточек того периода были сделаны бойцами, которые до войны никогда не держали в руках камеру.
Неизвестный автор. Торжественное богослужение. Из серии «Духовщинский полк», 1916 год
Но настоящий переворот в фотожурналистике случился уже в мирное время. В 1925 году немецкая фирма Leica представила на суд публики малоформатную камеру, предназначенную для съёмки на перфорированную
Преимущества новинки первым оценил немецкий юрист Эрих Заломон. В конце
Фото: Эрих Заломон
Чтобы кадры получались максимально естественными, Заломон не использовал вспышку и часто прятал фотоаппарат в мнимой гипсовой шине, в полых книгах и дипломатах. Фактически, находчивый юрист стал первым фотокором в современном смысле этого слова.
К началу Второй мировой войны фотосообщество успело переварить опыт Заломона.
Военные корреспонденты в погоне за удачным кадром не боялись лезть под пули противника — легкая, компактная Leica, использовавшаяся по обе стороны фронта, обеспечивала невиданную ранее свободу передвижения.
Фото: «Комбат», Макс Альперт
Конечно, правительство каждой из враждующих сторон так или иначе цензуровало снимки, попадающие в печать — фотографии в прессе призваны были поддерживать боевой дух граждан, а не подавлять его. Однако, несмотря на ограничения, именно во Вторую мировую войну сформировался своеобразный «канон» военной фотографии, которому следуют фронтовые фотографы по сей день: показывать войну предельно правдиво и исчерпывающе полно.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий