Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
«Удостоенный высшей награды…» Юбилей М. Дмитриева

«Удостоенный высшей награды…»
Юбилей М. Дмитриева

#фотоистория
«Удостоенный высшей награды…»
Юбилей М. Дмитриева
11 марта 2012
Фото:Русский музей фотографии
Текст:Вера Тарасова

Максим Петрович Дмитриев родился 21 (9) августа 1858 года в Тамбовской губернии в семье крестьянина. Детство его прошло в Рязанской губернии. В четырнадцатилетнем возрасте Максим уже работал в знаменитой московской фотостудии М. П. Настюкова, в 70–80-х годах XIX века — в фотографических заведениях Орла, Москвы, Нижнего Новгорода. Обучался фотографическому мастерству у известного фотохудожника Андрея Осиповича Карелина (статью «Новгородский светописец» читайте в номере 7-8/2011).

В 1911 году вся фотографическая общественность России праздновала 25-летие профессиональной деятельности Максима Дмитриева. А начиналось все так: «Предъявителю сего, коломенскому мещанину Максиму Дмитриеву разрешается открыть в Нижнем Новгороде на Осыпной улице в доме Пальцева фотографическое заведение...». Такое свидетельство было выдано 7 февраля 1886 года нижегородскому фотографу, который более 40 лет проработал в этом здании на Осыпной улице (современный адрес — улица Пикунова, дом 9).

Фотопавильон находился на втором этаже здания, которое перестраивалось по проекту самого Дмитриева. Помещение было довольно просторным и, благодаря стеклянной крыше и стеклянной стене — очень светлым. Рядом — зал ожидания для клиентов, фотолаборатория. В конце 1880-х надстроили третий этаж, здесь стала жить семья Дмитриева. В «Новой фотографии М. Дмитриева», как ее назвал Максим Петрович, ­побывали ­многие известные люди. По чугунным ступенькам белого каменного дома поднимались Максим Горький и Федор Шаляпин, Владимир Короленко и Леонид Андреев, Дмитрий Менделеев и Павел Мельников-Печерский, Вера Комиссаржевская и Владимир Гиляровский, Иван Бунин и Дмитрий Мережковский...

Напротив дома располагалась деревянная витрина с огромным зеркальным стеклом. Гуляющие нижегородцы любили рассматривать портреты российских знаменитостей.

Со стороны двора к дому пристроили подсобные кирпичные помещения для стеклянных негативов, хранение которых тоже требовало больших площадей. Первый этаж Дмитриев оборудовал под фототипию, в которой выпускал свои открытки с видами Нижнего Новгорода и губернии, нижегородской ярмарки, Волги и Поволжья, с волжскими типами и сценами, с пароходами и, конечно же, с портретами известных людей. Всего он выпустил около тысячи открыток.

Именно в этом здании на Осыпной было сделано огромное количество замечательных снимков, которые экспонировались во Франции, Германии, Англии, Голландии, США и принесли автору мировую известность. Максим Петрович Дмитриев получил всеобщее признание. На оборотной стороне его фотографий появлялись все новые и новые награды. На обложках конвертов, в которых клиентам выдавались фотографии, значилось:

Максим Петрович Дмитриев (1858—1948).

Портрет М. Дмитриева. Нижний Новгород. 1900-е гг.

ФОТОГРАФ М. ДМИТРИЕВ, Удостоенный высшей награды почетного диплома на Голландской всемирной фотографической выставке в г. Амстердаме 1895 г. и на Парижской всемирной фотографической выставке, по художественному отделу профессиональных фотографов, за 1892 год.

Дмитриева интересовало все: пейзажи, городские мотивы и особенно типажи: грузчики, крестьяне, богомольцы, извозчики, рабочие, босяки. Бытовая тема становится для Дмитриева основной. Всему миру он стал известен именно как фотограф-публицист. Но мастер не удовлетворяется одиночными снимками, он создает тематические циклы: семеновские ложкари, кулебакские и выксунские рабочие, Сормово, старообрядцы керженских лесов и т. д.

В 1891–92 годах Нижегородскую губернию постигло страшное бедствие: малоснежная зима, засуха, неурожай, эпидемии тифа и холеры. Максим Петрович обращается в канцелярию губернатора с просьбой разрешить съемки южных уездов губернии. 14 апреля 1892 года он получает не только разрешение, но и ­рекомендации всем чинам полиции «оказывать г-ну Дмитриеву ­всевозможное содействие». Дмитриев отправляется на съемку. Ее результатом стали ужасающие свой документальностью кадры: изможденные лица людей; больные, в холерной горячке лежащие вповалку на соломе; дети, ждущие своей очереди в бесплатной столовой; санитарные ­отряды, ­общественные работы... 72 снимка из этой ­серии Дмитриев представил на Всемирной выставке в Чикаго, где они удостоились золотой медали. В 1893 году он выпускает в своей фототипии альбом «Неурожайный 1891–1892 год в Нижегородской губернии». В предисловии к альбому Максим Дмитриев пишет: «Представляя настоящий альбом публике, смею просить ее быть снисходительной к моему труду, исполненному, насколько мне кажется, добросовестно, но при крайне ограниченных средствах и количестве времени, которое я мог посвятить его созданию».

В 1894 году Максим Петрович приступает к грандиозному труду, которому посвящает почти 10 лет жизни. Используя объемные тяжеловесные фотокамеры и стеклянные негативы, он фотографирует Волгу и Поволжье на всем ее протяжении, от истока до устья: утес Степана Разина, Жигулевские горы, Царев курган, Плес, архитектурные и исторические памятники, виды волжских городов, этнические группы людей, живущих в Поволжье. По предложению Семенова-Тян-Шанского за эти работы фотограф был избран действительным членом Географического общества. Для современников его фотографии стали настоящей сенсацией. Снимки Дмитриева использовались во многих научных трудах, но, к сожалению, их авторы зачастую не спрашивали разрешения на использование и не выплачивали гонораров.

Максим Петрович Дмитриев (1858—1948).

Производство общественных работ по устройству проезда у соляных амбаров в Нижнем Новгороде. Неурожайный год в Нижегородской губернии. 1891-1892 гг.

Максим Петрович Дмитриев занимался не только фотографической, но и общественной деятельностью. Он — гласный Городской думы, присяжный заседатель при Нижегородском окружном суде, с 1908 по 1910 год — председатель правления нижегородского фотографического кружка. Но особенно активно Дмитриев участвует в деятельности Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, занимаясь фиксацией памятников старины. Он принялся за это дело с большим энтузиазмом еще в 1888 году, объездив почти все уезды Нижегородской губернии. Высланная в 1895 году в столичную Академию Художеств серия фотографий памятников Нижегородского Поволжья получила высокую оценку. Архивная комиссия отметила замечательную работу Максима Петровича, «который всегда с полной готовностью выполнял поручения комиссии...».

У Максима Дмитриева всегда хорошо продуманные и высокохудожественные снимки. Он выбирает разнообразные точки съемки, успешно решая при этом объемно-пространственные задачи. Запланировав фотосъемку, ждет хороший солнечный денек с красивыми облачками, грузит свою деревянную фотокамеру и несколько стеклянных пластин на специальную рессорную тележку, впрягается в нее и отправляется на съемку. Со своей нелегкой камерой забирается на крыши домов, иногда даже на колокольни.

М. Горький с женой Екатериной Пешковой

М. Горький с женой Екатериной Пешковой. Нижний Новгород. 1904 г.

1918 год коренным образом изменил жизнь многих людей. Ломался политический и экономический уклад жизни, менялась идеология людей, менялись каноны в искусстве. Максиму Петровичу Дмитриеву в 1918 году уже исполнилось шестьдесят. Основоположник и мастер публицистического фоторепортажа в России, он начинает испытывать серьезные трудности. 23 октября 1919 года по распоряжению Нижегородской ГубЧК был арестован его зять Александр Пирожников. Спасти удалось, но с трудом.

В 1928–1929 гг. большинство фотосалонов в стране было уже закрыто или ­национализировано. Не обходят стороной эти события и Дмитриева. Нижгубфинотдел причисляет его к разряду промышленников, использующих наемный труд, что облагалось в те годы непомерными налогами. Не помогали ни объяснения, ни прошения. Фотограф решается обратиться с просьбой о помощи к А. М. Горькому, с которым его связывали долгие годы дружбы. Одну из попыток Горького помочь нижегородскому фотографу мы видим в письме писателя к председателю Нижегородского губисполкома Н. И. Пахомову:

«Дорогой т. Пахомов, простите, но я снова беспокою Вас по делам Максима Дмитриева, фотографа. Фининспекция наложила на него 6000 р. годового, уплатить такой налог он не в силах, что разорит его, сведет на степень нищего. Мне думается, он имеет право быть зачисленным в категорию кустарей, а не промышленников, как его ­считают. ­Кроме того, он — член двух важных обществ: Археолого-этнологической комиссии и О-ва краеведов, что дает ему право на членство в ЦЕКУБУ. Ему 72 г. Человек, работая всю жизнь, капитала себе не нажил и в свое время — 1901–1903 гг. — оказывал немало материальных и технических услуг местному Комитету с-д. Это могли бы подтвердить Л. Б. Красин, А. М. Лежава. Очень просил бы о снижении налога с него. Надеюсь в августе побывать в Нижнем. Сейчас занят осмотром различных учреждений Москвы, еду в Коломну, Серпухов и т. д. Хорошо в стране Советов. Крепко жму руку. А. Пешков. 07.06.29 г.»

К сожалению, все просьбы писателя о снижении налога имели временный успех. В конце 1929 года фотография М. Дмитриева была национализирована — стала государственным предприятием: фотографией Детской трудовой коммуны (ДТК), которая подчинялась краевой комиссии по улучшению жизни детей при Нижегородском крайисполкоме. Комиссия заключила трудовой договор с М. Дмитриевым, согласно которому он нанимался на должность павильонного фотографа и заведующего художественной частью в бывшую собственную фотографию.

В 1933 году Максим Петрович приступил к перевозке огромного архива из ДТК к себе на квартиру. Но неожиданно ­председатель крайбюро товарищ Монахов воспрепятствовал этому и ­конфисковал у фотографа семь тысяч негативов. Спустя четыре года М. Дмитриев пишет теперь уже новому председателю Нижегородского крайбюро Ю. М. Кагановичу:

«Моя просьба к Вам, уважаемый Юлий Моисеевич, состоит в том, чтобы Вы оказали содействие к возврату незаконно отобранных у меня негативов. Если же Вы полагаете, что негативы эти необходимы государству, то я, не возражая против их хранения в архиво-бюро, ходатайствую о назначении мне пенсии, с помощью которой я смог бы безбедно прожить остаток лет».

При этом М.Дмитриев дает следующую оценку своей работе: «Мой ­фотоархив состоит из нескольких тысяч ­негативов и обнимает всю Волгу от истока до Астрахани, буквально все строительство нашего края, как до, так и после революционного периода; по моим фотографиям можно легко проследить всю жизнь края за полувековый период с 1886 года по 1932 год».

Но негативы не вернули... Бесценный фонд М. Дмитриева, к сожалению, сохранился не полностью. Много стеклянных негативов было безвозвратно утеряно. Максим Петрович в последние годы жил в доме своего зятя А. Пирожникова. Прогрессирующая потеря зрения усиливала в нем чувство одиночества, но он до последних дней интересовался фотографией и всем, что имело к ней какое-то отношение. Умер Максим Петрович Дмитриев 16 октября 1948 года. В газете «Горьковская коммуна» появилась в связи с этим небольшая заметка.

За свою долгую и плодотворную жизнь Дмитриев собрал огромный иллюстративный материал на самые разнообразные темы. Сегодня, спустя 125 лет, работы известного российского фотографа вызывают еще больший интерес, они публикуются в различных книгах, альбомах, журналах, газетах, используются в научных трудах — как у нас в России, так и за рубежом.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий