Фото:Ара Гюлер
Ара Гюлер (Ara Guler), один из наиболее талантливых фотографов современности, начал свою карьеру фотожурналиста в
«Вокруг меня вертится мир. И когда в этом мире что-то происходит, что меня сильно задевает или трогает, я нажимаю на кнопку затвора. Для меня наиважнейшим является „событие“, „момент“. Это „событие“ не должно быть пропущено. Как фотограф, снимающий людей, я хочу запечатлеть их радость, горе, их отношение к жизни, их страхи, все, что присуще человеку. Для меня важно то, что человеческие драмы будут жить еще столетия в будущем. В конце концов, фотография — это способ сохранения информации, и она должна сохранить что-то, какую-то драму, если она важна. И такая фотография может волновать».
Ара Гюлер с детства играл в театре. Возможно, поэтому его и завораживало то, что когда фотошторки-кулисы открывались, происходило чудо — рождался кадр, рождался застывший спектакль, рождался новый, невиданный прежде Стамбул. Кстати, именно здесь мастер появился на свет. В 1950 году Гюлер устроился на работу фотокорреспондентом ежедневной газеты «Новый Стамбул». В
«Если человек сделал за свою жизнь сто фотографий — это действительно великий фотограф. Для фотографа оставить после себя сто фотографий — выдающееся достижение. То же самое касается писателя. Что осталось из произведений Гюго? Сервантес наверняка написал больше, чем один роман, но остался только „Дон Кихот“. Если меня будут помнить по двадцати-тридцати фотографиям, я буду считать это отличным достижением», — рассуждает Ара Гюлер. А мы помним больше тридцати его фотографий.
Но самое интересное в его жизни случилось потом: сам Анри-Картье Брессон пригласил турецкого мастера в известнейшее агентство «Магнум», для которого Ара Гюлер сделал снимки Сальвадора Дали, Пикассо и Уинстона Черчилля. Если он фотографирует окружающий мир, то прежде всего замечает проходящих людей, потому что именно они вдыхают в снимок жизнь. Собор может простоять века, а люди уходят, и как документалисту Гюлеру было важно оставить в памяти их лица. И, конечно же, главный лик, который мы видим, — это переменчивый Стамбул. Это лицо — то женщина, играющая с детьми в мяч на тесной улице, то мужчина, сидящий в лодке. Так Моне и Дега изучали Париж — его воду, людей, свет и настроение.
«Я могу сделать четыре фотографии, а потом играться с ними, делать коллаж. Но тогда результат не будет иметь к реальности никакого отношения. А главное в фотографии — правдивое отражение реальности».
Ара Гюлер очень много работает. В одном интервью его спросили, сколько негативов хранится в его личном архиве. «Я полагаю, около 800 тысяч», — ответил мастер, — «Но все сосчитать невозможно».
Предоставляем слово самому мастеру. Каждая его цитата — воплощение мудрости творца.
«У хорошей фотографии всегда найдется что сказать. Когда фотография передает какую-то эмоцию или мысль — это настоящая фотография».
«Фотография не является искусством. Это больше, чем искусство. Фотографы — это летописцы, фиксирующие визуальную историю современности. Посмотрите на фотографии XIX века. Они дают нам правдивое впечатление о том времени. Историки вкладывают в свои книги эмоции и фантазии, но фотографии рассказывают правду. Поэтому фотография больше чем искусство. Фотографии — это живая история. Искусство не рассказывает правды, оно имеет дело с выдумкой».
«Фотограф не может быть „художником“. Его дело — гонятся за правдой».
«Присутствие фотографа должно быть незаметно. В противном случае композиция превращается в маскарад. Я всегда стараюсь быть очень сдержанным. Фотограф должен быть неслышным свидетелем».
«Портрет — это больше, чем просто изображение лица. Это сущность жизни. Просто фотография лица может быть, конечно, названа портретом, но такое описание было бы неполным. Портрет означает возможность передать место человека в жизни. В этом смысле — это рассказ о его жизни».
«Я всегда влюблен. Я могу влюбиться в дерево, в цвет, в улицу, луч света. В мире есть важная вещь — любовь. Человек не знает, когда должен влюбиться, когда любить... Жизнь — это случайность. Быть влюбленным — самая лучшая вещь в мире».
Фотографии Ары Гюлера на сайте Magnum Photo
При подготовке статьи использованы материалы http://www.photoisland.net/, http://armenpress.am/
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий