Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Семьи и дети. О фото и свете

Семьи и дети.
О фото и свете

#семейные_фотографы
Семьи и дети.
О фото и свете
10 декабря 2012

Есть фотографы, которые снимают природу, животных, деревья, пейзажи; делают потрясающие репортажные снимки. Есть фотографы, которые готовы погрузиться под воду или прыгнуть с парашютом ради хорошего кадра... А мой сегодняшний рассказ будет для тех, кто в первую очередь любит людей и верит в них; кто не только зарабатывает деньги, но и отдает своему делу часть сердца. Потому что иначе не может. Я говорю о фотографах, которые снимают семьи и детей.

Создать добрую глубокую фотографию – сложно. Сделать «красиво» можно, набравшись технического опыта. Но чтобы показать глубину, надо ее увидеть самому. Нужно снимать осознанно, выражать себя через фотографию.

 

Олеся Углова, съемка детей, семейный фотограф

 

Наши технические задачи – съемка на ручном режиме (экспозиция) и минимизация обработки. Поговорим об этом подробнее.

 

Психология плюс опыт

 

Что такое естественная съемка детей и семьи при естественном освещении? Это съемка самой жизни. Таким образом, любое вмешательство в нее (выстраивание световых схем, режиссирование сюжета) – это инсценировка. Речь о естественной съемке уже не идет.

 

Грань между чистым репортажем и художественным замыслом может быть очень тонкой. Репортаж – это полное невмешательство, наблюдение со стороны. Художественный замысел подразумевает инсценировку сюжета.

 

Олеся Углова, съемка детей, семейный фотограф

 

То, о чем пойдет речь ниже, это смесь и репортажа, и постановочной фотографии. Точнее, даже не смесь этих двух жанров, а нечто иное. С одной стороны, во время такой съемки фотограф находится в роли наблюдателя, а с другой – ­направляет творческий поток в нужное русло – русло красоты.

 

Репортаж правдив. Он как жизнь: может заставить не только улыбаться, но и грустить, думать и что-то менять. И этого не стоит бояться. Любой фотограф в силах показывать в своем творчестве правду. А красота – везде. Нужно принять это и научиться видеть.

 

Сразу должна сказать, что я не имею ровным счетом ничего против съемки в студии, для fashion и пр. Все это зачем-то существует и кому-то нужно. Просто речь пойдет о другом.

 

Свет, камера...


Съемка при естественном освещении: чем она хороша? В первую очередь тем, что доступна почти всегда и везде, где есть хоть какой-то свет. Это дает большую степень свободы фотографу и его героям. Еще ей присущи естественность и особая художественность, возможность снять живую эмоцию (которая все же отличается от смеха в студийных условиях, например).

 

Олеся Углова, съемка детей, семейный фотограф

 

Но зато есть и минусы. Для качественного профессионального результата и съемки чаще всего ­необходимо дорогое профессиональное полноматричное оборудование и светосильная оптика. В нашей стране погода такая, что только три-четыре месяца в году для съемок достаточно света из окна. К тому же нужно немало практиковаться, работать в таких условиях, чтобы стать профессионалом.

 

Любишь людей? полдела сделано

 

Когда-то я размышляла на тему сильных фотографий и пришла к выводу, что фотография может цеп­лять зрителя только в двух случаях: если ее делает человек, который любит людей, или человек, который людей ненавидит. «Золотая середина» вопреки своему названию ­обычно не приводит к шедеврам. Речь идет о съемках людей, конечно. Потому, на мой взгляд, в съемке семьи немалое значение имеет личность фотографа и его отношение к людям вообще. Фотограф должен быть личностью, развивающейся духовно. Для того, кто снимает людей, это крайне важно.

 

Олеся Углова, съемка детей, семейный фотограф

 

На своих семинарах я призываю взращивать в себе чувство любви к людям. Безусловной любви к людям. Есть простой прием, и он очень сильный. Попробуйте говорить «я люблю тебя» и желать счастья каждому прохожему на вашем пути: в толпе, по дороге на работу, на остановку, в магазин. Это несложно – но это такое счастье, оно так окрыляет и дает столько внутреннего света, что тот начинает выплескиваться наружу. Попробуйте. Прямо сейчас, когда дочитаете.

 

Знакомимся. общаемся. работаем


Ваш будущий герой съемки проходит несколько этапов, прежде чем выбирает вас и попадает именно к вам. Случайностей тут быть не должно, чтобы позже вы не разочаровались друг в друге.

 

Первый этап: ваш сайт. 

  
Там должно быть только то, что вы сделали с открытым сердцем. То, что наполняет вас радостью и творческой свободой. На сайте может быть и то, что востребовано рынком, – но если это не отвечает вашим потребностям творческого человека, рано или поздно такое положение дел может привести к кризису. Я не имею в виду, что это единственная причина творческих застоев у фотографов: всего лишь одна из них. Но лучше не выкладывать на сайт то, что вы делаете только из финансовых соображений, перешагивая через себя. Пусть фотографии отражают ваш индивидуальный стиль.

 

Зачем? Чтобы клиент, изучая сайт, понял, что вы делаете, подходите вы ему или нет.

 

Второй этап: знакомство с потенциальным клиентом и героем съемки. 

 

Клиент может написать вам по электронной почте. То, насколько вы сможете быть естественны и открыты, быть сами собой, повлияет на впечатление о вашем стиле и о вас как личности, а также на конечный этап – на съемку. 

 

Третий этап: общение по телефону или личная встреча.


Сейчас для вас важно узнать как можно больше о привычках, укладе семьи, которую вы будете фотографировать. Нужно обсудить идеальное время съемки. Здесь всегда важно ориентироваться на младшего члена семьи, на ритм его сна. Если малыш весел и доволен, ваша съемка, скорее всего, будет успешной. Обсудите одежду всех, кого будете фотографировать, макияж мамы, если он ей нужен. Очень важно в общении с мамой или папой настроить героя или героиню так, чтобы семья в день съемки ждала, что в гости придет друг, а не суперпрофессионал, который вызывает трепет своим визитом. Ведь если мама будет тревожной и нервной в день встречи, малыш станет капризничать.

 

Четвертый этап: сама съемка. 

 

Я могу поделиться лишь моим стилем. Каждый фотограф в итоге находит свой. Мне интересны люди. И я совершенно искренне общаюсь с родителями и детьми, к которым приезжаю в гости как фотограф. Постоянно разговариваю с людьми во время съемки. Не вмешиваюсь в привычные события семьи. Даже прошу, если чувствую растерянность героев, чтобы они занялись тем, что обычно делают: поиграли, ­приготовили обед, порисовали – чем угодно. Это помогает моим непрофессиональным моделям расслабиться.

 

Олеся Углова, съемка детей, семейный фотограф

 

Чаще всего, как показывает опыт, сложнее мужчинам. Если инициатор съемки – мама, то папа, если он все же решился поучаствовать, может быть очень зажат. Проще всего помочь так: я либо прошу его побыть с малышом – почитать, поиграть, посмеяться с ним, – либо просто даю папе время, чтобы он расслабился.

 

Никогда никого не развлекаю во время съемки. Я просто общаюсь, искренне интересуюсь людьми, мягко наблюдаю, ни на чем не настаиваю, а высказываю свое мнение. Радуюсь, улыбаюсь, подмечаю в своих героях лучшее, разделяю вместе с ними их эмоции и просто их люблю.

 

Я стараюсь строить съемку так, чтобы малыш устал как можно меньше. Могу попросить оставить детеныша в покое, дать ему отдохнуть, если понимаю, что он переутомлен от избытка внимания. Но обычно мама чувствует это куда тоньше и раньше. Будьте открытыми, близкими и нежными, а не отстраненными.

 

И на солнце, и в тени

 

Известно несколько основных световых схем, доступных нам в помещении и на улице. Это боковое, контровое, фронтальное и заполняющее освещение.

 

Советую заранее узнать, какое освещение дома у героев, чтобы настроиться на условия съемки. Особенно это важно зимой и осенью, когда небо серое и света мало. 

 

Олеся Углова, съемка детей, семейный фотограф

 

Если ваши герои хотят, чтобы съемка проходила в ясный солнечный день, то при пасмурной погоде лучше не снимать, если есть такая возможность. Если нет – съемка должна быть сделана на достойном уровне.

 

Всегда можно найти решение и в сложных условиях. Это максимально открытая диафрагма, съемка на высоких ISO, в самых светлых помещениях и, как правило, у окна. Тут пригодятся светосильное оборудование и полноматричная камера, у которой рабочее ISO высокое. Нужно учиться снимать на довольно длинных выдержках (это может быть даже 1/30) и на открытых диафрагмах (это может быть F 1,6). Здорово поработать с искусственным освещением, которое есть в доме, часто бывают очень приятные результаты. Чем больше опыт, тем выше общее качество съемки при таком сложном освещении. Очевидно, что при недостатке света может помочь окно. Но и про другие схемы не стоит забывать. В этом случае придется снимать на повышенных значениях ISO.

 

Летом возникает другая крайность. Солнечный яркий день – и света больше, чем нужно. Общая рекомендация: по возможности назначать время съемки на утреннее и предзакатное время, когда солнце еще не так высоко и освещение мягкое. Дома летом снимайте в любое время дня: яркий свет всегда можно смягчить тюлем или отойти от окна подальше.

 

Мое любимое освещение – контровое. Особенную радость мне приносит съемка при таком свете на рассвете и на закате. Думаю, я здесь не одинока.

 

Даже в ситуациях, когда вы работаете при ярком свете, когда солнце в зените, тени резкие, перепад яркостей очень большой, а ваш герой щурится, всегда можно сделать красивую съемку – в тени деревьев, домов. 

 

Еще пара слов о пасмурной или облачной погоде. Свет в такую погоду всегда очень разный. Он бывает серым и тяжелым, плоским и объемным. Надо учиться наблюдать. Порой из-за облаков сочится такой потрясающий перламутровый свет, что нельзя остаться спокойным и не взять камеру в руки.

 

Сумасшедший дом!

 

Если вы снимаете семью при естественном свете, то помимо сказанного выше могут возникнуть и другие проблемы. Например, дом захламлен, ребенок постоянно бегает... Как быть?

 

Вы приехали на место, познакомились, а ваша «главная модель» без остановки носится туда-сюда... Улыбнитесь, это будет одна из ваших лучших съемок. Важно быть активным, быстрым, ловить доли секунды. Важно понимать, что малыш не может не остановиться хотя бы на секунду, всегда найдется то, что его привлечет и заинтересует. Ваша задача – успеть снять именно этот момент. И еще: в конце концов любой малыш устает мчаться без передышки. Главное, чтобы у вас к тому времени еще остались силы.

 

Олеся Углова, съемка детей, семейный фотограф

 

Загруженный вещами дом усложняет задачи фотографа. В таких условиях сложнее сделать полноценный портрет. Тут можно посоветовать только снимать на открытой диафрагме и максимально отделять объект съемки от фона. И не забывайте про находчивость: она поможет.

 

Найти себя = стать успешным


Ваша деятельность, ваш сайт и все материалы о вас в средствах массовой информации и других источниках должны отражать ваш ­индивидуальный стиль. Подумайте и ответьте себе, что вам действительно близко. Будьте честны: это первый шаг к самовыражению. Если на сайте, в интервью вы пытаетесь угодить кому-то – это не путь к успеху. Не ваш путь.

 

Не стоит допускать, чтобы клиент был «ведущим» в отношениях. Вести, хоть и мягко, должен только фотограф. Я имею в виду твердость в вопросе собственного стиля и видения. Если, к примеру, ваша внутренняя концепция – работать лишь с теми компаниями, которые делают этот мир лучше и светлее, значит, следуйте ей.

 

Итак, подведем итог. Развивайтесь духовно. Учитесь. Практикуйтесь как можно больше. Будьте открыты и добры к миру, помогайте тем, кто действительно в этом нуждается. Любите людей. И все у вас получится.

 

Об авторе:


ФИО: Олеся Углова


Web-сайт: www.uglova.com


Техника: Canon EOS 5D Mark II, Leica M9


Выставки, награды: 

Лауреат Национальной премии «Фотограф года – 2010», Частные фотосессии в России, Великобритания, Италии, США, Египте.
Подводная фотосъемка: международный проект (Россия-Великобритания) Birthlight. Профессиональная фотосъемка детей и мам под водой.
Визуальное воплощение бренда (рекламные проекты): издательство «Розовый жираф», Центр традиционного акушерства, студия NYM-Yoga.

 

Фотоработы для СМИ: ИД «Burda»: «Добрые советы», «Лиза. Мой Ребенок», ИД «Forward Media Group»: «Мой Кроха и Я», ИД «Медиаглобус»: «Мамин Журнал. Папин Журнал», The Moscow News.

 

Обложки и иллюстрации: Мишель Оден, «Научное познание любви», издательство «ЭКСМО».


Источник вдохновения: Сама жизнь, детство, сын, любовь, красота.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий