Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
ThinkTank
Анастасия Охотникова: «Я снимаю настоящую жизнь, а не детскую открытку»

Анастасия Охотникова: «Я снимаю
настоящую жизнь, а не детскую открытку»

#семейные_фотографы #портфолио
Анастасия Охотникова: «Я снимаю
настоящую жизнь, а не детскую открытку»
23 августа 2020
Фото:Анастасия Охотникова

Победительница Family Russian Photo Award — 2020 в номинации «Детский портрет» Анастасия Охотникова знает секрет успеха своих работ: «Не предавайте свое видение». И тут не поспоришь — тот, кто стремится всячески «подкупить» жюри конкурсов простой красивой или излишне драматичной картинкой, никогда не станет победителем. Анастасия рассказала журналу «Российское фото» о новом тренде в семейной фотографии, в чем состоит главная сложность в детской фотосессии, а также о своем уникальном фотопроекте «Особый взгляд».

— Анастасия, расскажите немного о себе. Как вы пришли к профессии семейного и детского фотографа?

— Мысль заняться фотографией пришла ко мне всего пять лет назад. Я не могу сказать, как часто пишут о себе фотографы: «Я с детства с фотоаппаратом». Конечно, фототехника дома была: и известный всем «Полароид», и пленочные мыльницы, а потом и цифровые. Сколько себя помню, мы всегда брали фотоаппарат в отпуск. Но все снимали по плану «я и достопримечательность». Тратить кадры на пейзажи, например, мама не разрешала. Там же нет людей, эти кадры «никому не нужны».

К 30 годам у меня сложился стереотип, что фотограф — это несерьезно. Или, наоборот, если серьезный фотограф, то очень сложно для освоения.

Но после рождения второго сына я все чаще стала думать о том, что хочу снимать своих мальчишек хорошо. Как и у многих женщин-фотографов, именно дети стали стимулом к изучению фотографии.

Я пошла на первый курс по фотографии (с тех пор постоянно чему-то учусь, иногда делая небольшие перерывы). Через некоторое время я открыла небольшую фотостудию. Сейчас я понимаю, зачем. Я не могла начать брать заказы. Мне казалось, что это стыдно: два высших образования (экономическое и юридическое), и вдруг: я фотограф, беру заказы. Фотостудия позволила мне снимать не от себя, а от бренда студии. Я вела отдельно рабочий профиль, отдельно личный. И по-прежнему очень стеснялась заявлять, что я фотограф. Да, я пряталась за студией, развивая ее имя. Но не свое.

Наверное, сказались установки: надо быть скромной. Продавать себя стыдно. Фотограф и так каждый второй, куда ты еще лезешь. Надо работать на приличной работе, а не вот это вот все.

Фотостудия проработала ровно три года, а потом я ее закрыла. Все совпало: третий декрет и мое принятие себя как фотографа отдельно от студии.


— А работаете ли вы в других жанрах? Почему?

— Я очень люблю снимать в путешествиях, но это скорее любительский уровень. Я не из тех, кто пойдет в пять утра со штативом ловить туман в поле, и не буду тратить часы на то, чтобы обработать пейзаж в редакторе. Еще иногда снимаю одежду для каталогов. Потому что меня просят об этом местные производители, которые не хотят везти свой товар в Москву ради пары часов съемки.


— Анастасия, ваш снимок «Осенний вечер» победил в номинации «Детский портрет». А другая работа «Старший брат» попала в Топ-20 лучших фотографов премии. Расскажите, как были сделаны оба кадра?

— «Осенний вечер» случился действительно осенним вечером. Задача была снять жанровый портрет. Дети болели, на руках грудной ребенок. Пришлось придумывать идею на ходу. Когда сын дышал лекарством в небулайзере, я заметила брызги и решила подсветить фотофонарем.

Второй снимок был сделан, когда я заметила, что старший сын неосознанно открывает рот, когда кормит сестру. Мне показалось это забавным и трогательным. Повезло, что солнце в этот момент как раз светило в комнату. Признаюсь, чтобы захватить тени, детей пришлось передвигать. Так что кадр не совсем случайный.


— А как вы считаете, в чем секрет их успеха?

— Я думаю, что люди выросли из фотографий-открыток. Им хочется увидеть настоящую жизнь. Не в студии, а в обычных квартирах. Это большой сдвиг в детской фотографии. Кадр с небулайзером, наверное, мог откликнуться еще и в связи с событиями этого года.


— Как рождаются сюжеты ваших снимков?

— У меня трое детей, сюжетов хоть отбавляй. Главное — вовремя увидеть среди повседневности.

— Тяжело ли работать с детьми? Как удерживаете их внимание?

— Как опытная мама я уже автоматически применяю какие-то уловки, чтобы дети на съемке уделили мне внимание. Это сложно объяснить. Ну, например, прошу малышей показать носик/глазки у родителей. Это всегда срабатывает. У меня появляются секунды, когда ребенок задумчиво смотрит на маму. Я-то знаю, что на самом деле он вспоминает, где нос или глаз у мамы. А на фотографии это выглядит очень мило.

Самые сложные модели — собственные дети. Это знает любая мама-фотограф. Сначала я не могу уговорить их сфотографироваться, потом они ноют, что устали через минуту съемки. Младшая в силу возраста сразу бежит ко мне отбирать камеру. Но я все равно успеваю сделать несколько хороших снимков. Самые классные кадры были сняты за пять минут. На долгое позирование у них нет терпения. Так что на создание «шедевров» у меня крайне мало времени. В том числе на те, что были выставлены на конкурс.

После такого опыта, мне кажется, я сниму любую семью с детьми непоседами.


— Как бы вы описали свой стиль фотосъемки?

— Не знаю. Может быть лайфстайл?



— Нам известно, что вы являетесь создательницей уникального фотопроекта «Особый взгляд». Расскажите, пожалуйста, о нем нашим читателям.

— Однажды мне написала девушка и попросила обратить внимание на детей-инвалидов: «Эти детки очень красивые, но у них мало хороших фотографий». Она добавила меня в чат мам особых детей, мы начали знакомиться. Изначально не было цели сделать проект. Мы просто решили поснимать семьи ради того, чтобы у них были фотографии.

Когда я сделала несколько съемок и кинула в наш чат, мамы сказали: «Мы хотим, чтобы нас увидели». Так появился проект «Особый взгляд». Пришло около 40 семей. Я не снимала подряд целый день, так как с каждой семьей хотелось поговорить, познакомиться. Поэтому проходило не больше двух съемок за день. А я знаю все истории этих семей.

Самым трудным был первый день. До сих пор помню его. Я раньше не сталкивалась близко с таким семьями, и это стало потрясением. Эта сила воли, характер мам, какие они добрые, светлые, отзывчивые. На руках ребенок-инвалид, а они думали, как помочь еще кому-то.

Я села в машину и не могла ехать. Просто сидела и смотрела в одну точку. Все собственные проблемы показались такими мелкими, мы слишком много переживаем по пустякам.

Одна из мам смогла организовать выставку. Спонсоров не нашли. Я печатала плакаты с фотографиями, а родители купили рамки для оформления. Но знаю, что все было сделано не зря. Когда началась выставка, я увидела, что люди вытирают слезы, глядя на фотографии.

Прошло четыре года, мы до сих пор со многими семьями общаемся. Некоторые приходили потом на семейные съемки, так как поняли, что я могу работать с особыми детьми. И дети не боятся.





— Пара вопросов о технической части вашей работы. На какую фототехнику вы снимаете?

— Я снимаю на Canon 5D Mark III, объектив в основном Sigma Art 35mm 1,4. Конкурсные снимки сделаны на старый «Гелиос». Еще много снимаю на iPhone. Камеру таскать тяжело, а снимать хочется часто.


— А как обрабатываете снимки?

— В моих работах только цветокоррекция. Я редко обрабатываю в «Фотошопе». Это не принцип, просто не люблю много ретуши. И честно говоря, жаль времени. Лучше провести его с семьей. Стараюсь снимать сразу хорошо, чтобы больше, чем цветокоррекция, ничего не делать.


— Что бы вы посоветовали фотографу, который хочет стать участником премии Family Russian Photo Awards?

— Не предавать свое видение. Вы знаете, что есть мастер-классы, как выиграть фотоконкурс? Основная идея состоит в том, что надо просмотреть все предыдущие результаты и понять стиль конкурса. Чтобы снять в таком же ключе. Я так не могу. Надо снимать то, что тебя трогает, что интересно тебе, что ты можешь искренне донести до зрителя. А кадры найдут свою аудиторию.

Мы все лето живем на даче, у нас часто бывают и утята, и цыплята. Я могла бы много раз снять с ними своих детей, чтобы подать на конкурсы, где такое любят. Но это не люблю я, поэтому у моих детей нет этих милых сказочных фотографий с птичками и зверушками.


Instagram: https://www.instagram.com/anastasia_okh/?igshid=c0yio5qk5vyy

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий