Алиция Юсупова — детский и семейный фотограф родом из Польши. Алиция является лидером профессиональной Ассоциации детских и семейных фотографов ДИСФО. Она занимала призовые места на многих фотоконкурсах, в том числе на Family Russian Photo Award.
— Ваш снимок вошел в топ-20 конкурса Family Russian Photo Award. Это же не постановочная съемка?
— Это не постановка и не монтаж, как некоторые предполагают. Путешествие было неожиданным, как и сам кадр. Дети уговорили нас вместо самолета вернуться из Сибири в Москву на поезде. Путешествуя по Транссибирской магистрали, я просто смотрела в окно, когда заметила, что поезд приближается к деревне. У меня было всего несколько секунд, чтобы успеть схватить камеру и запечатлеть хоть один домик и спящих мужа и сына.
— Почему для участия в конкурсе вы выбрали именно эту фотографию?
— Сегодня детские фотографии очень популярны. Может показаться, что в этом жанре доминирует постановка. Среди моих работ тоже можно найти статичные, стандартные портреты, но что приносит мне как фотографу удовлетворение — это живые снимки, которые могут рассказать какую-нибудь историю. Для меня эмоции в детской фотографии — это не обязательно прыжки, улыбки, громкий смех. Очень хочется иногда поймать состояние мечты, спокойствия, расслабления, вероятно, личной ностальгии.
— Что для вас конкуренция? Часто ли вы участвуете в конкурсах?
— Первое, что хочу сказать: я не воспринимаю коллег как конкурентов. У меня нет стремления быть лучше, чем кто-либо; я стремлюсь завтра быть лучше, чем я сегодня.
Конкурсы для меня — это не способ что-то кому-то доказать, а предлог для роста, самопроверка, зачастую просто развлечение и азарт. Тем более что я осознаю: фотография, как и каждый вид творчества, — очень субъективная дисциплина. Всегда найдется кто-то, кому твоя картинка понравится, и тот, кто ее не оценит.
В конкурсах я участвую очень редко, по настроению и наличию времени. При этом я тщательно выбираю те, которые для меня по-настоящему значимы. Так что конкурсы — это прежде всего мотивация расти и развиваться. Надо работать над собой бесконечно.
— Алиция, вы получили профессиональное образование в сфере детской фотографии в Европе. Есть ли стандарты, которые отличаются от того, что рассказывают в фотошколах нашей страны?
— Здесь я не могу сравнить, так как не вникала в стандарты российских учреждений. Для меня наша страна всегда была родиной искусства и науки. Хочу верить, что и сегодня уровень и стандарты наших фотошкол остаются высокими и дают хорошую основу для дальнейшего личного развития. Тем более что сегодня быть фотографом популярно, и, как следствие, фотошкол и обучающих профессионалов стало очень много. Качество весьма разношерстное, как и везде; не каждый из тех, кто умеет красиво и интересно снимать, сможет эффективно обучить этому. Но у начинающих фотографов есть прекрасный выбор, где и как учиться.
Я сама занялась фотографией всерьез очень неожиданно. Изначально я получила в Европе высшее образование в сфере культурологии, затем поступила на юриспруденцию, потом уже в России изучала MBA... Работала вообще в другой области, и фотография была лишь редким увлечением. Жизнь всё перевернула так, что она стала моей работой.
— В каких жанрах вы еще работаете?
— Я снимаю людей, их эмоции и истории. Не очень люблю, когда меня называют детским фотографом. Если ты хоть немного чувствуешь людей, умеешь разделять их эмоции и тебе интересно вникнуть в их историю, то неважно, снимаешь ты детей, молодоженов или женский/мужской портрет.
— Вы больше любите снимать в студии или за ее пределами?
— Конечно же, место зависит от цели и объекта съемки.
Новорожденных я снимаю исключительно в доме малыша, несмотря на то что это сложнее для фотографа в плане условий и организации. Мне очень важно, чтобы мама и малыш чувствовали себя комфортно, для меня это гарантия успешной и качественной съемки. Им не надо никуда собираться, спешить и переживать, тем более что, кроме самого малыша, я люблю живой семейный портрет без фонов, корзинок и прочего! По моему мнению, именно эти фотографии будут для семьи самыми ценными спустя годы.
Аналогично и с детьми старшего возраста: я предпочитаю снимать или на природе, или у героев дома. Домашняя обстановка дает возможность красиво запечатлеть настоящую жизнь — игру папы и сына в шахматы, играющую на пианино дочь, ребенка с кошкой, которая внезапно решила присоединиться. Одним словом, дом — это чувство свободы и спонтанности, что в итоге показывает не просто эмоции, но и их контекст. Таким образом, мы можем дать повзрослевшему человеку прекрасный образ его детства, его воспоминания в картинке.
В студии детей не снимаю, но думаю, что это неплохое место для съемки беременности. Фотографируя женщину в ожидании, мне очень важно подчеркнуть не только ее особенность, нежность, но и безусловную женственность! Хорошо подобранный интерьер фотостудии может помочь дополнить ее образ.
— Как вы думаете, насколько влияет техника на достижение задуманного результата и воплощение образа? И чем вы снимаете?
— Прежде чем давать дельные советы начинающим коллегам, что расстраиваются по поводу техники, с которой работают, я часто вспоминаю о пионерах фотографии. Им сегодняшняя техника и не снилась, и тем не менее конец XIX и начало ХХ века богаты фотошедеврами. Стоит посмотреть на портреты J. M. Сameron, G. Kasebier, на трогательные и шокирующие современных людей фотографии L. Hine’а, уже не говоря о фамилиях Lartique или Bresson. Самое главное — учиться видеть окружающий мир, как бы банально это ни звучало.
Сегодня у нас огромные технические возможности. Выбор техники, опять же, зависит от цели и бюджета. С одной стороны, главное — это видение фотографа, а с другой — физику не обмануть, и в зависимости от характера сьемки мы подбираем разные линзы, это очевидно. Я сама снимаю своим стареньким и любимым Canon Mark III в наборе с линейкой оптики серии L и Sigma Art.
— Сколько времени вы тратите на постобработку?
— Всегда по-разному. У меня собственный алгоритм обработки, но каждый кадр требует внимания в разной степени. Я всегда обрабатываю без спешки и в несколько этапов, возвращаясь к снимку через несколько часов или даже дней. Таким образом, картинка создается, развивается в процессе обработки и еще лучше передает эмоции и историю, запечатленные в кадре.
— Вы работали с семьями разных культур. Расскажите о своем опыте.
— Это для меня бесценный опыт не только как для фотографа. Я с детства достаточно много путешествовала. Разные религии, принципы и образ жизни пробуждают не только удивление, но и интерес и желание узнать больше. Для меня определение «другая культура» какое-то время назад подразумевало и русскую культуру. Существуют моменты, которые до сих пор вызывают во мне ощущение необыкновенности и даже восторг. Общение с людьми разных культур помогает нам расширять горизонты, учит избегать стереотипов и провоцирует на неординарное мышление.
— Ваши главные модели — дети. Как найти к ним правильный подход?
— В работе с детьми я придерживаюсь общего принципа: если хочешь фотографировать людей, надо учиться их понимать. Это в особенной степени касается детей, которые безгранично искренни в своих чувстах и действиях. Очень важно до сьемки познакомиться с человеком, с семьей. Я узнаю имена и интересы детей заранее и появляюсь уже с каким-то знанием. Это помогает мне дать понять ребенку, что я не совсем чужая, что он важен. Так проще найти общий язык и вовлечь его в процесс съемки.
В работе с детьми и не только важно помнить, что если мы хотим увидеть эмоции, надо уметь их вызывать, ведь никто не сможет показать искренние эмоции по команде. Именно поэтому фотосессия с детьми — это зачастую просто игра и общение.
— В 2014 году вы заняли 1-е место в конкурсе «Безопасность новорожденного на фотосессии». Как фотографу нужно вести себя во время съемки младенца, можете дать совет?
— Как себя вести? Уверенно! Но для этого у нас должны быть знания и опыт. Недопустимо учиться работать с новорожденными на детях клиентов. Существует много тонкостей и нюансов. Прежде чем начать снимать новорожденных, я прошла не только индивидуальное обучение у опытного фотографа, но регулярно общаюсь с европейскими акушерами и физиотерапевтами: благодаря им я никогда не делала и не сделаю некоторые постановки, которые, к сожалению, можно встретить у других фотографов.
Мой главный совет: не делайте снимок любой ценой! Всё самое красивое и благородное — естественно: свет, цвет, поза. Аксессуары: зачастую они лишние, но если мы их используем, пусть это будет минимальное количество, которое не отвлекает, а дополняет объект и тему фотографии.
— Вы сами фотографируете свою семью?
— Свою семью я фотографирую маниакально. Я сверхсентиментальный человек и по своей природе хочу остановить время. Но так как это все же не получается, я пытаюсь спасти хотя бы некоторые мгновения и сохранить их в своей памяти, как тот кадр в поезде.
Веду также для себя проект Kids were here. Я снимаю всё, что натворили мои маленькие дети, прежде чем навести порядок. Разрисованные стены, разлитая краска, оставленные в неожиданных местах игрушки — я знаю, что когда-нибудь буду по этому скучать...
— Можете дать несколько советов фотографам, которые только начинают заниматься семейной съемкой?
— После того как вы хорошо изучите технику, все правила и законы построения кадра, всё время ищите вдохновение, не бойтесь изменять привычкам и нарушать выученные принципы. Надо только помнить, что все эти нарушения должны быть оправданы и иметь смысл. В кадре важно всё. Как в театре, у Чехова: «Если вы повесили на стену пистолет, то он должен выстрелить. Иначе — не вешайте его», так и в фотографии: всё, что находится в кадре, должно иметь определенную цель. И главный совет: получайте удовольствие!
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий