Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
«Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…»: выставка турецкой фотографии XIX века

«Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…»:
выставка турецкой фотографии XIX века

#выставки
«Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…»:
выставка турецкой фотографии XIX века
9 сентября 2016
Фото:Себа и Жоайе. Посадка на пароход. Принцевы острова. Константинополь. 1880-e

«Мультимедиа-арт-музей» представляет выставку турецкой фотографии XIX века «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул...» из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых. Основа экспозиции — фотографии Константинополя второй половины позапрошлого столетия.​ Выставка будет работать с 17 сентября по 16 октября. Вход для участников Russian Photo Club — свободный.

Удивительная история Константинополя—Стамбула насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. С момента основания на полуострове, образованном проливом Босфор, бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, в силу своего особого географического положения на границе Европы и Азии город был и остается стратегическим мостом для политиков, дипломатов, общественных и культурных деятелей разных стран.

Себа и Жоайе. Вид на пролив Босфор и Замок Европы и Азии. Конец 1880-х

Константинополь всегда приковывал внимание России, современный Стамбул вызывает не меньший интерес. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию Античности, достижениям европейской культуры и науки. Константинополь славянские народы называли Царьградом (город, где живет император — «царь»). В русских народных сказках с образом Царьграда связано представление о заморской стране с ее всевозможными чудесами. После принятия христианства значительно упрочились торговые и политические связи двух государств. В следующие века Российская империя считала себя преемницей духовных ценностей Византии.

История турецкой фотографии начинается в 1843 году, когда француз Жозеф-Филибер Жиро де Пранже создал дагерротип — панораму Константинополя. Первыми фотографами Османской империи были европейцы: в 1845 году венецианцы братья Карло и Джованни Найя открыли портретную фотостудию в центре турецкой столицы. В 1851–1854 годы в Константинополе работал знаменитый британец Джеймс Робертсон. В 1850-е годы на улице Гранд-рю-де-Пера (сегодня улица Истикляль), где располагались посольства и представительства западных компаний, появляется множество фотоателье. Их главными клиентами были европейские путешественники, ученые, писатели, художники и архитекторы, которые хотели приобрести на память изображения турецкой столицы. Новый импульс для развития фотографическое дело в Турции получило во время правления султана Абдул-Хамида II (1876 — 1909), который сам был фотографом и придавал большое значение фотодокументации архитектурных памятников и важнейших событий, происходивших в столице Османской империи.
Любимыми сюжетами для местных фотографов были мечети (символ города — Айя-София, или собор Святой Софии), экстравагантные дворцы, древние крепости Румелихисар и Едикуле, сохранившиеся античные и византийские памятники, Галатский мост и пролив Босфор, морские пейзажи, а также портреты жителей многонациональной империи.

В течение трех десятилетий, в 1850-е—1880-е годы, главным фотографом Константинополя считался Паскаль Себа. Конкуренцию ему составляли швед Гийом Берггрен, а также семейные предприятия — студии братьев Гюльмез и братьев Абдулла, прославившиеся видовыми фотографиями и портретами государственных деятелей. После смерти Паскаля Себа в 1886 году его дело продолжил сын Жан Паскаль Себа, ставший не менее известным фотографом. В 1880-е годы он работал совместно с французом Поликарпом Жоайе. Начиная с 1870-х годов фотоателье появляются и за пределами турецкой столицы. Так, француз Альфонс Рюбеллан открыл студию в Измире, где можно было приобрести видовые снимки города и фотографии античных памятников Смирны. В центральной части экспозиции представлена панорама Константинополя, выполненная Паскалем Себа в 1872 году.

Фотографические виды турецкой столицы, снятые с башни Беязыт и Галатской башни, позволяли показать живописную перспективу города и пользовались большой популярностью у туристов. Создание подобных панорам требовало большого мастерства фотографа, так как композиция собиралась из 10-12 хорошо подобранных друг к другу кадров.

Таким Константинополь видели фотографы середины — конца XIX века. Благодаря сохранившимся снимкам мы имеем возможность познакомиться с фотографической историей одного из красивейших городов мира.

Контактная информация
Адрес: Москва, Остоженка, 16.
Стоимость билетов: взрослым: 500 рублей, студентам очных отделений РФ: 250 рублей, пенсионерам и школьникам: 50 рублей, инвалидам I и II групп: бесплатно.
Для участников клуба «Российское фото» вход бесплатный.
Часы и дни работы: 12:00 — 21:00, каждый день, кроме понедельника.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий