Фото:Юрий Еремин. В ручейке. 1920. Серебряно-желатиновый отпечаток
В рамках программ «Классики российской фотографии» и «История России в фотографии», над которыми музей работает с 1997 года, МАММ представляет ретроспективу одного из блистательных фотографов-пикториалистов — Юрия Еремина. Выставка будет работать с 22 октября по 14 декабря. Для участников Russian Photo club посещение свободно.
Русская школа пикториальной фотографии занимала особое место в истории мирового фотоискусства, творчество фотографов-пикториалистов прекрасно вписывалось в мировой художественный контекст — Юрий Еремин, Александр Гринберг, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола представляли Россию на крупнейших международных фотографических выставках и салонах в Европе, США, Японии, откуда зачастую увозили самые престижные награды.
Юрий Еремин. Ветер в Венеции. 1910. Серебряно-желатиновый отпечаток
Пикториализм, возникший в мировой фотографии в конце XIX века, к середине
Юрий Еремин. Суда. Севастополь. 1930. Бромойль
Юрий Еремин родился в 1881 году в станице Казанской Области войска Донского. Закончил курсы учителей начальных классов и даже успел поработать учителем в базовой школе грамотности. В 1901 году — уехал в Москву, где почти десять лет служил конторщиком на Московско-Курской железной дороге. Примерно в это время Юрий Еремин и увлекся фотографией. Уже в 1907 году за пейзаж в пикториальной манере, он завоевал золотую медаль международной выставки пикториальной фотографии в Ницце. В
Юрий Еремин. Гурзуф. Авинда. 1925. Серебряно-желатиновый отпечаток
В самом начале Первой мировой войны в 1914 году Юрий Еремин устроился фотографом-рентгенологом (точнее заведующим рентгеновским кабинетом) Солдатенковской больницы. А в
В 1918 году Еремин основал фотографическое объединение «Сецессион»/ «Secession», просуществовавшее до 1922 года, поступил во ВХУТЕМАС, занялся фотографированием и зарисовкой исторических и культурных памятников России, начал сотрудничать с Агентством Пресс-Клише (предшественником Фотохроники ТАСС), а также с Экспортиздатом; стал членом редколлегии журнала «Фотограф», заведующим фотолабораторией МУРа; начал преподавать во ВХУТЕИНЕ, Полиграфическом институте, МАРХИ и др.
В 1920-30-х годах Еремин активно выставлялся и не менее активно участвовал в публичных дискуссиях о фотографии. В 1926 году он стал председателем секции художественной фотографии РФО, а также принял участие во Второй выставке «Искусство движения». В том же году в Берлине вышел фотоальбом «Москва», авторами которого были Александр Гринберг и Юрий Еремин. В одном только 1928 году Еремин принял участие в семи международных выставках в Европе и США. Однако в СССР фотограф все чаще сталкивался с критикой. В этот период в советской фотографии столкнулись две идеологии, две эстетики — авангардной и пикториальной фотографии.
Юрий Еремин. Храм Христа Спасителя. Вид от Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, конец
Александр Родченко, возглавлявший плеяду молодых авангардистов и конструктивистов, в 1928 году писал в журнале «Новый ЛЕФ»: «Мы боремся даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией „под живопись“»... Интересно, что Родченко, много лет боровшийся с пикториализмом, создал великолепные серии о балете, театре и цирке, выполненные в пикториальной манере.
Некоторое время фотографы-пикториалисты продолжали работать и принимать участие в крупных выставках, как например «Мастера советской фотографии» (1935), но в прессе преобладали крайне негативные оценки. Журнал «Советское фото» просто обвинял их в «любовании остатками дореволюционной культуры дворянских усадеб и архитектуры старой Москвы», «изображении никому не нужных сюжетов сельской жизни в период социалистического переустройства деревни», «не нужной рабочему классу обнаженной натуры».
Юрий Еремин. Померанцевский светильник. Москва, 1929. Серебряно-желатиновый отпечаток
В 1936 году во время дискуссии «О формализме и натурализме в искусстве» пикториальную фотографию заклеймили как «буржуазную» и «несвоевременную», «мешающую своим упадническим настроением» рабочему классу создавать новое искусство. Многие предпочли скрывать свое увлечение пикториализмом, а некоторые совсем от него отказались. Николай Петров возглавил кабинет судебной экспертизы; Леонид Шокин стал фотокорреспондентом газеты, а Николай Свищов-Паола устроился на работу в Дом пионеров. Однако Юрий Еремин, закрывшись в ванной комнате коммунальной квартиры, продолжал тайно делать пикториальные отпечатки в миниатюрном формате.
Во время Второй мировой войны Юрий Еремин тесно сотрудничал с Главным управлением по охране памятников. В декабре 1944 года он продал ГУОПу более 2500 негативов. В 1947 году Еремин стал фотокорреспондентом ТАСС — официального новостного агентства СССР. В 1948 году Юрий Еремин скоропостижно скончался от сердечного приступа.
Стратегический партнер Музея: MasterCard
Подробнее: http://mamm-mdf.ru/
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий