Фото:Rebecca Horn. Buster's Bedroom. 1990
Мультимедиа Арт Музей представляет первую в России персональную выставку знаменитой немецкой художницы Ребекки Хорн. В экспозиции представлено около 35 произведений, среди которых — кинетические объекты, документация ранних перформансов, фильмы и инсталляции.
В число последних входят: «Время идет» (Time Goes By; 1990–1991), «Живописная машина» (Paintingmachine; 1991), «Изломанный ландшафт» (Broken Landscape, 1997), «Cinéma Vèritè» (2005), «Дерево-вóрон» (Der Rabenbaum, 2009–2011) и «Блуждающие огни» (Irrlichter, 2012). Также специально для МАММ художница подготовила новую кинетическую инсталляцию «Чемодан беглеца» (Der Fluchtkoffer, 2013).
Ребекка Хорн (1944) — классик современного искусства. Первые уроки рисования ей дала гувернантка, а профессиональное образование она получила в Гамбургской высшей школе изобразительного искусства. В 1971 году Ребекка Хорн проходит стажировку в лондонском Художественном колледже Св. Мартина, потом несколько лет проводит в Нью-Йорке (1972–1981).
Rebecca Horn. Mit zwei Händen gleichzeitig die Haare schneiden. 1975
Основная тема творчества Ребекки Хорн — это поиск расширенных форм самовосприятия, размышления о границах человеческого тела, о сложном взаимоотношении одушевленного / неодушевленного и о том, как человек коммуницирует с окружающим миром. Эти темы были предметом пристального внимания постминималистского искусства по обе стороны Атлантики, и в этом отношении работы Хорн близки фильмам Брюса Наумана и перформансам Вито Аккончи.
В возрасте 20 лет Ребекка Хорн серьезно заболела и около года провела в госпитале. Ее первые «телесные скульптуры» восходят именно к этому периоду (между декабрем 1968 и июнем 1969 года), а перформансы, в которых они используются («Перформансы 1 и 2»), демонстрируют нам, как тело преодолевает собственные границы, как болезнь и боль сменяются покоем и чувством защищенности. В известном смысле, Ребекке Хорн предстояло заново выстроить коммуникацию с внешним миром и заново открыть его для себя. «В таких работах, как „Балансир для головы“, „Черные рога“, „Продолжение головы“ и „Белое тело-опахало“ мы наблюдаем почти алхимическое преображение тела: дополненное рогами, перьями и крыльями, оно превращается в тело мифологического существа» (Серджо Эдельштейн).
Опыт пребывания в замкнутом пространстве нашел свое отражение в дальнейшем творчестве Хорн: характерно, что действие ее более поздних полнометражных фильмов, которые будут показаны на выставке («Партнер для танцев», «Спальня Бастера»), разворачивается именно в изолированных пространствах.
Rebecca Horn. Pencil Mask, Bleistiftmaske. 1972. Private collection Rebecca Horn. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Photographer Filmstill. Courtesy of Rebecca Horn
Важно отметить, что вещи являются такими же героями творчества Хорн, как и люди: одушевленное и неодушевленное сосуществует в ее работах на равных, вступая в различные взаимоотношения. Механизмы, которые она конструирует («Изломанный ландшафт», «Солнечный воздыхатель»), наделяются эмоциями и одушевляются. В своих фильмах, скульптурах и инсталляциях — которые теснейшим образом между собой связаны — Хорн предлагает новое толкование концепции реди-мейда, дополняя ее анимистическими элементами и в этом отношении демонстрируя бо́льшую близость к спиритуалистическим ритуалам, чем к концептуальному искусству. Это объясняет помимо прочего, почему найденные объекты или объекты, которым придается новая функция, играют столь существенную роль в ее творчестве.
Rebecca Horn. Cock Mask, Hanhnenmaske. 1973
«Человеческие» персонажи Хорн, напротив, впадают в автоматизм и уподобляются машинам. Не случайно одной из главных референтных фигур для Хорн на протяжении многих лет оставался Бастер Китон — легендарный комик с застывшей на лице маской невозмутимости. С его именем непосредственно связаны фильм «Спальня Бастера» и инсталляция «Время идет». Но при этом уязвимость героев Хорн столько велика, что они вынуждены прятаться в защитные перьевые коконы, скрываться за масками, в тюрьмах и убежищах, облачаться в смирительные рубашки. Только так и произведения Хорн, и ее персонажи могут обрести свободу.
Произведения Ребекки Хорн во многом опережают время, благодаря чему каждая ее выставка становится запоминающимся событием.
К выставке в МАММ будет приурочено издание книги о Ребекке Хорн с текстами Дорис фон Дратен, Мартина Мозебаха, Карла Хенляйна и Серджо Эдельштейна, а также стихотворениями Ребекки Хорн, которые впервые переведены на русский язык известным переводчиком и лауреатом Премии Андрея Белого (2010) Алёшей Прокопьевым.
Работы Ребекки Хорн находятся в собраниях Музея Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, Музея современного искусства, Нью-Йорк, Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, Музея современного искусства в Сан-Франциско, США; Художественной галерее Нового Южного Уэльса, Австралия; Кастелло ди Риволи, Турин, Италия; Галереи Тейт, Лондон, Великобритания; Центра Жоржа Помпиду, Париж, Франция; Центра искусств и медиатехнологий, Карлсруэ, Германия; Городского Музея Ван Аббе в Эйндховене, Нидерланды и многих других.
Выставка открыта до 27 июля.
Контакты Мультимедиа Арт музея:
Сайт: http://mamm-mdf.ru/
Адрес: ул. Остоженка, дом 16.
Телефон: 8 (495) 637-11-22
Время работы: каждый день, кроме понедельника. 12:00 – 21:00
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий