Фото:Франк Орват. Крокодил. 1994 © Франк Орват / Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Проект «Бестиарий», который МАММ представляет в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии-2021» — щедрый дар Студии Франка Орвата нашему музею. Эта выставка очень много для нас значит. Это возможность выразить уважение и признательность легендарному фотографу, а также познакомить зрителя с новой гранью многообразного творчества Франка Орвата.
14 июля 2021 — 29 августа 2021
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
Франк Орват — классик и бунтарь, революционер, нонконформист и космополит. Прежде всего, он был известен как фотограф, сумевший объединить фэшн- и стрит-фотографию. Орват вывел моделей из фотостудии на улицы, отказавшись от сложного театрального грима и неповоротливых, громоздких камер в пользу удобной и легкой «Лейки», что стало настоящим переворотом в фотографии моды и оказало огромное влияние на развитие этого направления в ХХ веке.
Орват никогда не был скован стереотипами и никогда не боялся выйти за рамки — его интересовала жизнь во всех ее проявлениях. В начале своей карьеры он фотографировал, вдохновляясь традициями итальянского неореализма и репортажами звезд фотоагентства «Магнум», а увлекшись фэшн-фотографией, никогда не забывал использовать в своих съемках приемы и навыки, полученные за годы работы в фотожурналистике.
Именно Франк Орват в
Выставка «Бестиарий» — результат «романа» Орвата с цифровыми технологиями, как он написал в своем эссе к выставке. Франк Орват был прекрасным писателем — мы с удовольствием приводим этот текст целиком.
Виртуальный бестиарий
«Как и большинство людей, я время от времени вижу одни и те же сны — как хорошие, так и плохие.
В плохих снах я опаздываю на самолет, теряю зубы, прохожу сквозь узкие проемы — то есть переживаю самые распространенные страхи, знакомые, пожалуй, любому психоаналитику. Хорошие сны случаются реже, но зато они более оригинальны. В них я встречаю зверей, которые со мной разговаривают, и это приносит мне минуты счастья, ощущение которого еще долго сохраняется после пробуждения.
Я думаю, что именно эти сны послужили первым импульсом к созданию данной серии. Второй же причиной стал мой «роман» с цифровыми технологиями.
Некоторые мои друзья-фотографы не разделяют этого моего увлечения. «Компьютерные манипуляции, — говорят они, — это конец достоверности, а значит и всей фотографии».
Возможно. Никто и не спорит, что спонтанно снимающий фотоаппарат «объективно» запечатлеет то, что находится непосредственно перед ним. Например, в центре Парижа он снимет собор Нотр-Дам, а заодно автобусы, автомобили, рекламные щиты, торговцев сувенирами и туристов. Однако фотографу, которому важен ракурс и который ищет свой «решающий момент», один лишь факт присутствия в кадре готической архитектуры может показаться недостаточным. Он захочет найти способ убрать современный антураж и сделать, например, фото при лунном свете, или с широкоугольным объективом, или с удлиненной выдержкой, чтобы исчезли все движущиеся объекты. В его понимании это вовсе не манипуляции, а художественные средства, призванные проявить «особую реальность» Нотр-Дама, отличающуюся от повседневного Парижа, и в силу этого достойную, наверное, даже большего внимания.
Подобным образом, но с бóльшим эффектом, ретушь и обработка изображения на компьютере позволяют мне и подчеркнуть, и скрыть разные элементы действительности. Представленных в «Бестиарии» животных без труда можно найти в зоопарках Европы и Америки, но, освобожденные от бетонных клеток, прутьев и людских глаз, они видятся мне именно такими, какими они живут в природе, и, возможно, теми, что приходят ко мне во сне«.
Франк Орват
1994
Франк Орват родился в Италии, на территории нынешней Хорватии. В старшей школе увлекся фотографией. Чтобы купить первый простенький фотоаппарат, продал свою коллекцию марок. По словам фотографа, друг убедил его, что камера непременно принесет ему успех у девушек.
После окончания Второй мировой войны Орват изучал изобразительное искусство в Академии художеств Брера в Милане, потом работал дизайнером в одном из миланских рекламных агентств. В начале
В 1956 году Франк Орват обосновался в Париже. Получив работу в легендарном агентстве «Магнум», Орват проработал там всего три года и затем увлекся фэшн-фотографией. Новаторский стиль Франка Орвата пользовался большим успехом. Он работал с ведущими модными изданиями, среди которых были Jardin des Modes, ELLE и Harper’s Bazaar. В начале
Несмотря на бесспорное признание, Франк Орват никогда не был привержен одному жанру. Он возобновил сотрудничество с «Магнумом», создал целую галерею портретов, запечатлев Федерико Феллини, Марчелло Мастроянни, Альберто Моравиа, Аньес Варда и других звезд кинематографа, выпустил книгу с цифровыми фотоколлажами в качестве иллюстраций к классическим сказкам, много путешествовал, участвовал в выставках по всему миру и до последних дней жизни мечтал и строил новые планы.
Франк Орват ушел из жизни осенью прошлого года, в возрасте 92 лет.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий