До 14 января 2015 года в Государственном музее истории Санкт-Петербурга будет работать выставка, объединившая около 80 фотографий из собрания музея и Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Цель выставки — изучение фотографической иконографии России, созданной иностранными авторами.
Санкт-Петербург с самого своего рождения — город интернациональный. Представители разных народов внесли свой вклад в формирование и развитие его культуры. История петербургской фотографии здесь не исключение. Существенная роль в создании светописной иконографии Петербурга XIX — начала ХХ столетия принадлежит немецким фотографам.
Выставка в Петропавловской крепости представляет малоизвестные уникальные фотографии города, созданные в XIX веке в Петербурге фотографами-переселенцами из немецких земель: Карлом Буллой, Карлом Даутендеем, Альфредом Лоренсом, Альбертом Фелишем. Творчество этих четырех немецких фотографов, работавших в разных фотографических жанрах: портрета, видовой, репортажной фотографии — достаточно полно передает картину жизни имперской столицы XIX столетия.
Работа, представленная на выставке «Санкт-Петербург в творчестве немецких фотографов ХIХ века»
Карл Даутендей
Самостоятельно освоив метод Дагерра, он в 1842 году продемонстрировал свои успехи в изготовлении дагерротипов на знаменитой Лейпцигской ярмарке, после чего слава о нем распространилась по всей Германии. В октябре 1843 года Даутендей отправился покорять российскую столицу. Спустя несколько месяцев в январе 1844 года он открыл собственное ателье на Большой Конюшенной улице, где занялся созданием «дагерротипных портретов в красках» и стал одним из лучших и популярных фотопортретистов столицы. Даутендей с успехом работал в Петербурге в течение почти 20 лет: в 1862 году он с семьей вернулся в Германию и поселился в Вюрцбурге.
На выставке представлены две работы Даутендея: портрет А. М. Горчакова (1849) и портрет Е.В. Барыковой
Альфред Лоренс (даты жизни неизвестны) начал профессиональную деятельность в Петербурге в 1862 году. Как и многие фотографы он занимался созданием фотопортетов. Добившись успехов в этой области, Лоренс одним из первых обратился к пленэрной фотографии: к съемке на улицах и площадях Петербурга. При этом он сделал видовую фотографию доступной для публики, выпустив в продажу недорогие снимки в небольшом размере (в отличие от большеформатных дорогостоящих ведут также работавшего в этом жанре Джованни Бианки).
Работа, представленная на выставке «Санкт-Петербург в творчестве немецких фотографов ХIХ века»
На выставке демонстрируются созданные Лоренсом в 1870–1900-х годах видовые фотографии Петербурга, запечатлевшие Невский проспект, Английскую набережную и Николаевский мост через Неву, Аничков, Египетский, Пантелеймоновский мосты через Фонтанку, Летний сад, здания Гостиного двора и Городской думы; виды Каменного и Крестовского островов, Петергофа, Царского Села, Стрельны и Павловска.
Альберт Фелиш (
Работа, представленная на выставке «Санкт-Петербург в творчестве немецких фотографов ХIХ века»
В 1870 году Фелиш принял участие в двух отделах XIVВсероссийской мануфактурной выставки в Соляном городке — химическом, где представил «химические препараты, употребляемые в фотографии», и фотографическом, где экспонировал виды и стереоскопические снимки. Также он был назначен официальным фотографом выставки и проводил съемку ее павильонов и экспозиций. В Петропавловской крепости можно увидеть сделанные Фелишем фотографии выставочного зала и отдела «Заводы Н. Путилова».
Фелиша можно считать одним из родоначальников репортажной фотографии. В 1872 году он снимал празднование
Карл Булла
Карл Булла работал в самых разных жанрах: от портрета до репортажной фотографии. Кроме того, он имел официальное разрешение на съемку государственных торжеств и других мероприятий, на которых присутствовал император, а также на съемку всех военных маневров, учений и смотров. Это позволило ему создать полномасштабную фотохронику официальной жизни российской столицы. Булла оставил после себя колоссальное фотографическое наследие, по которому можно изучать историю предреволюционного Петербурга.
Невский проспект и Знаменская площадь, Аничков дворец и Адмиралтейство, Петропавловская крепость и Академия художеств, здание Таможни и Городской думы, колка и вывоз льда, зимний трамвайный перевоз на Неве — все это можно увидеть на экспонирующихся на выставке фотографиях Буллы 1900-1910-х годов.
Образцом официальной фотохроники являются работы Буллы: «Закладка здания Германского посольства» (1911) и «Проезд Николая II между шпалерами войск на Невском проспекте у Казанского собора в день празднования
К выставке издан каталог, в который вошло более 50 фотографий.
Кураторы выставки — А. А. Китаев, Л. Г. Мясникова (ГМИ СПб)
Кураторы проекта «Фотороссика» — И. В. Гундарева, А. А. Китаев
Выставка организована при поддержке Генерального консульства Федеративной Республики Германия в Санкт-Петербурге.
Контактная информация
Музей работает ежедневно. Выходной день — среда.
Сайт: http://www.spbmuseum.ru/
Телефон:
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий