Выставочный проект «Русский космос» приурочен к 55-ой годовщине первого полета человека в космос. Он является попыткой анализа связи идей космизма, заложенных русскими философами, учеными, писателями и художниками в начале ХХ века, и российского современного искусства. Выставка будет проходить с 18 мая по 4 сентября в Мультимедиа Арт Музее. Вход для участников Russian Photo Club — свободный.
Огромная географическая территория, тяжелые для жизни климатические условия и исконно присущие русскому народу мечтательность и религиозная вера в грядущий рай, невзирая на реальные условия обитания, заложили в России философские предпосылки идей космизма и мечты о покорении космического пространства. Родоначальником идей космизма стал религиозный философ Николай Федоров (1829-1903). В основе его теории лежал тезис о совместном научном и практическом труде все обитателей Земли во имя физического воскрешения ушедших предков, а также о дальнейшем распространении воскрешенного и ныне живущего человечества в космическом пространстве. Продолжателем философских идей Федорова стал его ученик — великий русский ученый Константин Циолковский (1857-1935), заложивший научный базис грядущей эры космонавтики. Одновременно Циолковский разрабатывал идею о лучистом преображении людей, которое дало бы им возможность получить бессмертие и обрести бесконечные возможности для путешествий в космическом пространстве.
|
|
Константин Циолковский. Альбом космических путешествий. Статья. Рукопись, карандаш, рисунки, бумага. 21 февраля 1933 г. Ф.555. Оп.1. Д.84. Л.9. Собрание Архива Российской академии наук. © АРАН |
Илья и Эмилия Кабаковы. Центр космической энергии. Внешний вид центрального здания (здание № 1). № 7. — Портфолио. Изд. Mike Karstens Graphics, 2003. Собрание МАММ. © Илья и Эмилия Кабаковы |
Идеи будущего извечно доминировали в России над понятием настоящего. В начале ХХ века они стали источником вдохновения для писателей и художников русского авангарда: поэта Велимира Хлебникова, художников Александра Родченко, Владимира Татлина, Ильи Чашника, Владимира Стерлигова, Николая Суэтина и других. Эстетика русского авангарда в целом была попыткой визуального воплощения идей движения к прекрасному будущему, связанному не столько с преобразованием реальности, сколько с освоением бесконечного космического пространства. Технологическим воплощением этих утопий стали разработки русского конструктора Сергея Королева (1907–1966), благодаря которому в СССР впервые в мире был осуществлен запуск космического спутника и первый в мире запуск человека в космос. Новая советская власть после Октябрьской революции 1917 года сначала активно поддерживала и русский авангард, и науку, вдохновленную идеями преобразования будущего. Однако уже в 1930-х годах наступление тоталитаризма привело к конфронтации авангардных идей и тоталитарной идеологической системы. Художники русского авангарда оказались ненужными в эпоху директивно насаждаемого социалистического реализма, а ученые, в том числе Королев, были подвергнуты сталинским репрессиям. Послевоенный Советский Союз, победивший в войне, но отстающий от технологически развивающегося мира, стремится к реваншу. Вернув репрессированных ученых к занятиям наукой, СССР возрождает идею покорения космического пространства, которое становится не только технологическим, но и идеологическим мифом. В 1957 году этот миф становится реальностью — в СССР происходит запуск первого космического спутника. В 1961 году и Советский Союз, и все человечество потрясены новостью о запуске первого человека в космос.
Проект «Русский космос» соединяет в одном выставочном пространстве работы художников русского авангарда, ученых, таких, как Константин Циолковский, с работами российских художников, начиная с «хрущевской оттепели» до сегодняшнего дня. С одной стороны, используется пластическая система русского авангарда, с другой — ревизии подвергается сама идея переустройства мира, даже в связи с Проектом его тотального улучшения. Это пост-тоталитарная рефлексия поколения, совпавшего с хрущевской критикой сталинских тоталитарных идей. В результате работа Франциско Инфанте — это дуализм романтического и иронического отношения к супрематистским идеям художников-предшественников начала ХХ века.
Космизм был единственным из всех советских мифов, активно насаждавшихся в Cоветском Cоюзе с середины 1920-х гг., который до сих пор не утратил своей энергетики. Именно этот миф с его героическим началом позволял формировать героические идеалы нескольким поколениям советских детей. Так, например, на протяжении нескольких десятилетий игровые площадки в советских дворах обустраивались ракетами и другими атрибутами космической тематики, стимулировавшими детскую мечту — стать космонавтом. Молодой фотограф Иван Михайлов зафиксировал эти романтические мечты в серии «Детская площадка. 2010». Галактические дыры становятся темой рисунков одного из лидеров российского современного искусства Павла Пепперштейна — серия «Космические дыры» (2011). Гуру международного и российского современного искусства Илья и Эмилия Кабаковы создают свой вариант космической мифологии — серию «Центр космической энергии» (2003). Эта работа кажется прямым диалогом с рисунками Константина Циолковского, «Альбом космических путешествий» (1933), выполненными к культовому фильму «Космический рейс» (1935), который стал одним из источников вдохновения не только для советских людей, но и для Кубрика, и для Лукаса. Помимо рисунков Циолковского будут экспонироваться выполненный им макет дирижабля и труба «для слушания музыки сфер» из музея Циолковского в Калуге. Работы Константина Батынкова из серии «Космос» (2011) продолжают диалог с идеями Федорова об обустройстве человеческих поселений в космосе.
Центральным экспонатом выставки станет спускаемый аппарат «Восток-1» Ю.А.Гагарина, который для выставки впервые покинет территорию музея Ракетно-космической корпорации «Энергия».
|
|
Иван Михайлов. Из серии «Детская площадка». 2010. Собрание МАММ. © Иван Михайлов |
Неизвестный автор. Без названия (Ю. Гагарин и Н. Хрущев). 1960-е. Собрание МАММ. © Мультимедиа Арт Музей, Москва |
Миф о космосе выжил и в эпоху тотальной демифологизации советских мифов, которая происходит во время горбачевской перестройки в конце 1980х гг. Именно этот миф становится источником вдохновения для новых художников из Санкт-Петербурга — Тимура Новикова, группы «АССА» (Тимур Новиков, Георгий Острецов, Иван Сотников, Олег Котельников), а также для Андрея Крысанова, Ильи Китупа, Игоря Веричева (группа «Новые композиторы»), Дмитрия Гутова и других. Космический миф выдерживает испытания крахом Советского Союза в 1991 году. В иронической или романтической интерпретации этот миф продолжает развиваться и сегодня в работах Сергея Шутова, группы «Синие носы», Марго Трушиной и других.
Сегодня в эпоху тотальной демифологизации миф о космосе по-прежнему является источником витальной энергии и дает надежду на выход из глобального кризиса, в котором оказался наш мир.
Участники проекта: РКК «Энергия», Архив Российской академии наук, Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, Галерея «Триумф», Галерея "Риджина«,Галерея Крокин, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, Московский музей современного искусства, Sepherot Foundation (Швейцария) Stellа Art Foundation (Москва), Частные собрания (Россия).
Куратор: Ольга Свиблова
Контактная информация
Адрес: Остоженка, 16.
Стоимость билетов: взрослым: 500 рублей, студентам очных отделений РФ: 250 рублей, пенсионерам и школьникам: 50 рублей, инвалидам I и II групп: бесплатно.
Для участников клуба «Российское фото» вход бесплатный.
Часы и дни работы: 12:00 — 21:00, каждый день, кроме понедельника.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий