Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Оскар Рабин. Графика 1950-х – 1960-х гг.

Оскар Рабин.
Графика 1950-х – 1960-х гг.

#выставки
Оскар Рабин.
Графика 1950-х – 1960-х гг.
26 июля 2013

В экспозицию вошли графические работы из собрания Александра Кроника и живописные картины из собрания Tsukanov Family Foundation, относящиеся к самому раннему периоду творчества художника с 1954 по 1966 годы. Особую ценность представляют текстовые комментарии к ряду работ, записанные Александром Кроником со слов Рабина. Многочасовые беседы художника и коллекционера отчетливо проявляют «голос» Рабина, его довольно ранее осознание не только художественной магистрали, по которой он с рыцарским благородством движется по сей день, но и предчувствие собственной судьбы.

Оскар Рабин. Натюрморт с Московской водкой и свечой. 1965. Бумага, фломастер, акварель. Собрание Александра Кроника, Москва

Оскар Рабин. Натюрморт с Московской водкой и свечой. 1965. Бумага, фломастер, акварель. Собрание Александра Кроника, Москва

Оскар Рабин стал ключевой фигурой в истории советского нонкомформизма, который приобрел финальные черты и оформился как мощное художественное движение после печально известного разгрома Н.С. Хрущевым манежной выставки МОСХа в 1962 году. Так называемые нонконформисты категорически не вписывались в картину социалистической действительности, были из нее сознательно выключены как элементы заведомо враждебные, вредные, заклейменные странным словом «формалисты». Художники Рабин, Немухин, Янкилевский, Кабаков и Булатов, Штейнберг (ряд можно продолжать бесконечно) окончательно ушли «в подполье», научились почти лабораторной работе в темноте и холоде мастерских (если таковые были), время от времени объединяясь в творческие группы скорее по принципу дружбы и личных отношений, нежели по художественным соображениям.

Оскар Рабин. Посетите! 1965. Бумага, фломастер, акварель. Собрание Александра Кроника, Москва

Оскар Рабин. Посетите! 1965. Бумага, фломастер, акварель. Собрание Александра Кроника, Москва

Одной из самых цельных групп стала так называемая «Лианозовская школа», которая объединила поэтов (Г. Сапгира, И. Холина, Я. Сатуновского и др.), художников О. Рабина, В. Немухина, Л. Мастеркову. Ключевой фигурой для «лианозовцев» был художник и поэт Евгений Кропивницкий, дочь которого Валентина стала женой и верной спутницей жизни Оскара Рабина. Программным стремлением «лианозовцев» стал отказ от любой формы поэтизации действительности, поэты и художники использовали подчеркнуто скупой язык, живописные и поэтические образы заимствовались только из видимой реальности, реальности бараков, скудной еды, дешевой водки и нескончаемой человеческой тоски, словно в чистилище.

Оскар Рабин. Рваный ковер с портретом Сталина. 1965. Бумага, фломастер, акварель. Собрание Александра Кроника, Москва

Оскар Рабин. Рваный ковер с портретом Сталина. 1965. Бумага, фломастер, акварель. Собрание Александра Кроника, Москва

1950-60-е годы — чрезвычайно интересный и важный этап творчества Рабина. К этому времени относятся его первые опыты в духе «русского поп-арта» с водкой, картами, дорожными знаками и вывесками, автопортреты и портреты жены Валентины Кропивницкой, друзей-художников, лианозовские «пейзажи» с бараками — одним словом, именно в этот момент Рабин определяет собственный сюжетный регистр, постепенно отрабатывает формальные приемы, благодаря которым становится очень быстро узнаваем. Тогда же, в 1950-е-1960-е гг. становится очевидным фатальный разрыв Рабина с официальной советской художественной жизнью, его живопись и графика идет вразрез с господствующим соцреалистическим каноном, и власти запускают кампанию травли художника в прессе, стартовавшую 29 сентября 1960 статьей «Жрецы «Помойки № 8», опубликованной в «Московском комсомольце». В экспозиции представлен графический вариант «Помойки № 8», и живописная работа, по поводу которой советский журналист писал: «Вот мрачный и грязный холст... Видишь какие-то обглоданные кости, что-то отвратительно переплетающееся, какие-то чёрные отростки. ... только прочитав жирную надпись «Помойка № 8», узнаёшь «идею» и «содержание» этого поистине шизофренического «полотна».

Оскар Рабин. Автопортрет с рыбой и уксусной эссенцией. 1965. Бумага, фломастер, тушь, акварель. Собрание Александра Кроника, Москва

Оскар Рабин. Автопортрет с рыбой и уксусной эссенцией. 1965. Бумага, фломастер, тушь, акварель. Собрание Александра Кроника, Москва

В результате этой кампании Рабин покинул СССР, был лишен советского гражданства и по свидетельству самого художника прожил свою «третью жизнь в Париже». Официальное возвращение Рабина в российский художественный контекст произошло относительно недавно, и теперь после полноценной ретроспективы в Государственной Третьяковской галерее, ряда других выставок, МАММ рад представить камерный проект, который тем не менее проявляет зрителю рабинское «начало», позволяет уловить в этюдах и полноценных графических работах то, сделало живопись Рабина абсолютным символом эпохи, и, кажется, не найдется более точного описания советской действительности чем рабинские «Паспорт», «1 рубль» и «Барак с луной».
Начиная с 1965 Рабин принимал участие в выставках, проходящих за границей СССР. Эрик Эсторик (Eric Estorick), владелец Grosvenor Gallery, является организатором самых первых зарубежных выставок нонконформистов в 1960-е годы и, в том числе, первой персональной выставки Оскара Рабина, проходившей в 1965 в Лондоне. 8 рисунков Рабина 1965-1966 из коллекции Эсторика, недавно приобретенные российским коллекционером, вернулись в Москву, и МАММ рад впервые представить эти работы зрителям.


www.svoykrug.com; www.tsukanovartcollection.com.

Автор комментариев: Александр Кроник.


Перевод и текст об Эсторике: Рут Эддисон.

Выставка открыта до 8 сентября.

Контакты Мультимедиа Арт музея

Сайт: http://mamm-mdf.ru/
Адрес: ул. Остоженка, дом 16.
Телефон: 8 (495) 637-11-22
Время работы: каждый день, кроме понедельника. 12:00 – 21:00

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий