Фото:«Мать и сын». Александр Гальперин, город Лодейное Поле, Ленинградская обл.
Совсем скоро состоится открытие итоговой выставки фотографий победителей крупнейшего отечественного проекта The Best of Russia — 2013. О нововведениях этого года, общих тенденциях и самых ярких работах мы поговорили с модератором проекта с первых дней его создания и сокуратором выставки Натальей Ударцевой.
Наталья Ударцева — известный журналист, фоторедактор, основатель и директор Школы визуальных искусств
- Наталья, добрый день! Расскажите, пожалуйста, каким образом вы связаны с проектом The Best of Russia?
- Здравствуйте! Я — модератор этого проекта с момента его создания, то есть уже шесть лет, и сокуратор итоговой выставки
«Извержение вулкана Толбачика». Двухрядная панорама, 24 кадра. Дмитрий Архипов, город Козыревск, Камчатский край
- Расскажите, пожалуйста, об особенностях конкурса 2013 года. Насколько нам известно, в условиях участия произошли некоторые изменения.
- Первоначально конкурс задумывался как самый демократичный проект. По сути, он остался таким и по сей день. Участвовать в нем может каждый, независимо от используемой техники и опыта. Главное требование — фотография должна быть о России. Сначала было пять номинаций. В этом году, после
5-летнего юбилея проекта, было решено объединить две номинации, «Люди» и «События и повседневная жизнь», в одну — «Люди. События. Повседневная жизнь», поскольку сюжеты похожи и зачастую их сложно было разделить в выставочной экспозиции.
Были сняты все ограничения для участников: теперь заявить свою работу на конкурс может любой житель планеты. Русскоговорящие иностранные фотографы могут присылать фотографии через русскоязычную версию сайта. Для тех, кто не владеет русским языком, отдельно была разработана англоязычная версия сайта. Кроме того, появилась специальная тема проекта, которая будет меняться каждый год. В этом году она называется «Свадьбы и похороны» и направлена на показ богатства народных традиций нашей страны. С этнической точки зрения очень интересно выявить эти особенности.
«Железная свадьба». Александр Корнеев, поселок Ватутинки, Московская обл.
- А почему было решено соединить свадьбы с темой похорон? У читателей этот вопрос был самым распространенным...
- Похороны, как и свадьба, — ключевой ритуал жизни. Смерть неизбежна. Сейчас, живя на бегу, мы об этом забываем. Недавно я была на Внуковском кладбище и видела несколько рядов вырытых могил. Эта картина символизирует своеобразный конвейер смерти, которая стала чем-то будничным. Очень важно напомнить людям, что жизнь не бесконечна, и таким образом призвать их к осознанию себя и собственной жизни, собственных поступков. И свадьбы, и похороны — переход из одного статуса в другой. В первом случае это соединение двух родов, рождение новой семьи, во втором — в новое измерение жизни.
Кстати, было время, когда на похороны приглашали всех родственников и знакомых так же, как и на свадьбу. Если посмотреть фотоальбомы 1950-70-х годов, то мы увидим, что существовала традиция снимать момент прощания с умершим. В то время лучше понимали важность момента прощания, общности и единения семьи. Наконец, в этих двух обрядах можно выделить наибольшее число национальных различий и показать их многообразие.
Без названия. Олени в Ненецком автономном округе. Рамиль Ситдиков, город Нарьян-Мар, Ненецкий АО
- Сколько же было прислано фотографий на тему похорон?
- Это удивительно, но достаточно много: примерно около 6 000. Однако в присланных работах чаще всего мы видим съемку похорон знаменитых людей. То есть уход из жизни известных личностей мы еще успеваем осмыслить...
«Крещенские проводы — пасхальные встречи». Владимир Орлов, поселок Толга, Ярославская обл.
- Насколько, по вашему мнению, можно судить о современной России по фотографиям победителей? Насколько полная картина жизни создается в них?
- Все работы в целом — это срез умонастроений современной России. Модерируя, мы стараемся сохранить этот эффект. В отбор жюри попадает все самое главное, наиболее острые работы, затрагивающие основные события, конфликтные, значимые с общественной точки зрения ситуации. Меня часто спрашивают: осуществляется ли цензура? Нет, скорее, происходит самоцензура: люди сами выбирают, что присылать. Любители в основном снимают позитивные сюжеты. Профессионалы не боятся показывать что-либо более серьезное. В итоге получается собрание действительно лучших работ о России.
«Наташа». Даниил Конторович, город Уфа, Республика Башкортостан
- И по архиву фотографий финалистов за все годы проекта можно прослеживать ход новейшей истории...
- Именно. В течение всех шести лет на итоговую выставку попадали все основные события, всё, что происходит в обществе. В этом и заключается главный эффект проекта.
«Метро „Проспект Мира“ в час пик». Дмитрий Зверев, город Москва
- Как вы думаете, насколько конкурс способен популяризировать образ России за рубежом?
- Благодаря тому, что в проекте на равных участвуют как профессионалы, так и любители, а с прошлого года — не только граждане России, мы получаем планетарный взгляд на нашу страну. Ведь есть много туристов, иностранцев, наших соотечественников, живущих за рубежом, которые приезжают в Россию, фотографируют ее и видят реальность по-своему. Думаю, расширение проекта в отношении участников выведет его на новый виток развития.
«Хрустальные птицы». Сергей Ромашев, город Москва
- Кстати, принципиального разграничения на профессиональную и любительскую категорию не было изначально?
- Конечно. В отсутствии границ между профессионалами и любителями и состоит уникальность проекта. Неважно, как долго ты снимаешь. Основная идея — собрать лучшие сюжеты, лучшие снимки, главные события за текущий год. Победитель получает увесистый том со всеми фотографиями победителей. Эти ежегодные альбомы уже стали коллекционировать. Книга выпускается каждый год.
Это и есть награда — выставка поедет по всей России, а затем и по миру. В этом году после Москвы она состоится в Екатеринбурге, Калининграде и Новосибирске, а затем, впервые, мы планируем показать ее в Грузии. В прошлые годы выставка проходила в Русском павильоне Национального фестиваля культурного наследия «Дженадерия — 2009» Саудовской Аравии (Эр-Рияд, 2009).. Если говорить о номинациях, то, например, в категории «Стиль» чаще всего участвуют профессионалы, а в номинации «Природа» много талантливых любителей.
«Юные грации Ирины Винер». Международный турнир по художественной гимнастике «Гран-при Москвы —2013». Светлана Яковлева, город Москва
- Момент общности победителей играет большую роль...
- Именно так! Я помню первый год проекта, момент объявления победителей. Сообщения о выигравшем авторе из конкретного региона шли волной от Москвы до Петропавловска-на-Камчатке. Успех повышает самооценку не только самого победителя, но и его земляков. Они гордятся: «Наш человек победил в конкурсе!» Это очень важно.
«Относительность». Антон Уницын, город Сочи
- Сколько всего победителей в этом году?
- Всего по итогам 2013 года было отобрано 360 лучших фотографий, их авторы считаются победителями, в этом и заключается фишка проекта. В большинстве конкурсов есть три или более призовых мест. Поначалу в The Best of Russia планировалось ежегодно определять 365 победителей, по числу дней в году. Однако в прошлом году мы решили не привязываться к этой цифре, а просто отбирать самые лучшие работы. Получилось 339 победителей.
- А сколько всего работ было прислано на конкурс?
- Всего поступило около 30 000 снимков. Первый этап отбора был возложен на троих модераторов. После них к работе приступили уже члены жюри.
«Зимняя игра». Лидия Шарапова, город Нижний Новгород
- Вы так долго курируете проект и наверняка можете выделить какие-то тенденции в развитии отечественной любительской и профессиональной фотографии?
- Да. Просматривая огромное количество работ из года в год, я точно могу сказать, что общие тенденции положительны. Первый год очень сложно. Нам прислали буквально всё подряд. Было тяжело ориентироваться. С каждым годом по присылаемым работам становится понятно, что люди больше задумываются о фотографиях, более осознанно снимают, выбирают и присылают. Но, надо понимать, что любой конкурс не застрахован от так называемого «шлейфа». В этом году было очень интересно выбирать. Было прислано много профессиональных работ.
- Насколько проект способен помочь развитию российской фотографии в целом?
- Вы знаете, в мире известно совсем небольшое количество российских авторов. Пока в основном известны только имена тех, кто работает с западными информационными агентствами, западными изданиями или зарубежными галереями. Например, знают Юрия Козырева, Сергея Максимишина, Викторию Ивлеву. Но я очень надеюсь, что наш проект поспособствует популяризации российской фотографии в мире.
- Мы уверены, что так и будет! Большое спасибо за то что нашли время ответить на наши вопросы!
- И вам спасибо.
В материале размещены наиболее удачные фотографии проекта по мнению Натальи Ударцевой. Смотрите работы победителей всех номинаций: «Природа», «Стиль», «Люди. События. Жизнь», «Архитектура», «Свадьба и похороны»
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий