Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Марина Фоменко: «Фото и видео — самодостаточные виды искусства»

Марина Фоменко:
«Фото и видео — самодостаточные виды искусства»

#выставки
Марина Фоменко:
«Фото и видео — самодостаточные виды искусства»
14 ноября 2016

До 29 ноября в Москве проходит один из немногих российских фестивалей, посвященных видеоарту, — «Сейчас&Потом». Журнал «Российское фото» поговорил с его создателем и директором Мариной Фоменко.

— Фестивалю «Сейчас&Потом» уже шесть лет. Все это время вы были его куратором и директором?

— Да, я куратор и организатор фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом» с момента его возникновения — с тех пор, как я придумала и впервые реализовала этот проект в маленьком зале Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке.

— «Сейчас и потом» — один из немногих российских фестивалей, посвященных видеоарту. Как вы думаете, почему это направление развивается не очень быстро?

— Само направление «видеоарт» развивается быстро, и все больше художников создают свои произведения с помощью видеокамеры. Однако организация фестиваля, помимо показа работ участников, включает в себя очень большую подготовительную работу, начиная с объявления о приеме заявок и заканчивая отбором работ и обширной технической работой по подготовке к выставке. Возможно, именно сложность этого процесса, а также трудности с поиском финансовой поддержки сдерживают активный рост фестивалей видеоарта в нашей стране.

— Как долго длилась подготовка к фестивалю? На конкурс поступило более 800 работ. Наверное, отбор стал сложным процессом?

— Подготовка к фестивалю длится около полугода. Один из важнейших этапов — это прием и отбор работ участников. Последний процесс — всегда очень сложный и очень ответственный. Наши эксперты смотрят все работы, и при выборе мы учитываем много факторов, характеризующих видео: и особенности визуального языка художника, и ясность «месседжа», и актуальность темы, и многое другое.

Ребетец Августин, Швейцария, «Птицы»

— Почему темой текущего года стала именно экология?

— Тема экологии меня давно интересует, и я уже сделала несколько посвященных ей проектов — и как художник, и как куратор. В этом году по удачному стечению обстоятельств темой экологии заинтересовался и Государственный Дарвиновский музей, ставший площадкой фестиваля в 2016 году. Это один из крупнейших естественно-научных музеев Европы, и проблемы экологии являются одним из направлений его работы. Тема «Сейчас&Потом»-16 — «Экология без границ». Эта тема шире, чем традиционное определение экологии, потому что, говоря об экологии в широком смысле слова, мы часто имеем в виду этическую составляющую, включающую и экологию культуры, а также социальную и политическую экологии, экологию отношений, не забывая об изучении сложных отношений между человеком и окружающей средой. Все эти темы нашли отражение в работах участников фестиваля.

— Можете ли вы выделить какие-либо работы, которые в этом году произвели на вас наибольшее впечатление?

— На фестивале представлены очень разные работы, но все они интересны. Художники работают со случайно снятым материалом и снимают по сценарию, изучают архивные документы и создают видеооперы. Поэтому, не отдавая никому предпочтения, я назову несколько работ, отражающих именно тему экологии и взаимоотношений человека и природы. Например, видео «Энтро(СКО)пия» Мари-Франс Жирадо из Канады показывает, как человек исследует, по аналогии с эндоскопом, «внутренности» пострадавшего от изменения климата ледника. Художник из Нидерландов Пим Цвир изучил документацию многолетних экспериментов над животными и на основе коллекции фотографий одного из университетов Германии создал фильм «Все, что хоть чем-нибудь полезно». Российская художница Люба Саутина показывает нам в своем видео «Пластиковые цветы», как «распускаются», словно пионы, пластиковые пакеты.

— Расскажите о программе фестиваля. Какие встречи и дискуссии вы бы в первую очередь рекомендовали зрителям?

— Всю основную программу фестиваля «Сейчас&Потом»-16, представленную в виде многоканальной инсталляции, можно посмотреть каждый день в Башне выставочного центра Дарвиновского музея до 29 ноября. Кроме того, мы показываем большую специальную программу. Часть встреч с художниками и кураторами и показ их программ уже прошла в первые недели после открытия. Интересными событиями будут показы программ наших партнеров: фестивалей Videoformes (Франция), Magmart (Италия), CologneOFF (Германия), Miden (Греция), Still Laps Video Art (Франция). Кроме того, впереди еще встречи с кураторами New York Eurasian Film Festival (США) и «Корень нового» (Россия) и показ их программ.

Анна Линдеманн, США, «Блефующие жуки»

— Как вы думаете, имеют ли подобные мероприятия практическое значение? Помогают ли они привлечь внимание общественности к теме экологии и другим важным вопросам современности?

— Мне кажется, что любое талантливое произведение художника оказывает влияние на зрителей, явно или подспудно. Когда зритель видит единовременно большое количество работ, как на фестивале, посвященных теме экологии, происходит массированное воздействие, и человек поневоле задумается о том, почему тают ледники и так ли уж прекрасны цветы из мусорных мешков.

— На фестивале представлено столько интересных проектов, что, кажется, одного дня для посещения будет мало?

— На фестивале представлены работы 39 художников длительностью от трех до пятидесяти минут. Кроме того, каждый день в экспозиции находится одна из специальных программ фестиваля. За один день можно составить общее представление о фестивале и посмотреть работы, за которые «зацепился» глаз. Чтобы посмотреть все или почти все, надо прийти еще раз.

— Видеоформат завоевывает все больше внимания. Как вы думаете, он конкурирует с фотографией или, быть может, дополняет ее?

— Я думаю, что фото и видео — не конкуренты и не дополняющие друг друга факторы, а самостоятельные и самодостаточные виды искусства. Видео привлекает все больше внимания, но и ряды фотографов не редеют. Они прекрасно существуют и независимо друг от друга, и когда объединяются по воле художника в одном проекте.

Кристиана де Марки, Ливан, «Делать и уничтожать. Материнство»

— Думали ли вы уже о теме фестиваля-2017? Поделитесь творческими планами?

— «Сейчас&Потом»-16 в самом разгаре, и я пока не думаю о теме будущего фестиваля, по крайней мере, до конца ноября. Потом я бы хотела взять тайм-аут как куратор и поработать как художник. Но 2017 год не за горами, и скоро мы начнем работу над подготовкой седьмого фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом», а до этого планируем показать программы фестиваля в Красноярске и на Канарских островах.

— Благодарим за беседу!

— Взаимно.

Контактная информация

Организатор «Сейчас & Потом»-16 — Центр медиаискусства «Сейчас & Потом»
Соорганизатор «Сейчас & Потом»-16 — Государственный Дарвиновский музей
Директор и куратор фестиваля — Марина Фоменко
Адрес: Государственный Дарвиновский музей, ул. Вавилова, 57

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий