Фото:Гюнтер Юккер. Космическое видение (5 световых дисков). 1961-1981. Частное собрание, Дюссельдорф
В рамках Дней Дюссельдорфа в Москве МАММ представит выставку легендарной немецкой арт-группы Zero, оказавшей огромное влияние на послевоенное европейское искусство. В экспозицию вошли знаковые работы ее основателей: Гюнтера Юккера, Хайнца Мака и Отто Пине. Выставка пройдет с 24 сентября по 13 ноября. Вход для участников Russian Photo Club — свободный.
По окончании Второй мировой войны по всей Германии наблюдался небывалый всплеск художественной активности. Пережив ужас одной из самых страшных в истории человечества войн, художники, писатели, философы чувствовали необходимость переосмыслить трагедию, освободиться от наследия прошлого, возродить идеи модернизма и Баухауза, господствовавшие до прихода к власти нацистов.
Гюнтер Юккер. Песчаная мельница. |
Хайнц Мак. Разнообразные колонны. |
Дюссельдорф, благодаря удачному расположению, близости к Парижу, Амстердаму, Антверпену, Брюсселю, стал одним из наиболее заметных интернациональных культурных и экономических центров послевоенной Европы.
Именно в Дюссельдорфе в 1957 году возникла группа Zero. У истоков ее основания стояли Отто Пине и Хайнц Мак, позже к ним присоединился Гюнтер Юккер. Ноль в названии группы не был символом отрицания. Он являлся точкой отсчета, точкой тишины и пустоты, в которой возникал новый, полный надежды и света мир.
К началу
Выражением идей группы стали световые и кинетические инсталляции, объекты на стыке живописи и скульптуры, а также монохромные картины.
Участники группы находились в постоянном творческом контакте с ведущими европейскими и американскими художниками того времени: Ивом Кляйном, Лучо Фонтана, Пьеро Мандзони, Жаном Тенгли, Марком Ротко и др. Представители международного художественного сообщества вели интенсивный диалог, выражавшийся в совместных выставках и других самых разнообразных формах сотрудничества.
Творчество группы соприкасалось с абстрактным экспрессионизмом, с оп-артом, новым реализмом, ситуационизмом, лэнд-артом и даже с поп-артом.
Отто Пине. Распространение солнца. 1966 — 2014. Собрание Фонда Зеро, Дюссельдорф | Отто Пине. Распространение солнца. 1966 — 2014. Собрание Фонда Зеро, Дюссельдорф |
Группа Zero, часто принимала участие в различных архитектурных проектах: им заказывали роспись стен, отделку помещений, создание осветительных приборов и инсталляций. В то же время группа проводила персональные и групповые выставки по всему миру — от Амстердама, Милана Рима, до Лондона, Нью-Йорка и Филадельфии.
Несмотря на тесную связь между художниками, каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью и работал над собственными проектами. Хайнц Мак экспериментировал с кинетическими возможностями света. Лейтмотивом его творчества являются его световые стелы, которые он располагал в нетронутых пространствах пустынь или открытом море. Часто публика могла познакомиться с ними только с помощью видео или фотографии.
Работы Гюнтера Юккера характеризуются отсутствием цвета, главенствующую роль во многих его работах играет гвоздь, по-своему отражающий свет и темноту. Самая известная серия Юккера, «Космическое ви́дение»
Пине, сочетавший художественное образование с философской подготовкой, был увлечен взаимодействием искусства и науки. Его работы отмечены особым чувством цвета, выделяются характерным почерком и формой.
В то же самое время художники группы Zero и их единомышленники всегда стремились к тому, что Гюнтер Юккер называл «миром, где искусство перестает быть делом одиночек, каковым оно является до сих пор».
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий