Фото:Андреас Ваннештедт
Музей Эрарта представляет выставку гипнотизирующих трехмерных анимаций Андреаса Ваннештедта, сотрудничавшего с Google, Omega, Swarovski, Adidas, IKEA и Spotify. В своих проектах графический дизайнер из Швеции исследует природу движения и маятников, за которыми можно наблюдать бесконечно.
Стокгольмский художник Андреас Ваннештедт создает трехмерные скульптуры и завораживающую циклическую анимацию. Ключевые составляющие его авторского стиля — широкая палитра ненасыщенных цветов, необычные геометрические фигуры, уравновешенные композиции и природные материалы, например, дерево и мрамор. Работы Ваннештедта переносят зрителя в пространство, полное умиротворяющих визуальных образов, сменяющих друг друга, и заданных последовательностей, которые могут повторяться до бесконечности. При этом каждое произведение автора безупречно с точки зрения дизайна.
При первом знакомстве творчество Ваннештедта рождает ассоциации с таким явлением, как ASMR. Феномен «автономной сенсорной меридиональной реакции» (ASMR) в последние пять лет широко освещается в массовой культуре — так называют субъективную физическую реакцию, нередко характеризующуюся приятным ощущением покалывания и мурашек и вызывающую чувство эйфории или глубокого спокойствия. Подобная реакция чаще всего является результатом воздействия сенсорных или звуковых стимулов, например, когда кто-то шепчет в микрофон или поглаживает подушку перышком. Создатели ASMR-контента видят свою задачу в том, чтобы помочь зрителю расслабиться, достичь состояния абсолютного покоя и безмятежности — и вполне можно утверждать, что работы Ваннештедта оказывают на зрителей похожее воздействие.
Многие произведения художника посвящены состояниям, близким к феномену ASMR, — в частности, самая обширная серия роликов под названием «Необъяснимое упоение». По признанию самого художника, в нее вошли «короткие циклические фрагменты, каждый из которых призван вызвать у зрителя ощущение труднообъяснимого удовольствия: это особенное чувство, которое так или иначе знакомо всем». На выставке представлены наиболее яркие работы, в том числе «Отсечение», «Час пик», «Синхронизация» и «Волны». Когда, глядя на первую из них, зритель видит, как от розового столбика бесшумно и аккуратно отсекаются маленькие цилиндрические фрагменты, он невольно испытывает умиротворение и странное ощущение удовлетворения. Несмотря на остроту лезвия, происходящее необъяснимым образом успокаивает — и в этом загадочном равновесии заключается уникальность авторской манеры. В других работах («Мраморная лестница», «Час пик») движение мраморных шариков, на первый взгляд кажущееся прерывистым, подчиняется выверенному алгоритму, который делает его плавным и погружает зрителя в транс.
Неповторимый творческий метод художника и его уникальные технические навыки также нашли отражение в серии «Бесконечные инсталляции». В работе «Безвременье» золотистые цилиндрические столбики и белые песочные часы движутся относительно друг друга столь необычным образом, что зрителю трудно понять, какой из элементов задает движение. Кажется, что крупные тяжелые предметы вот-вот столкнутся, однако, как и в других работах Ваннештедта, зрителя ждет не коллизия, а бесконечное, гипнотизирующее повторение сюжета. Столкновение кажется почти неизбежным и в работе «Насквозь»: слишком уж велика, на первый взгляд, инерция маятников. Их движение, однако, идеально синхронизировано с вращением цилиндра, в котором для маятников проделаны специальные отверстия — вся конструкция воплощает в себе представления Андреаса Ваннештедта о форме и функциональности. Наряду с отчетливой связью с миром ASMR эта особенность делает выставку «Анимация» одной из самых необычных в истории музея Эрарта.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий