2 октября в Центре фотографии имени братьев Люмьер состоялась лекция Ирины Толкачевой «Вивьен Майер и стрит-фотография середины XX века». На лекции Ирина Толкачева подробно рассказала о творчестве Вивьен Майер, а также сопоставила наследие загадочного фотографа с прославленными мастерами жанровой фотографии середины XX века: Робером Дуано, Лизетт Модел, Андре Кертешем, Гарри Винограндом.
Ирина Толкачёва — известный искусствовед, историк фотографии, преподаватель истории фотографии в Школе современного искусства «Свободные мастерские», фотошколе Photoplay, Колледже кино, телевидения и мультимедиа ВГИК, Школе визуальных искусств.
Один из автопортретов Вивьен Майер
— Понятие стрит-фотографии возникло в последние 15 лет, — рассказала Ирина Толкачева. — До этого ее назвали документальной, жанровой фотографии. Стрит-фотография отличается от репортажного и документального жанра некой своей бесцельностью и спонтанностью. Фотограф просто прогуливается, отправляется на улицу в надежде поймать что-то необычное в повседневной жизни.
Стрит-фотографу необходимо умение увидеть и сфотографировать нужный момент. Конечно же, он должен обладать своего рода интуицией, чтобы подловить интересный кадр. Уличный фотограф должен хорошо продумывать композицию и иметь отличное чувство дизайна. Всеми этими качествами обладала Вивьен Майер. Это самый загадочный фотограф прошлого столетия, — подчеркнула Ирина.
Фото Вивьен Майер
В творчестве Вивьен Майер отражен период с 1950-х до 1980-х годов. Благодаря ее работам зрители могут увидеть улицы Нью-Йорка тех времен. У Майер очень много образов. И очень много фотографий. Она печатала свои работы очень мало, а под конец творчества даже не проявляла пленки, а просто складывала их. То наследие Вивьен Майер, которое мы знаем сегодня, — это только самая малая часть того, что сделала этот фотограф, — рассказала Ирина Толкачева.
Фото Вивьен Майер
— Вивье Майер работала няней, и об ее увлечении фотографией не знал практически никто. Впрочем, как ничего не знали о ней самой. Она была добро Мэри Поппинс для детей, и как никто другой умела находить с ними общий язык. По свидетельствам современников, знавших Вивьен Майер, она была человеком очень скромным, скрытным, и тем не менее, эксцентричным. Так, будучи очень высокой, она одевала длинные одежды и мужские ботинки большого размера, что делало ее фигуру еще более крупной и необычной. Никто никогда не видел, чтобы Вивьен Майер разговаривала с кем-то по телефону, никакого намека на личную жизнь Вивьен также не было, — рассказала Ирина Толкачева. — Как фотограф Вивьен также работала в полной изоляции. Неизвестно, подражала ли она кому-либо из признанных фотографов; неизвестно, предлагала ли свои работы галереям для выставок и журналам для публикации. Очень много осталось автопортретов Вивьен Майер.
Фото Вивьен Майер
Кроме фотографии, Майер интересовалась кинематографом и даже сняла несколько бессюжетных роликов о жизни города. Также, она записывала интервью с людьми, с которыми разговаривала. Всё это пока что находится в стадии исследования. Нам только предстоит оценить всё творчество Вивьен.
Фото Вивьен Майер
Для Вивьен Майер фотография была способом осмысления реальности, — заключила Ирина Толкачева. — Всё своё свободное время она посвящала фотографии. Для чего она снимала — теперь не узнает никто, ведь слава нашла своего героя слишком поздно... Очевидно одно: она снимала просто потому что не могла не снимать. Она была настоящим художником, и феномен Вивьен Майер сегодня заставляет нас всех задуматься об истории фотографии, об истории искусства в целом, о критериях оценки творчества и роли самого художника, — закончила Ирина Толкачева.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий