Фото:Юрий Рост. Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. Цифровая печать. Из собрания автора
До 6 октября в Мультимедиа Арт музее открыта экспозиция работ Юрия Роста, представляющая фотографии Ильи Кабакова, сделанные во время двух дней, проведенных в прогулках и беседах.
— Первый день — это наша московская прогулка летом 1986 года, которая начиналась от Юриного дома в конце Чистопрудного бульвара, где мы пили чай из самовара на его балконе, окруженном зеленью июньских деревьев, и заканчивалась в начале Сретенского бульвара, на пороге дома, где была моя мастерская, — рассказывает Илья Кабаков.
Юрий Рост. Из серии «Прогулка по Чистым прудам». 1987. Цифровая печать. Из собрания автора
— Прогуливаясь, мы поминутно останавливались, так как этот путь — в сущности энциклопедия художественной жизни конца ХIX — начала ХХ века: двор и само здание ВХУТЕМАСа (там я неожиданно оказался студентом в 1951 году), где преподавали и жили Родченко, отец Пастернака (и сам Пастернак), Крученых... Напротив пруда — бывший кинотеатр «Колизей», где теперь разместился театр «Современник», а между ними мы брели, останавливаясь у каждого дома и вспоминая тех, кто так или иначе был связан с золотым веком русской культуры и современностью. Заходили во дворы домов, где наверху были мастерские Э. Булатова и О. Васильева...
Юрий Рост. Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. Цифровая печать. Из собрания автора
На улице стояли 80-е годы, когда казалось, что ничего никогда не сможет измениться, и ты навсегда будешь прикован к этому месту, как и навечно висящие в моем подъезде старые почтовые ящики, покрашенные синей облупившейся краской, как бюст Ленина во дворе ВХУТЕМАСа, который к каждому празднику «подновлялся» свежими белилами.
Все живущие в этой стране думали так же, как и мы, и вдруг все переменилось, и то, что казалось таким вечным, исчезло в одну минуту.
Юрий Рост. Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. Цифровая печать. Из собрания автора
И вот мы с Юрой на другой стороне земного шара, и уже не я пью чай у него на балконе, а он сидит у нас, в нашем с Эмилией доме на Лонг-Айленде, и мы снова пьем утром чай, а потом отправляемся на прогулку. Но вспомнить (как это было на Чистопрудном и Сретенском бульварах) здесь нечего. Вдоль дороги аккуратные небольшие американские домики, рядом залив, и мы говорим уже не о прошлом, а о сегодняшней ситуации в арт-мире, о выставках, инсталляциях, о положении художников здесь, на Западе...
Но основной мотив, основной сюжет разговора — что чувствует человек, пришедший из одной культуры и оказавшийся в другой, может ли он вписаться в новую, слышат ли новые зрители тот смысл и контекст, который он вывез и принес с собой и с которым он не может расстаться, чтобы не потерять себя...
Бесконечная ценность для меня, для нас с Эмилией в этой выставке, помимо высочайшего искусства самой фотографии, та печать обоих времен, которая оттиснута, которая присутствует в этих «картинах времени». Любой зритель воспримет этот основной «звук»: саму атмосферу, ауру жизни, увидеть и передать которую в черно-белом изображении смог мой старый и дорогой друг — Юра Рост, — заключает Илья Кабаков.
В свою очередь, Юрий Рост рассказывает:
— Илья Кабаков — свидетель того, что мы жили. В это трудно поверить сейчас (когда многое изменилось), если бы мы не продолжали жить так же. Мусорно и коммунально.
Лет двадцать пять назад Кабаков сидел в мастерской на чердаке дома страхового общества «Россия», работал с утра до ночи, жарил на воде «микояновские» котлеты (по семь копеек), почти полностью состоявшие из сухарей, и изредка выходил на выставки посмотреть работы коллег и сказать: «Прекрасно, прекрасно!» — не для того, чтобы оценить, а, наоборот, чтобы не оценивать, не обсуждать и не спорить. Он жил внутри себя жизнью необыкновенно талантливого Акакия Акакиевича, находившего счастье не только в написании слов, но в их создании. Словно бы для себя самого. На самом деле (кто, правда, ведает, что там на самом деле) он знал свой дар гениально искривлять масштаб и из обыденного, необязательного и случайного создавать новую особенную кабаковскую метафорическую реальность. Он жил в стране, где быт вытеснил бытие, выживание — жизнь, выборы — выбор, а счастье было возрастной категорией. «Как молоды мы были...». То есть как мы были счастливы.
Выставок и каталогов у Ильи не было, хотя его искусство вот уж точно принадлежало народу. Во всяком случае, слова и фразы, являющиеся существенной частью концептуальных альбомов, объектов, картин, инсталляций, были понятны и знакомы населению, поскольку Кабаков с необыкновенным чутьем поднимал и нанизывал (порой буквально — на нитки) то, что обронили в разговорах банальные наши жители. Понятны, знакомы, но смысл, которым их наполнял Кабаков, был за гранью, которую определило искусству социалистическое отечество и его многочисленные обитатели.
Контакты Мультимедиа Арт музея
Сайт: http://mamm-mdf.ru/
Адрес: ул. Остоженка, дом 16.
Телефон: 8 (495) 637-11-22
Время работы: каждый день, кроме понедельника. 12:00 – 21:00
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий