В МАММ проходит первая масштабная ретроспектива легендарного фотографа ХХ века Брассая, полностью охватывающая все грани его творчества – снимки из самых знаменитых фотографических серий, рисунки, скульптуры и уникальный гобелен. Брассай — кавалер ордена искусств и литературы, обладатель Ордена Почетного Легиона и французской Большой национальной премии по фотографии, раскрывал в своих снимках самые сокровенные тайны Парижа.
Экспозиция представляет несколько разделов: фотографии Парижа 1930-х годов, сделавшие Брассая известным; портреты великих художников Пабло Пикассо и Сальвадора Дали в мастерских; сюрреалистичные экспериментальные фотографии повседневных предметов; работы из серий «Граффити» (1933-1956), «Ню» (1934) и легендарных альбомов «Ночной Париж» и «Тайный Париж».
Дьюла Халас (1899-1984) взял псевдоним Брассай (означающий «из Брассо») в 1924 году, когда поселился в Париже. Впервые он побывал в этом городе в возрасте 4 лет вместе со своим отцом и был очарован этим городом на всю жизнь.
Брассай учился живописи в Будапеште, затем в Академии художеств в Берлине, после чего он захотел посвятить жизнь искусству, несмотря на возможные материальные последствия такого решения. Он считал, что сделать это можно только в его любимом городе – Париже, поэтому в 1923 году он переехал в Париж и начал заниматься журналистикой. Главные редакторы газет, с которыми он сотрудничал, просили его сопровождать тесты фотографиями. Сначала он обращался к своим друзьям фотографам (Кертес, Роджи Андре, Эржи Ландау), но потом он сам начал иллюстрировать статьи. Он очень быстро понял, что фотография позволяет создавать такие эффекты и вызывать такие эмоции, которые живописи недоступны. Так мир обрел великого фотографа Брассая.
Два альбома, которые сделали его знаменитым, - «Ночной Париж» (1933) и «Тайный Париж». Эти снимки были настоящим откровением в 30-е годы прошлого века. Ни у одного фотографа не хватило смелости сделать главными героями своего творчества завсегдатаев ночных гуляний и работников ночного города, проституток, гомосексуалистов. Классическая строгость парижской архитектуры стала необыкновенной декорацией к спектаклю странной красоты проскользающих фигур прохожих, игру теней и полумрака против вспышек света. Обращаясь к жизни городского дна, Брассай мастерски использовал живописные эффекты искусственного городского освещения. У него есть серия фотографий, сделанных при свете фар – слепящем, но тут же исчезающем, или при размытом и таинственном освещении газовых фонарей.
Успех пришел к Брассаю мгновенно, фотографом стали интересоваться журналы. В разное время он сотрудничал с Minotaure, Verve, Life, Harper's Bazaar и др. Для Harper's Bazaar он не только снимал, но и писал репортажи.
Он был знаком с Сальвадором Дали и создал фотолетопись его творчества, Ман Рэем, Генри Миллером, Пабло Пикассо – эти великие художники повлияли на творчество Брассая. Он проявил себя как талантливый портретист, автор канонических портретов многих знаменитостей - Пикассо, Дали, Матисса, Джакометти, Мишо, Жана Жене и др. Он умел удивительно точно передать психологическое состояние модели.
Окунуться в очаровательную атмосферу Парижа тридцатых годов можно в Мультимедиа Арт Музее до 7 октября.
Главное фото: Брассай, «Жан Марэ позирует Пикассо», 1944.
Сайт МАММ: www.mamm-mdf.ru
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий