Фото:Из серии Isness. Ghost in the shell
Gobotoru — творческий псевдоним автора Антона Новожилова. Вместе с этим псевдонимом у фотографа родом из Эстонии появился свой уникальный стиль. Его снимки могут показаться крайне эмоциональными и даже пугающими. Однако за этой фотографией — определенно актуальная и жизненная идея. О творчестве одного из победителей 35AWARDS — в материале журнала «Российское фото».
«Они [люди] ожидают встретить какого-нибудь мрачного маньяка-фотографа, а не жизнерадостного меня»
— В каких номинациях премии вы участвовали?
— Для участия в 35AWARDS я выбрал три категории: Портрет, Чёрно-белое и Концептуальная фотография. До третьего этапа добрались четыре фотографии, в числе которых концептуальные снимки и один портрет. Очень жаль было одну из любимых фотографий, которая отсеялась после первого раунда — наверное, не разглядели внимательно тот снимок.
— Расскажите поподробнее все-таки об истории победившего снимка: в чем основная идея?
— Идею работы «Миф об Атласе» можно толковать по-разному. Для меня это иллюстрация жизни высокофункционального человека с депрессией. Иногда мы не замечаем, какой огромный и тяжелый мир несут те, кто шагает по жизни легко и непринуждённо. Эти люди смеются и радуются — кажется, у них всё получается. Однако об их непосильной ноше мы лишь узнаём после того, как человек ломается от груза.
The myth of Atlas |
Из серии Humanimals. Panda |
— Какие приемы и методы обработки использовали?
Если говорить о технической части дела, то тут нет ничего особенного: перевёл в чёрно-белое, добавил и исказил пространство, скорректировал композицию. Самое главное — это же конечно, понять, какой результат ты желаешь получить, чтобы финальный кадр выглядел органично и продуманно.
— Почему, по вашему мнению, ваш снимок победил?
— У снимка есть сильная техническая сторона, строгая композиция и очень запоминающаяся духовная составляющая. У зрителя возникает вопрос — как же это сделано? В то же время фотография не является слишком запутанной, снимок понятен большинству зрителей.
Leviathan |
To be a mom... |
— Gobotoru — вымышленное имя, откуда оно взялось?
— Этот псевдоним. Я стал использовать его с тех пор, как у меня начал сформировываться свой авторский стиль. Сначала это было название серии снимков, потом переросло в псевдоним. Расшифровка вряд ли внесёт ясности, но я приведу ее: (ГО)ловные (БО)ли (ТО)варища (РУ)перта.
— А что это за серия снимков с таким названием?
— В основном это были манипуляции с искажением ограниченного пространства при помощи широкоугольного объектива. Для снимков была характерная мрачная, грязная, депрессивная обработка. К сожалению, оригиналы снимков были утеряны, остались ли изображения на некоторых фотопорталах.
Computer games |
— А кто же вы в жизни, так сказать?
— В «обычной» жизни я электроинженер строительной компании, отец
— Расскажите историю о том, как вы пришли в свой жанр.
— Первые снимки в характерном для меня стиле появились в 2005 году. Тогда я много экспериментировал с фотомонтажом в чёрно-белой тональности. Позже заметил, что у публики вызывает оживлённый отклик моя манера исполнения: грязная, выразительная, очень контрастная. Сюрреалистичные мотивы быстро завоевали популярность на фотоконкурсах. Я стал внедрять свою стилистику в другие работы. Так постепенно это переползло в портреты, а позднее и в ню фотографию. В течение нескольких лет я работал над своим стилем, постепенно избавляясь от лишней грязи и избыточного искусственного фотомонтажа — работы стали более реалистичными, но сохранили свою выразительность.
— Некоторые из работ в вашем портфолио могут показаться пугающими. Как люди относятся к вашему амплуа?
— Как правило, люди, которые видят меня впервые вживую, бывают очень удивлены. Видимо, они ожидают встретить какого-нибудь мрачного маньяка-фотографа, а не жизнерадостного меня.
Из серии Humanimals. Shark |
Из серии Humanimals. Snake |
— Что больше всего привлекает вас в концептуальной фотографии?
— Мне интересно создавать такие работы, которые взаимодействуют со зрителем и стереотипами восприятия. В концептуальной фотографии я могу работать в смешанном жанре.
— Почему выбрали ЧБ для своего жанра?
— Мне всегда нравилась мысль, что если у фотографии отнять цвет, и смысл не поменяется — то цвет не нужен. ЧБ для меня — это возможность посмотреть на содержание и духовную составляющую работы.
— Как вы выбираете героев снимков? Например, для серии «People are strange» вы реально искали странных людей или уже сделали их такими на своих фотографиях?
— Эта серия является долгоиграющей, и люди в ней были разные: изначально снимал друзей и знакомых в непривычных образах, потом появились и действительно необычные персонажи, для которых мы придумывали странные образы. Но я всегда пытался каким-либо образом привязать планируемый образ к фотографируемому человеку: человек по фамилии Чёрный — стал чёрным, художник по керамике покрылся глиняной корочкой с трещинами, художники — испачканы краской, а у любительницы бондажа — голова обмотана верёвками.
Из серии People are strange. Дима Чёрный |
Из серии People are strange. Вероника |
— Есть у вас какие-то кумиры в постконцептуализме?
— У меня вообще в фотографии нет кумиров. Но существуют авторы, у которых можно поучиться, которых хочется понять, творчество которых хочется пропустить через себя. Навскидку назову несколько авторов (не все концептуалисты). Это Misha Gordin, Николай Волков, Jeremy Gibbs, Павел Титович, Анка Журавлёва, Oleg Oprisco.
— Концептуальная фотография призвана доносить определенные идеи. Перечислите свои?
— Для многих моих фотографий характерна идея одиночества как сущностного явление человеческого бытия. С одной стороны, мы говорим о вечной проблеме человеческого единства с миром и в то же время оторванности от него и от других людей — антропологии одиночества, а с другой — о современной ситуации человека в «индивидуализированном» обществе. Проблема одиночества обусловлена связью с трагедией из парадоксальности человеческой природы: из вечной необходимости и — вместе с тем — невозможности соединения абстрактно всеобщего и жизненно-конкретного в человеке. Это противоречие решается каждый раз заново в историческом процессе, в человеческой истории, причем решается драматически.
— Что вас вдохновляет, откуда берутся эти идеи: музыка, люди или что-то другое?
— Идеи приходят отовсюду: при просмотре фильмов, чтении литературы (друг посоветовал Борхеса — это просто кладезь вдохновения), посещении музеев. И, конечно, много идей рождается при общении с единомышленниками. Все идеи зарисовываются, записываются в специальный блокнотик и ждут реализации.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий