Фото:Макет:© журнал Time /Фото Юрия Козырева Фото было сделано Юрием Козыревым по заданию журнала TIME и опубликовано в марте 2007 года.
Элис Гарбинер — член жюри международного конкурса фотожурналистики имени Андрей Стенина-2019, глава отдела фотографии и международный фоторедактор в TIME Magazine до 2018.
— Элис, что стало для вас главным в решении принять участие в работе жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина?
— Мы живем в эпоху, когда миллионы фотографий производятся и распространяются ежедневно. В этих условиях еще важнее распознать, выделить, обратить внимание на самое значимое, что появляется в мире фотографии. Я с нетерпение жду того момента, когда увижу, как рассказывает свои истории средствами фотографии новое поколение.
— Среди номинаций конкурса-2019 появилась новая — «Вдохновение». Само понятие достаточно абстрактно и требует художественного обобщения средствами фотографии. На ваш взгляд, какие еще понятия можно было бы предложить фотографам в качестве темы для подобного обобщения?
— Что касается фотожурналистики, я бы предложила темы, отражающие глобальные вопросы, которые затрагивают всех нас: добровольная и принудительная миграция, популизм, расовые проблемы и межнациональная рознь, глобализация и вызовы современности, границы в самом широком толковании, национализм, изменение климата и проблемы окружающей среды, вопросы потребления и неприкосновенность личной жизни, рост населения Земли и неравномерное распределение богатства, гендерные вопросы, вопросы религии и веры, конфликты.
Макет:© журнал Time
После террористической атаки в Лондоне в июле 2005 года журнал TIME опубликовал эту серию снимков с мобильного телефона, сделанных в лондонском метро. Тогда я в первый раз как редактор столкнулась с таким количеством фотографий, сделанных обычными очевидцами, которые пытались запечатлеть развитие событий с помощью своих телефонов.
— Просто репортаж сейчас уже мало интересен. При тотальном распространении устройств со встроенной фотокамерой это может сделать практически каждый. Фотографы в рассказе своих историй все чаще используют художественные приемы — выстраивают свет, мизансцены и т.д. Как вы к этому относитесь? Является ли это данью моде, или может способствовать рождению нового фотографического языка?
— Визуальные выразительные средства развиваются. Цифровые и мобильные революции, в которых печатные СМИ проиграли в оперативности, изменили наше отношение к фотографиям и сделанным с их помощью историям. Быстро распространяющиеся новостные фотографии и видео: лежащее на греческом берегу тело трехлетнего Алан Курди, окровавленный сирийский мальчик Омран Дакниш в машине скорой помощи, плачущий ребенок на границе США с Мексикой, — все эти материалы, снятые профессионалами или случайными свидетелями, играют огромную роль в повышении осведомленности и способствуют глобальному диалогу по этим вопросам. Тем не менее крупные формы — подробные неторопливые репортажи с большим количеством снимков — все так же востребованы, поскольку глубже раскрывают тему. Да, с появлением доступных устройств с камерами фотография стала более демократичной, но настоящее мастерство все еще редкость, и достичь его все так же непросто. Каждый может фотографировать и отбирать фотографии, но немногие делают это на достаточно высоком уровне. Когда в 2014 году Даниэль Берехулак отправился в Либерию освещать вспышку Эболы, от которой гибли тысячи людей, ему не требовался концептуальный подход. Его пронзительные снимки навсегда останутся визуальным свидетельством этой современной нам смертельной вспышки болезни. Фотографы, которые тратят время и силы, чтобы выстроить отношения с людьми, создают уникальные, запоминающиеся творения. В то же время художник всегда будет искать новые источники вдохновения и стремиться к ломке стереотипов. Уличные сцены Алекса Маджоли, повествующие об иммиграции и росте популярности правых сил, загадочные портреты соседей Ньюши Таваколян, снятые в ее собственном доме, работы Ричарда Моссе о беженцах, сделанные с помощью инфракрасной камеры, — это все разнообразие возможностей, с помощью которых фотографы выражают свое отношение к волнующим социальным проблемам. Вооружившись собственной фантазией и совершенной техникой, творческие умы всегда будут размышлять, переоценивать и переосмысливать. Нет единого пути, но независимо от подхода, фотограф должен разбираться в теме, которую он освещает, и в окружающих ее реалиях. Прежде всего, репортаж должен быть честно снятым, правдиво отражать событие и следовать этическим нормам.
© журнал Time /Фотография Юрия Козырева
Юрий Козырев сфотографировал этого мужчину с раненым ребенком на руках после теракта в Беслане в сентябре 2004 года. Журнал TIME опубликовал фото через неделю после теракта, а также в конце года в числе важнейших фотографий 2004 года. Я до сих пор не могу забыть эти фотографии и трагические события того дня.
— Как вы относитесь к заимствованию идей? Где, по-вашему, пролегает водораздел, который отделяет цитату от плагиата?
— Есть разница между вдохновением и копированием. Все мы можем быть вдохновлены чьим-либо образом мышления или умением видеть, но мы должны пропустить их через себя. Чужая идея или работа должны стать отправной точкой для собственного развития и перехода на новый уровень. Что вы можете добавить в этот диалог? Расширяет ли ваша работа толкование темы, и в чем отличие от того, что было сделано до вас? Есть ли в изложении темы пробелы, которые вы могли бы заполнить? Когда фотограф сломя голову несется на место какого-то события только потому, что там собрались другие фотографы, ему стоит прежде подумать, зачем именно он туда едет. Безусловно, в самом начале профессионального пути изучение фотонаследия или работа с опытными фотографами могут стать составной частью образования. Вы смотрите, как построена композиция, и понимаете механизм визуального воздействия; разбираете работу на составляющие и осмысливаете эмоции, вызванные ею. Как ее образы взаимодействуют друг с другом? Все виды искусства: живопись, кино, музыка, — могут вдохновлять, пробуждать творческое мышление, способствовать личному восприятию. В наше время саморекламы, особенно в социальных сетях, прямое копирование и плагиат могут дискредитировать вас и нанести ущерб карьере, если не уничтожить ее раз и навсегда.
© журнал Time/Фотография Юрия Козырева
Журнал TIME опубликовал эту фотографию Юрия Козырева в рамках большого репортажа в 2007 году. На фото запечатлен раненый солдат после перестрелки. На следующих страницах TIME опубликовал фото иракских мирных жителей, окруженных американскими солдатами. Меня всегда поражало, что Юрий Козырев может показать все стороны конфликта с сочувствием и без осуждения — будь то американские военные, повстанцы или иракские мирные жители.
— Насколько профессиональные амбиции могут быть полезны или опасны? Как выдержать испытание «медными трубами» и не потерять желания расти в профессии?
— Амбиции должны быть движущей силой в профессиональном росте, желании превзойти ожидания или просто сделать отличную работу. Мы все должны стремиться создать нечто выдающееся, что найдет отклик у широкой публики. Если вы как фотожурналист освещаете какие-то тяжелые события, вы работаете для людей, которые стали героями ваших фотографий. Не забывайте о том, что выпало на их долю. Не следуйте слепо за своим Эго. Присуждение награды за ваши фотографии — это признание значимости истории, которую вы рассказали, а не значимости вашей личности.
© журнал Time/Фотография Томаса Дворжака
Журнал TIME поместил обрезанную версию этой фотографии Томаса Дворжака на обложку в июле 2006 года. Эта сцена была запечатлена в Бейруте после бомбежки в первую неделю войны Израиля с Ливаном. За последние тринадцать лет нам довелось увидеть множество похожих снимков разрушенных улиц из разных уголков Ближнего Востока, от Сектора Газа до Ирака, от Сирии до Йемена.
— Несколько лет назад фотосообщество было горячо увлечено digital storytelling, сейчас многие эксперты констатируют возвращение к традиционным форматам в фотографии. Как вы относитесь к трендам в профессии вообще? Есть ли они, и стоит ли им следовать?
— Изменения, через которые сейчас проходят медиа, намного глубже тех, которые происходили за весь мой тридцатилетний опыт работы в этой сфере. Во многом это связано с тем, что раньше фотожурналистика была привязана к печати, а большинство людей, по крайней мере, в США, перестали читать печатные издания. В цифровой сфере у американских СМИ сейчас идет смещение в сторону видео, поэтому издания создают видео-отделы, в то время как фото-отделы сокращают или перестают развивать. Новостные издания утверждают, что большинство читателей получают информацию через мобильные устройства, для которых сложный, многоуровневый по смыслу фотоконтент избыточен.
© журнал Time/Фотография Джеймса Нахтвея
В сентябре 2004 года журнал TIME отправил фотографа Джеймса Нахтвея в Дарфур, Судан, чтобы снять репортаж о беженцах, спасающихся от геноцида. Я отчетливо помню этот незабываемый снимок на его обзорном листе. Когда фото было опубликовано, этот репортаж с обложки заставил общественность говорить о кризисе в Дарфуре.
Несмотря на то, что визуальные средства являются ключевыми в передаче информации, думаю, что большая часть СМИ рассматривает фотографию как нечто вторичное, как иллюстрацию к тексту, который остается определяющим для многих главных редакторов. При такой расстановке сил, если фотографы хотят рассказывать истории, им следует подумать о том, где и как это делать. Они должны решить, как обустроиться в этом Королевстве, где правит цифра. Либо если мир цифровых и мобильных устройств их не привлекает, нужно искать новые пути и способы взаимодействия с аудиторией, к которой они обращаются. В этой новой системе ценностей фотограф должен уметь не только собственно фотографировать, но также быть вовлеченным в процесс редактирования и распространения своих работ.
© журнал Time/Фотография Ньюши Таваколиан
В 2015 году журнал TIME отправил Ньюшу Таваколиан снимать курдских женщин, которые сражаются против ИГИЛ. Она также написала сопроводительный текст к снимкам. После публикации этого репортажа в TIME я видела эту фотографию на выставках и в других изданиях по всему миру. Как редактор, я горжусь тем, что участвую в создании работы, которая продолжает существовать далеко за пределами первоначальной публикации.
— Есть ли у вас профессиональный секрет, который помогает вам в самые нелегкие моменты жизни? Можете им поделиться?
— Сосредоточьтесь на том, что у вас есть, а не на том, чего у вас нет. Смотрите вперед, извлекая опыт из прошлого. Цените людей и простые моменты вашей повседневной жизни. Во всем есть свои преимущества. Мне выпала честь работать с неординарными людьми, стать свидетелем исторических событий. Благодаря фотожурналистике я продолжала учиться каждый день. Моя карьера никогда не шла по прямой — больше напоминала череду гористой местности и плоскогорья. Недооценка ваших возможностей другими не всегда плохо, и может стать мощной мотивирующей силой. Вам приходится постоянно меняться, развиваться и адаптироваться. Мне было непросто найти баланс между работой и личной жизнью, но сейчас, оглядываясь назад, я горжусь тем, что мне удалось сделать. Иногда приходится заниматься работой, которая выглядит внушительно и вызывает уважение широкой фотографической общественности, но не приносит счастья и даже авторитета в кругу коллег по работе. Идите своим путем. Не беспокойтесь о том, что подумают другие или как они это воспримут. У вас обязательно должна быть жизнь за пределами фотографии — друзья и люди, которых вы любите, которые наполняют эту жизнь смыслом.
© журнал Time/Фотография Кэлли Шелл
2008 и 2009 годы были неспокойными как для США, так и для журнала TIME. Впервые со времен Великой депрессии страна оказалась на грани экономического краха. В тот же год мы выбрали первого президента-афроамериканца, с которым пришла надежда. Фотограф журнала TIME Кэлли Шелл в течение двух лет следила за кампанией Барака Обамы. На ее фотографиях политик предстает обычным человеком, особенно на снимках за кадром его исторической инаугурации.
— В этом году конкурс имени Андрея Стенина отмечает пятилетие. Что бы вы хотели пожелать лауреатам предыдущих конкурсных лет и тем, кто пробует свои силы в 2019 году?
— Фотографы конкурируют не только в поле фотожурналистики, но и в иных форматах, через которые мы потребляем информацию. Я не могу без иронии относиться к заявлениям типа «опубликоваться в этом издании —моя мечта», особенно когда так говорят молодые фотографы . Мне так и хочется спросить, читали ли они когда-нибудь эти издания? Порой кажется, что публикация равноценна награде, подтверждающей собственную значимость в конкурентной среде. Но попробуйте посмотреть на вещи объективно, в том числе выйти за рамки собственно фотографии. На что вы обращаете внимание, что читаете, что смотрите? Какие сюжеты вас вдохновляют и почему, где вы их находите?
© Пит Суза, Белый дом
В 2009 году я работала с Администрацией Обамы в качестве заместителя директора по фотографии. У нас было четыре штатных фотографа, поэтому я просматривала примерно 10 000 снимков в неделю, чтобы выбрать 50 для публикации в ленте Flickr. И впервые событие на фотографии произошло прямо за моей дверью. Президент Обама неформально здоровается с Лоуренсом Липскомбом, который каждый вечер выносил мусор из нашего офиса. Я показала Лоуренсу немецкий журнал Stern, в котором фотография была опубликована на двойном развороте, и он очень удивился.
В последние годы фотографы стремятся привлечь внимание к волнующим их проблемам, работая вне традиционных СМИ. Работа Робина Хаммонда «Там, где любовь незаконна» − это мультиплатформенный проект, который рассказал миру о преследовании ЛГБТ- сообщества через подборку эмоциональных портретов. Проект Стефани Синклер «Слишком молода для замужества» был опубликован в журналах и представлен на площадке Организации Объединенных Наций; сама она также выпустила фильм, отмеченный многими наградами. Аналогичным образом кросс-медийный проект Зака Канепари и Джессики Диммок «Город Флинт» стал сериалом на Netflix. #Dysturb выбрал более прямой подход, расклеив новостные картинки на стенах домов. Все эти новаторы, работающие с различными партнерами, как из СМИ, так и из других сфер, успешно делают фотожурналистику актуальной и полезной в ХХI веке.
© журнал Time magazine/Фотография Линси Аддарио
В 2016 году бывший директор фотографии в журнале TIME Кира Поллак вернулась из декрета с идеей изменить подход к освещению миграционного кризиса в Европе. Совсем недавно став матерью, она не могла себе представить, что было бы, если бы ей пришлось беременной пересекать море, рожать и ухаживать за ребенком в лагере беженцев. В течение года команда журналистов, состоявшая только из женщин, рассказывала историю трех матерей из Сирии. Для меня репортаж о беженцах стал важной вехой в моей собственной карьере фоторедактора, так как я стала свидетелем войны в Ираке и, спустя более десять лет, волны миграции с Ближнего Востока.
При постоянной смене жизненных декораций нет раз и навсегда правильного или очевидного пути. В течение моей карьеры перемены были единственной константой. Человек с годичным опытом работы теперь может стать старшим фоторедактором — прежде для этой должности требовался опыт длиной в 10 лет. Но где этот работник будет через 5 лет, если все меньше изданий готовы ценить опыт и платить за него? Повысится ли вкус в фотожурналистике, если постоянно понижать требования к уровню знаний, необходимых для выполнения работы? Сегодня карьеры преходящи и делаются намного быстрее. Легче стать известным, но это не гарантирует стабильную занятость. Оглядываясь назад, я могу сказать, что большинство фотографов и фоторедакторов, чье искусство меня вдохновляло, сделали свои лучшие работы как минимум после десяти лет пребывания в профессии. Теперь работники сталкиваются с постоянными сокращениями как бюджетов, так и рабочих мест, а успех базируется на математических расчетах. В такой атмосфере будут ли фоторедакторы побуждать фотографов идти на творческий риск? Начинающим карьеру молодым людям следует подумать над этим. Остается надеяться, что новые возможности при рассказе историй визуальными средствами и станет тем стимулом, который заставит их двигаться вперед.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий