Текст:Владимир Повшенко
За десять лет работы на рынке фотографии мы сделали многое: придумали праздник День фотографа, помогли в создании рынка семейной фотографии, организовали сотни различных мероприятий и вместе с Валерием Кочергиным (35photo.ru) запустили 35AWARDS — премию, которая уже сегодня является второй в мире по количеству участников. Так вот, начав относительно недавно погружаться в тему арт-фотографии, мы заинтересовались: почему в нашей стране этот рынок настолько мал, закрыт и почти не растет? Именно этот вопрос навел нас на ряд интересных мыслей, реализуя которые, мы планируем в ближайшее время поменять мировой рынок арт-фотографии.
Почему рынок арт-фотографии растет только за счет узкого круга специалистов и мы не наблюдаем ажиотажного спроса на фотоработы?
1. На каждого потенциального (и реального) покупателя визуального произведения искусства (в нашем случае — фотографии) ежедневно обрушиваются тысячи изображений. И даже несмотря на постоянный рост качества этого визуального ряда благодаря дорогой рекламе и популярным сообществам в социальных сетях уровень эстетической и визуальной культуры до сих пор довольно низкий. А уж уровень понимания фотографии как произведения искусства вообще стремится к нулю.
2. Та часть людей, которая дошла до уровня понимания произведений искусства как предметов инвестиций начинает изучать рынок. Картины, скульптуры, объекты современного искусства и фотографии — как оценить их стоимость и не нарваться на подделку?
3. Останавливаясь отдельно на фотографии как на произведении искусства, мы сталкиваемся с одной из главных проблем ее недооцененности — бесконтрольной тиражируемостью. Ценность произведения искусства — в уникальности, а картинку из фотобанка или постер «ИКЕИ» мало кто захочет приобрести за тысячи долларов в надежде на рост ее стоимости. Хотя, уверен, и такие истории возможны, например, если Роналду поставит на таком постере отпечаток своей бутсы и добавит свой автограф. Конечно, это уже будет не совсем фотография, но уникальность приобретет вполне!
4. Инвестор дошел до понимания того, что ему нужна именно фотография, и он начинает искать отпечатки ограниченных тиражей. Как думаете, что он видит? Кто подтверждает ему тираж? Галерея, онлайн-площадка по продаже фотографий, фотолаборатория и любой другой «авторитетный» игрок рынка с «репутацией». Какая у инвестора степень доверия к ним? Мы говорим о приобретении произведения искусства с высокой добавочной стоимостью по отношению к простой, или пусть даже уникальной, авторской работе.
5. Проблема ясна, и начинается поиск проверенных дилеров и галерей с репутацией, после чего почти сразу появляется «авторитетный» эксперт, который по чистой случайности представляет тех или иных авторов или даже конкретные работы. Разумеется, он руководствуется исключительно своими знаниями и анализом рынка и лишь немного думает о личной выгоде. Но даже в этом случае надпись автора на картинке «Отпечаток№ 3 из 10» вместе с «уникальным» сертификатом являются единственной гарантией подтвержденного тиража.
6. Предположим, что инвестору действительно удалось найти уникальную работу, ему повезло с автором и галереей, они не планируют увеличивать тираж, но как ему быть дальше? Как управлять своим активом (предмет искусства — это именно актив), следить за его ростом стоимости, выставочными активностями, продвижением автора? Все это опять происходит на усмотрение эксперта-дилера / галереи. И хорошо, если другие копии будут продаваться на аукционах, приобретенный принт будет участвовать в выставках, информация о нем будет публиковаться в признанных каталогах, автор будет появляться на публике и появляться в СМИ. А если ничего этого не произойдет?
7. И, пожалуй, последнее, о чем мне хотелось рассказать в проблематике, — это риск нарваться на копию или подделку. Я вам скажу, что часто в фотографии даже понятия такого нет, как подделка, — просто еще одна копия. И это одна из главных проблем: почти никаких гарантий оригинальности приобретаемой фотографии. Выглядит также, все атрибуты при ней, а стоимость создания копии — почти как у оригинального отпечатка. И получается, что разницы между оригиналом и копией почти нет. Так где же добавочная стоимость?
Теперь давайте еще раз все разложим и ответим на вышеуказанные вопросы. Представьте обеспеченного человека (есть активы в недвижимости, на фондовом рынке, страховые продукты, драгоценные металлы и т.д.), который случайно узнал, что вложения в произведения искусства — это один из наиболее надежных способов инвестиций (наибольший риск связан с подделками). Отчасти некоторые вложения в произведения искусства можно сравнить с венчурными инвестициями — правильные вложения в некоторых авторов дают сотни и даже тысячи процентов роста стоимости их работ. При худшем варианте (подделки не рассматриваем, помните?) — стагнация или минимальный рост в 10 % в год. Разумеется, есть некоторые низколиквидные произведения искусства, бывают случаи утраты (с последующим получением страховки) или отсутствие работы со стороны галереи и постепенное затухание авторов, но в целом этот рынок всегда рассматривался как один из лучших для диверсификации рисков.
Так вот, продолжим. Инвестор проходит долгий путь сложного изучения вопроса, советуется с дилерами, выбирает понравившиеся произведения искусства, в которые он готов вложить свои свободные средства, но чем глубже он погружается в тему, тем сильнее понимает, что по большому счету никто и ничего не гарантирует. И если рассматривать современную фотографию, то дело еще на порядок хуже, чем с другими произведениями искусства. Например, картины стоимостью дешевле 5000 долларов практически не подделывают, поскольку это высокий риск и низкая рентабельность. Зато получить «подтвержденную» копию фотографии даже за 500 долларов можно легко и непринужденно. Больше того, если начать изучать вопрос, то можно выяснить кучу случаев воровства цифровых изображений лабораториями, галереями, издательствами и другими жуликами. Как думаете, много ли желающих останется после этого в рядах потенциальных инвесторов? Знаете что — немало! Объем сделок на рынке арт-фотографии в мире по итогам 2016 года составил более 1 млрд долларов (белая часть рынка). Это, конечно, всего 2 % от общего арт-рынка, зато, по мнению многих аналитиков, фотография является одним из самых недооцененных и, соответственно, имеющих наибольший потенциал роста видов искусства. Кроме того, по итогам прошедшего года она показала наибольший рост. И угадайте, в чем сейчас главная проблема? В отсутствии единого независимого реестра, который даст возможность проверить подтвержденный тираж (проблема реестра актуальна и для других произведений искусства, но там речь больше о провенансе). И теперь самое главное — мы знаем, как эту проблему решить!
Как блокчейн-технология изменит мир арт-фотографии
Блокчейн-технология уже сегодня меняет многие привычные нам отрасли (финансовый сектор, рынок недвижимости и т.д.), но если в некоторых из них преимущества технологии не всегда раскрываются полностью, то создание при помощи данной технологии единого реестра произведений искусства, который нельзя перезаписать, подделать или фальсифицировать, является решением главной проблемы рынка! Уже сейчас мы разработали прототип площадки, где потенциальные инвесторы смогут получить всю информацию о фотоработе и ее тираже и защитить себя от копий и подделок. Уже в этом году мы запустим проект, где любой коллекционер, инвестор или ценитель прекрасного сможет получить полную информацию о выбранном произведении искусства в цифровом виде или по фотографии отпечатка. Для этого достаточно будет открыть приложение в смартфоне. Из него будет видно, кто владелец имущественных и авторских прав, сколько отпечатков выпущено сейчас, кто их напечатал и в каких размерах/оформлениях, сколько максимально их будет, где выставлялись фотографии, кто автор и чем он хорош, индекс стоимости его работ и т.д. И самое главное — вся эта информация будет записана в блокчейн, одна из главных особенностей которого — надежность хранения данных и отсутствие возможности их фальсификации.
Сервис, который мы создаем, в ближайшие несколько лет будет хранить до 50 % всех имеющихся на рынке арт-фотографии произведений искусства, что сделает рынок понятным и прозрачным. Проект сделает фотографию общепризнанным произведением искусства, а сам рынок получит существенный приток новых инвесторов.
Как фотографу попасть в новый тренд?
Самое главное — иметь в своем портфолио работы, которые вы ранее не выставляли на стоках, не продавали бесконтрольными тиражами и не передавали эксклюзивные имущественные и авторские права на них третьим лицам.
Имея в своем портфолио такие работы, вы сможете выпустить при помощи нашей системы ограниченный тираж. Пройдя предварительную модерацию децентрализованным экспертным сообществом, в рамках которого автору нужно будет подтвердить свою личность — предоставить ссылку на свою страницу в социальной сети, ссылку на портфолио и фотографию документа, — вы получите статус сертифицированного арт-фотографа системы, возможность загружать свои работы и подтверждать ограниченные тиражи. Кроме того, информация об авторском праве также будет храниться в базе, что впоследствии существенно уменьшит возможные судебные издержки.
Помимо этого, на базе технологии голосования 35awards будет создана уникальная система оценки стоимости работы, построенная на сравнении двух фотографий в одном ценовом диапазоне. Стоимость также будет определяться децентрализованным экспертным сообществом.
Будет создана уникальная система оценки стоимости работы, построенная на сравнении двух фотографий в одном ценовом диапазоне. Стоимость будет определяться децентрализованным экспертным сообществом.
Подтверждение тиража
Фотограф сможет самостоятельно определять максимальное количество будущих отпечатков и выпускать соответствующие токены. Токен — это цифровой контракт, записанный в блокчейн, который в нашем случае дает право его владельцу на материализацию фотографии в печатном виде. По данному контракту покупатель фотографии получает право на печать одной копии в сертифицированной лаборатории. Лаборатории выбираются согласно сертификации Hamnemulle с последующим децентрализованным подтверждением другими лабораториями.
После печати работы информация о ней заносится в блокчейн, откуда при помощи удобного приложения мы легко можем получить весь провенанс изображения: характеристики отпечатка (материалы, размер, лаборатория), общее количество выпущенных токенов (т.е. максимально возможное количество отпечатков). После этого работу можно будет передать в галерею, где начнется ее жизнь в качестве уникального произведения искусства. И самое главное: подтвержденный тираж никогда не будет превышен, а все другие отпечатки, созданные за рамками системы, будут считаться копиями, у которых нет добавленной стоимости произведения искусства. Оригиналы могут быть созданы только в системе, и у каждого из них будут свой публичный и приватный ключ в блокчейне, совпадение которых и будет являться подтверждением подлинности. Даже в случае сговора (продавца, покупателя, фотолаборатории и независимого гаранта сделки), вероятность которого ничтожна мала, его участники лишь смогут заменить оригинал на копию, но для системы оригинал сразу же потеряет свою стоимость.
Более подробная информация о проекте ARTEX
хотя технологию по хорошему нужно расширять на всю жизненную цепочку фотографии - от камеры, обработки, и так далее до печати.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий