Фото:Александр Виноградов
Текст:Александр Виноградов
На рынок беззеркальных камер компания Nikon вступила в роли догоняющей. Почти все ведущие фотобренды уже развернули свои линейки и даже успели обновить их, тогда как Nikon только в последнем квартале ушедшего года анонсировал свой новый продукт. На сетевых фотофорумах новинку встретили неоднозначно: сравнительно маленькая матрица и относительно большая цена (около $900 за комплект с китом
Собственно, новую линейку представляют две камеры Nikon 1: старшая V1 и младшая J1, а также 4 объектива: стандартные 1 NIKKOR VR
Инженеры Nikon утверждают, что создавали новый продукт с чистого листа, опираясь на свои последние технологии и абстрагировавшись от наработок существующих беззеркальных систем. Новая камера должна быть очень быстрой, а также компактной и точной в работе, утверждалось в пресс-релизе и рекламных материалах.
Внешний вид и управление
Мне досталась на тест старшая модель линейки ― белая V1 с объективами 1 NIKKOR VR
Дизайн камеры впечатлил: гладкий металлический корпус покрыт белой глянцевой эмалью, вызывает весьма положительные тактильные ощущения и чувство дорогого и стильного устройства. Жаль, на фотографиях это плохо заметно. Китовый объектив тоже белого цвета, как и его защитная крышка и бленда. V1 выпускается еще и в черном цвете, а младшая модель J1 ― в серебристом, красном и розовом. Объективы тоже окрашены в цвет тушки. Девайс достаточно увесист (почти 400 г с китом) и приятной тяжестью лежит в руке.
Матрица девайса ― совершенно нового формата, который получил название CX. Размеры ее 13,2×8,8 мм, кроп-фактор ― 2,7. Разрешение матрицы 10,1 мегапикселя. Такие габариты матрицы и разрешение, по уверениям инженеров Nikon, отлично подходят для идеального баланса между светочувствительностью, скоростью работы и глубиной резко изображаемого пространства. Любителям узкой ГРИП такая сравнительно малая матрица может прийтись не по душе, особенно пользователям зеркальных камер, у которых кроп-фактор колеблется от 2 до 1. «Гонка мегапикселей» Nikon V1 не коснулась. Матрица вполне разумного разрешения, но при этом позволяет печатать снимки формата А3 в отличном качестве.
Для сравнения: матрица беззеркалки Sony Nex с кроп-фактором 1.5
Органов управления у камеры не больше, чем у некоторых современных «мыльниц». По заявлению инженеров Nikon она должна быть простой в использовании, с минимумом кнопок и рычажков, которые не потребуется запоминать. Пользователю быстро доступны лишь стандартные функции просмотра, удаления, кнопки меню и работы с дисплеем. Клавиша F меняет свое значение в зависимости от режима: в режиме фото на ней висит выбор типа затвора (механический или электронный), а в режиме видео можно выбрать стандартную Full HD съемку или замедленную съемку.
Клавиша-качалка в верхнем правом углу заменяет колесо управления диафрагмой или выдержкой в зеркальных фотоаппаратах, а также «лупы» в режиме просмотра отснятых фото. Она вполне удобно расположена под большим пальцем, и довольно быстро привыкаешь к такой реализации стандартного зеркалочного колеса управления. Но иногда, когда нужно изменить диафрагму сразу на несколько значений, то жать качалку приходится несколько раз, тогда как в зеркальной камере достаточно повернуть колесо на нужный угол.
Отдельно хотелось бы сказать о кнопке, отмеченной значком корзины: чтобы подтвердить удаление, нужно повторно нажать на нее, иногда это может привести к ошибочному стиранию изображения (что характерно для всех камер Nikon).
Все кнопочки достаточно точно и с нужным давлением нажимаются, и я легко управлялся с ними даже в толстых зимних перчатках. Этого не скажешь о колесике навигации, которое очень чувствительно к касаниям, легко поворачивается, и даже без перчаток часто проскакивает мимо нужного пункта. Как вы догадались, служит оно для перемещения по интерфейсу меню и режиму просмотра.
К моему великому недоумению стандартные режимы съемки PASM вызываются только из меню, хотя их вполне можно было бы разместить на колесе выбора режимов. Смена ISO, режима экспозамера, выбор баланса белого тоже заключены в меню. Быстрый доступ есть только к экспокоррекции, выбору типа фокусировки, протяжки, режима вспышки и блокировки фокуса и экспозиции. Продвинутому фотографу это вряд ли нужно.
На верхней панели расположены кнопка спуска, отдельная кнопка для старта видео и кнопка включения фотоаппарата.
В режиме просмотра, помимо разного количества превьюшек снимков, на дисплей можно вывести календарь, где на каждую дату вешается эскиз со сделанным в этот день снимком. Очень удобно потом идентифицировать на большой карте памяти свои фотографические сессии. Каждую отснятую фотографию можно оценить в самой камере по пятибалльной шкале для последующей сортировки. К сожалению, не получилось найти в меню возможность выбрать время просмотра только что отснятого кадра. Камера показывает его только в течение 2 секунд, которых мне было недостаточно, чтобы оценить результат.
Меню разбито на три основные группы, в которых вполне логично размещены настройки устройства. Описывать подробно меню не буду, оно довольно обширно, скажу только, что я довольно быстро наловчился бегать по нему с помощью колесика навигации, которое не только поворачивается, но еще и нажимается для выбора нужного пункта. Удивило отсутствие всплывающих подсказок к подпунктам меню, которые очень бы пригодились начинающим фотографам при освоении камеры. Я-то без чтения инструкции довольно быстро разобрался почти во всем, но новичкам более дружелюбное меню совсем не помешало бы.
Несмотря на маленький выступ на передней части камеры и гладкой поверхности корпуса, она вполне комфортно сидит в моей немаленькой руке. Кнопка спуска и клавиши управления очень удобно расположены; спустя час, я уже управлялся с девайсом вслепую.
Видоискатель и дисплей
Видоискатель у камеры электронный. Большой и четкий, со 100%-м охватом кадра, с регулируемой яркостью и диоптрийным корректором для людей с ослабленным зрением. В него отлично видно и в ясный и в пасмурный день. Датчик, расположенный слева от видоискателя, автоматически включает его при поднесении к глазу и отключает экранчик. Полученную фотографию можно сразу же посмотреть в глазке видоискателя, не отрываясь от него, так же, как и перемещаться по меню. Разрешение видоискателя прекрасное, составляет 1440 тыс. точек. Не понравилась лишь небольшая задержка в момент переключения.
Дисплей тоже отличного качества, с хорошими углами обзора, диагональю 7,5 см и разрешением в 921 тыс. точек. Изображение хорошо читается даже на ярком солнце. Но, к сожалению, он не поворотный. То есть снимать в сложных ситуациях с высокой или низкой точки им будет не совсем удобно.
Автофокус и скорость работы
Камера оснащена автофокусом гибридного типа с контрастной и фазовой фокусировкой, чем пока далеко не каждая камера может похвастаться. При съемке сияющих или движущихся объектов матрица переключается на АФ с определением фазы. А если объект неподвижен или слабо освещен, камера выбирает контрастный АФ. Кстати, компания Nikon называет его самым быстрым в мире: у него самое малое время задержки при съемке. И я не спешу с этим спорить, ибо быстрота и точность нового АФ меня потрясла. Он действительно мгновенный и почти не ошибается. Вполне себе на уровне или даже лучше продвинутых «зеркалок» среднего ценового уровня. Причем точек фокусировки на выбор целых 73. Конечно, «на руку» автофокусу более широкая ГРИП, обусловленная сравнительно маленькой матрицей, но все же я был приятно впечатлен работой АФ. Из нескольких сотен фото, сделанных порою в достаточно сложных съемочных условиях, лишь единицы были с небольшими огрехами фокусировки.
Затвор у новинки тоже непростой: кроме механического камера имеет и электронный режим затвора, который может отбивать сверхкороткие выдержки до 1/16000 секунды против обычных 1/4000 с механическим затвором у камер подобного класса.
Серийная съемка V1 тоже впечатляет: 5 к/с с механическим затвором и 10 к/с в режиме АФ с электронным затвором с ведением объекта съемки (при значении диафрагмы не более F5.6 и выдержке не длиннее 1/60) и до 60 к/с с фиксированной фокусировкой с полным разрешением! Буфера в камере хватает на 34 снимка при скорости 10 к/с и на 30 снимков при скорости 30 к/с и 60 к/с. Следящая фокусировка с ведением объекта тоже, признаюсь, впечатлила. Управляет всем этим добром новейший двухъядерный процессор EXPEED 3, который, кстати, работает и в новом Nikon D4, и способен обрабатывать до 600 мегапикселей в секунду. Работа процессора заметна уже при первом включении камеры ― запускается аппарат мгновенно, отставания картинки на экране дисплея и в видоискателе при визировании практически нет.
К сказанному добавлю, что затвор у камеры очень тихий, что позволяет снимать и скрытно, и в строгой официальной или торжественной обстановке.
Новые режимы съемки
Фишкой новой линейки являются два новых режима съемки (которые как раз висят на колесе смены режимов вместо стандартных PASM). Это Интеллектуальный выбор снимка и Моментальный снимок движения.
В первом камера за секунду до щелчка затвора с момента, когда вы еще наполовину нажимаете кнопку спуска, делает снимки в буфер и продолжает их делать еще секунду спустя. В итоге быстро сохраняются до 20 снимков, а затем камера выбирает лучший, основываясь на таких факторах, как компоновка кадра (!), фокусировка и выражение лица, и сохраняет еще 4 варианта, из которых потом самостоятельно можно выбрать лучший. То есть вы значительно меньше рискуете получить обрезанную голову или размытое изображение. Очень интересный по моему мнению режим для новичка, да что сказать ― и для опытного фотографа. Этакая машина времени, когда можно откатиться на секунду назад и сделать вроде бы уже упущенный кадр. Индикатор заполненности буфера на экране сигнализирует о наполнении и опустошении последнего во время съемки.
Режим с таким необычным и малопонятным названием, как Моментальный снимок движения, по словам Nikon позволяет оживить создаваемые снимки. На деле это выглядит так: камера за секунду до нажатия затвора пишет в режиме замедленной съемки ролик и делает фотографию. Потом все это объединяется, и получается как бы живое изображение. Честно говоря, я слабо проникся практическим применением данного режима, но может, кому-то другому он придется по душе.
Видео
Фотоаппарат имеет весьма продвинутые функции для съемки видео. При съемке полноценно работает автофокус и даже можно менять диафрагму. Видеосъемка HD доступна в качестве 1920×1080/60i, 1920×1080/30p и 1280×720/60p. В Full HD камера может непрерывно писать по 20 минут, в худшем качестве ― 29 минут. Автофокус отлично справляется с ведением объекта даже в следящем режиме. Нужно просто указать цель, и модуль АФ постоянно будет держать объект в фокусе. Качество ролика отличное. Картинка плавная, не дрожит при быстрой перекомпоновке кадра. Более того, порадовала возможность сделать полноценный снимок прямо во время съемки ролика.
С таким мощным процессором не грех было сделать и функцию замедленной съемки, и Nikon это отлично осуществил: камера позволяет снимать видео с 400 к/с в разрешении 640 на 240 и до 1200 к/с с разрешением 320 на 120 пикселей. Воспроизводятся они потом при скорости 30 к/с. Не сказать, что этого разрешения достаточно для комфортного просмотра, но терпимые по качеству ролики для домашнего использования на забаву себе и друзьям получить можно. Жаль, что не хватает «живой» гистограммы при визировании, которая помогает определить яркость будущего видеоролика или снимка.
При съемке видео можно подключить внешний стереомикрофон, у которого даже есть возможность регулировки чувствительности через меню камеры, что для съемки, например, в клубе или на концерте будет совсем нелишним. Также можно включить понижение шума от ветра. Понравилось, что стереомикрофон вынесен на переднюю панель камеры. При расположении микрофона на верхнем торце часто вместе со звуком записывается и звук дыхания оператора. Мне с моим частым насморком нередко приходилось слушать собственное сопение при воспроизведении ролика.
Кроме этих интересных возможностей гаджет наделен способностью вести цейтраферную (интервальную) съемку без дополнительных приспособлений. В последнее время она все больше набирает популярность, судя по чудесным роликам, которые постоянно появляются в социальных сетях. Для начала работы нужно просто указать интервал и количество снимков, далее камера все делает сама.
Прямо в камере есть небольшой редактор роликов: можно выбрать начальную и конечную точку и обрезать запись. А фотографии можно кадрировать под определенное соотношение сторон и изменять размер. Пакетная обработка тоже присутствует.
Память и питание
Работает камера на обычных и быстрых SD-картах памяти. Очень советую приобрести максимально скоростную карту, если хотите пользоваться всеми прелестями скоростной серийной съемки. Моя
Аккумулятор в тушке такой же большой и емкий, как и в зеркальных камерах. В Nikon D7000 используется как раз именно такой. Его емкость составляет 1900 mAh. Занимает он треть объема самой камеры. Для примера на картинке ниже он рядом с аккумулятором NEXа:
Такие габариты и емкость вполне понятны: электронный видоискатель и мощный процессор весьма прожорливы. Заряда аккумулятора хватает на 350 снимков по стандарту CIPA и до двух часов съемки видео в лучшем качестве, но в моем случае его хватало раза в полтора больше.
Индикация аккумулятора показывается в делениях, но в меню можно посмотреть и остаток заряда в процентах. Там же отображается и шкала «жизни» аккумулятора, сигнализирующая о необходимости замены.
Внешняя вспышка
На верхнем торце V1 под съемной заглушкой спрятан интерфейсный разъем, в который можно подключить внешнюю вспышку и GPS-модуль.
Такой разъем есть только у V1, в старшей J1 вспышка встроена в корпус.
Внешняя вспышка настолько компактна, что выглядит совсем как игрушечная, ее так и хочется повесить на ключи в качестве брелка или поставить, как сувенир, на полку.
Тем не менее, она обладает многими функциями больших накамерных вспышек: у нее полноценная поворотная голова, есть все режимы взрослых вспышек, вручную регулируется мощность импульса.
Питается вспышка от аккумулятора камеры. Спереди у нее есть светодиодная лампа для подсветки в сложных условиях съемки. А теперь минус: ведущее число вспышки всего 8.5, что очевидно с такими габаритами. К примеру, встроенные вспышки зеркальных камер имеют ведущее число
Работа автоматики и итоговая картинка
Мне очень понравилось, как работает камера в автоматических и полуавтоматических режимах. Экспозамер потрясающе корректен даже в сложных для него условиях: когда сцена, например, ярко освещена (снежное поле) или сильно контрастна (черный кот на белом снегу), я вводил поправку не больше 1/3 EV, а чаще и вовсе обходился без нее. Экспозамер у меня всегда стоял матричный.
Баланс белого тоже точно отрабатывал, и при проявке из RAW почти ничего не приходилось поправлять.
AutoISO вполне адекватно выставлял чувствительность, и вкупе со стабилизатором картинка практически всегда выходила резкой. К тому же его можно настраивать, задавая верхний порог в 400, 800 и 3200 единиц. Нижний порог неизменен и составляет 100 единиц.
Режим определения лиц ― большое подспорье при портретной съемке. Камера определяет лицо даже в профиль и автоматом настраивает по нему экспозицию, баланс белого и фокусировку. Пару раз даже распознал человека в моем коте.
В общем, автоматика у этого малыша на высоте.
Теперь про цвет. Снимал я в RAW+JPEG. Цвета с обычным стандартным Picture Control (так называются стили ― пресеты съемки) мне не понравились, уж слишком тусклыми они показались, и я выставил Vivid (яркий). С ним получались вполне приятные и точные цвета, без лишней «лубочности» и «кислоты». К ним же я старался потом приводить RAW при проявке. С тонами кожи все тоже довольно неплохо, хотя портретов в естественных условиях из-за жестоких морозов удалось поснимать мало. В целом, цветом я остался вполне доволен.
С шумами дело обстоит немногим хуже: при 100%-м рассматривании картинка шумит в тенях уже с ISO 200, но шум больше яркостный, и до ISO 1600 этой камерой снимать вполне можно, особенно если снимок верно проэкспонирован (снимал я по привычке с отключенным шумодавом). На печати формата А4 эти шумы будут практически не видны. Да и разглядывать снимки в 100%-м увеличении на высококонтрастных ЖК-мониторах я никому не советую. С включенным шумодавом дело обстоит гораздо лучше. В плане шумоподавления технологии Nikon никогда не были в отстающих.
Вот небольшой тест картинки на разных ISO. Это камерный JPG с увеличением 100%. Шумодав отключен. Справа для сравнения участок снимка в тени.
Мне показалось, что в камере присутствует автоматическая коррекция хроматических аберраций и виньетирования. Точно я этого утверждать не могу, но разница между камерным JPEG и при проявке в RAW заметна.
Теперь перейдем к объективам. Напомню, что на тест мне достались 1 NIKKOR VR
1 NIKKOR VR
Объектив имеет весьма компактные размеры, симпатичный дизайн и окрашен в цвет тушки. По фокусным расстояниям, кратности зума и светосиле он вполне стандартен для китового объектива: эквивалент формата 35 мм составляет
На объективе имеется кнопка фиксации его в сложенном положении. При нажатии ее и повороте кольца зума «хобот» объектива выезжает и камера автоматически включается, переходя в режим готовности к съемке.
Объектив оснащен бесшумным шаговым моторчиком и стабилизатором, который обеспечивает до 3 ступеней запаса по выдержке и вполне отлично, кстати, работает. Вес малыша всего 115 г, а диаметр под резьбу фильтра 40.5 мм. Крышка объектива очень маленькая, ни к чему не крепится и ее легко можно потерять.
По оптическим качествам девайс вполне неплох. Резкий по всему диапазону фокусных расстояний даже на открытых диафрагмах, края немного софтят, но с поджатием диафрагмы очень хорошо набирают разрешение. Хроматические аберрации хорошо исправлены, недаром в объективе установлены аж три асферических элемента. Виньетирование и дисторсия присутствуют, но вполне в пределах нормы для подобного класса объективов. Боке вот не понравилось: кружок нерезкости с ярким ореолом по периферии и отчетливо видны так называемые «луковые кольца» из-за асфериков в конструкции. Но о вкусах, конечно, не спорят, поэтому убеждать ни в чем не буду. Картинки с объектива увидите ниже.
1 NIKKOR VR
Свой десятикратный ультразум компания позиционирует как объектив для кинематографических съемок. Он действительно довольно удобно «заточен» под съемку видео. При включении камеры «хобот» автоматически выезжает на пару сантиметров и объектив принимает рабочее положение. Любопытно, что зум управляется специальной клавишей на корпусе, удобно расположенной как раз под большим пальцем левой руки. Смещением в одну сторону фокусное меняется в сторону теледиапазона, в другую — увеличивает угол обзора, то есть превращая его в широкоугольный объектив. «Наезд» и «отъезд» осуществляются очень плавно, как в цифровых видеокамерах. Скоростей у зума я насчитал по 3 в каждую сторону. Причем «отъезд» происходит заметно быстрее.
В портретной (вертикальной) ориентации кадра кнопка зума оказывается внизу, и приходится выворачивать руку, чтобы сделать снимок. Кнопка Lock, как я понял, нужна для блокировки парковки «хобота» зума, чтобы не терять оперативность, когда камера в режиме энергосбережения убирает его и отключает камеру.
Объектив имеет немаленькие размеры: диаметры резьбы под фильтр 72 мм, что удивительно для несветосильного объектива и камеры с небольшой матрицей. Весит он целых 530 г. Корпус выполнен из качественного пластика, шершавого на ощупь.
Признаться, как человеку, снимающему в основном фиксированными объективами, мне очень понравилось пользоваться этим ультразумом: в одном флаконе и ширик, и стандартный, и телеобъектив
10 mm 100 mm
Стабилизатор тоже с тремя ступенями запаса по выдержке и работает весьма эффективно. Снимая снегирей на максимальном зуме, у меня вообще не было проблем с «шевеленкой» на снимках.
По картинке он мне тоже понравился: резкий на любой диафрагме по всему диапазону фокусных расстояний с весьма хорошим для ультразума боке. Резкость на периферии кадра конечно меньше чем в центре, но с поджатием диафрагмы разрешение нарастает. Хроматические аберрации хорошо скомпенсированы, опять же благодаря трем асферикам в оптической схеме. Мотора почти не слышно, его работа никак не отражается на звуковой дорожке видеоролика.
Объектив имеет бленду в стандартной комплектации в отличие от 10-30/3.5-5.6. Чехлы приобретаются отдельно. Ультразум выпускается только в черном цвете
Чуть не забыл, что через фирменный переходник FT1 на камеры системы Nikon 1 можно устанавливать все объективы NIKKOR, а с объективами AF-C и AF-I можно использовать и автофокусировку, что существенно расширяет возможности съемки.
А теперь несколько картинок с обоих объективов:
1 NIKKOR VR
1 NIKKOR VR
Немного портретов:
Выводы
Дебют новой беззеркальной системы от Nikon, пусть и с небольшими оговорками, считаю вполне удачно состоявшимся.
Камеры системы имеют ряд неоспоримых преимуществ и являются полноценными игроками на рынке беззеркальных систем со сменными объективами. Пожалуй, лучший автофокусный модуль в классе, самый маленький лаг срабатывания затвора, отличная работа автоматики, продвинутый видеорежим, большой электронный видоискатель, возможность снимать объективами NIKKOR, инновационные режимы съемки — все это говорит о появлении новой полноценной фотосистемы, названной Nikon 1.
Если вы не избалованы художественными возможностями узкой ГРИП, мегапиксельностью и поворотным экраном, то эта система вам вполне подойдет. И как быстрая продвинутая компактная камера на каждый день, и как дополнение к вашей основной камере. Единственным реальным минусом можно назвать лишь отсутствие поворотного дисплея и не всегда удобное в плане оперативности управление. Цена по сравнению с той, что была на момент анонса, значительно упала, что делает новую беззеркальную систему Nikon 1 вполне доступной.
Плюсы:
— очень быстрая и точная гибридная система фокусировки с реально работающим следящим режимом и подсветкой АФ;
— быстрая работа всех компонентов камеры;
— электронный видоискатель отличных размеров и разрешения;
— продвинутый управляемый видеорежим с возможностью снимать ролики высокого разрешения с 60 к/с и делать снимки во время съемки ролика;
— прекрасная работа автоматики (экспозамер, баланс белого, Аuto ISO);
— интересные режимы фото и видео (замедленная видеосъемка, цейтраферная съемка, интеллектуальный выбор снимка);
— очень тихий электронный затвор;
— микрофон с регулировкой чувствительности и шумоподавлением;
— приятный дизайн и качество сборки;
— компактность тушек и китовой оптики.
Минусы:
— местами неудобное и неоперативное управление;
— большой кроп-фактор матрицы;
— отсутствие брекетинга экспозиции;
— отсутствие живой гистограммы;
— неповоротный дисплей;
— слабо фиксирующаяся заглушка башмака.
Основные характеристики Nikon V1:
Датчик |
CMOS, физические размеры: 13.2 мм x 8.8 мм, кроп-фактор: 2.7 |
|
Разрешение |
10.1 мегапикселей, размер кадра: 3872×2592 пикселя |
|
Чувствительность |
ISO 100 — 3200, расширение до ISO 6400 |
|
Выдержка с механическим затвором |
30 — 1/4000, с электронным: 30 — 1/16000 сек |
|
Размер дисплея |
3.0″, разрешение: 921.000 пикселей |
|
Видоискатель |
TFT с диагональю 0,47″, разрешение: 1440 тыс. пикселей, 100% покрытие кадра |
|
Серийная съёмка с механическим затвором |
5 кадров в секунду, с электронным: 10, 30 или 60 кадров в секунду |
|
Видео |
HD 1920×1080/60i, до 400 кадров в секунду с разрешением 640×240, до 1200 кадров в секунду с разрешением 320×120 |
|
Многофункциональный разъем для принадлежностей |
||
Вес |
294 г |
|
Габариты |
122мм x 76мм x 36мм |
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий