Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Старинные фотографии Москвы

Старинные фотографии Москвы

#архив
Старинные фотографии Москвы
11 октября 2011
Фото:предоставлены Союзом фотохудожников России
Текст:Татьяна Сабурова

«В октябре 1840 г. на Кузнецком мосту в витрине магазина художественной продукции К. А. Беккерса были выставлены необычные миниатюрные предметы, на зеркальной поверхности которых высвечивались хорошо знакомые москвичам виды старой столицы».

Старинные фотографии Москвы. В октябре 1840 г. на Кузнецком мосту в витрине магазина художественной продукции К. А. Беккерса были выставлены необычные миниатюрные предметы, на зеркальной поверхности которых высвечивались хорошо знакомые москвичам виды старой столицы.

«Московские ведомости». 1840 год

О чем же шла речь в газете, вышедшей 170 лет назад?В статье были упомянуты дагерротипы, выполненные по методике Луи Жака Манде Дагерра и Жозефа Ньепса, обнародованной в январе 1839 года на заседании Парижской Академии наук. По этой методике изображение получали при помощи камеры-обскуры на покрытой светочувствительным слоем серебряной или посеребренной металлической пластине. В магазине Беккерса продавался и аппарат для съемки. «Сия машина, изобретенная г-ном Дагерром в Париже, — сообщалось далее в статье, — посредством коей не умеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям в газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком Мосту препоручено принимать подписки на сию машину. Цена всему аппарату с наставлением 550 руб. ассигнациями».
Постараемся же восстановить историю и наиболее значительные имена фотографов, снимавших Москву на протяжении второй половины ХIХ — начала ХХ столетия!

Как все начиналось

В «Путеводителе по Москве и указателе ее достопримечательностей» 1865 года издания отмечено: «Вся поверхность города, холмистая и неровная, представляет зрителю беспрерывную живописную картину, в чем с Москвой могут сравниться только два-три города в мире. Но, желая обозреть ее всю во всей красе, должно смотреть на нее с возвышенных пунктов...». Поклонная гора, Воробьевы горы, колокольня Ивана Великого, балкон Кремлевского дворца, церкви Страстного монастыря и Никиты ­Мученика — вот те места, с которых открывались сказочные виды Москвы и которые стали самыми популярными точками для фотосъемки. В самом начале 1850-х годов достопримечательности Москвы стали объектом съемок Джованни Бианки, итальянца по происхождению. В юности он приехал в Россию вместе с семьей и обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Бианки называют «первой ласточкой» в становлении и развитии жанра городского пейзажа в старой российской столице. Десять лет спустя, в 1861–1862 годах, в Москве побывали баденские подданные братья Вильгельм и Генрих Шнайдеры. Они занимались портретной и видовой съемкой. Их стереопары (дагерротипы и фотографии), оформленные в ­специальные футляры и снабженные оптическим устройством, имели у публики огромный успех. В Москве братья Шнайдеры фотографировали Кремль и его окрестности; сделали много снимков Покровского собора на Красной площади.

В середине 1860-х годов съемку старой столицы осуществили фотографы ателье «Русская фотография в Москве». В серии снимков представлены вид на московский Кремль от улицы Волхонка, вид на Главную аптеку, Воскресенские ворота со стороны Красной площади и другие. На Всероссийской этнографической выставке 1867 года произведения ателье были отмечены золотой медалью. В 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке владелец ателье получил одну из главных наград со следующим отзывом: «Необыкновенно удачен выбор пунктов, общая отчетливость во всех планах, редкое соблюдение воздушной перспективы». Немного позже, в 1867 году, владелец «Фотографического ателье Шерера и Набгольца» Мартин Шерер создал серию снимков города с галереи Храма Христа Спасителя. На 16 стеклянных пластинах была запечатлена ­круговая панорама Москвы. Сохранился ли позитив-оригинал 1867 года, то есть авторский отпечаток с авторского негатива, неизвестно. Преемники Шерера бережно сохранили негативные стекла и в более поздние годы использовали их при печати фотографий.

Старинные фотографии Москвы. В октябре 1840 г. на Кузнецком мосту в витрине магазина художественной продукции К. А. Беккерса были выставлены необычные миниатюрные предметы, на зеркальной поверхности которых высвечивались хорошо знакомые москвичам виды старой столицы.

Русские мастера

Во второй половине 1860-х годов многие иностранные фотографы уезжают из России, зато количество отечественных мастеров неуклонно растет. Сохранилась информация о фотографах одного из московских ателье, которые произвели настоящую сенсацию на улицах Москвы. Объезжая город на специальной повозке, снаряженной лабораторей, они осуществляли съемку огромной камерой, используя негативы размером 24×30 см. Возможно, речь шла об ателье М. П. Настюкова или работе не менее известного московского фотографа Михаила Михайловича Панова.

М. М. Панов является автором серии «Виды Москвы», из которой до нас дошло лишь несколько работ, в том числе вид на Москву с Воробьевых гор и вид на храм Христа Спасителя. Для съемки панорам фотограф выбирал возвышенные точки и снимал на негативные стекла большого формата.

Татьяна Сабурова,
ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея, хранитель фонда «Фотография ХIХ— начала ХХ вв.».
Эксперт по фотографии ХIХ в. Министерства культуры РФ.

Фотографии предоставлены Союзом фотохудожников России и агентством «ФотоСоюз».
www.photounion.ru

В издательстве АРТ-РОДНИК вышла книга «Петр Павлов. Образы старой Москвы»

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий