Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
8 нюансов съемки северного сияния: советы Ивана Дементиевского

8 нюансов съемки северного сияния:
советы Ивана Дементиевского

#блоги
8 нюансов съемки северного сияния:
советы Ивана Дементиевского
13 декабря 2016
Фото:Иван Дементиевский
Текст:Иван Дементиевский

Многие до сих пор считают, что северное сияние бывает только в сильные морозы и только далеко на севере... Предрассудки развеет известный фотограф, блогер и путешественник Иван Дементиевский.

Что же такое северное сияние? Солнце излучает и выбрасывает в космическое пространство плазму и всевозможные частицы, и это происходит постоянно. Иногда бывают сильные вспышки, и в космическое пространство улетает очень много частиц, иногда — очень-очень много, и все это зависит только от процессов на Солнце. Когда происходит столкновение прилетевших частиц и газов в атмосфере, тогда и происходит свечение. Цвет вспышек зависит от того, с какими частицами в нашей атмосфере взаимодействует прилетевшая от звезды плазма: он может быть красного, желтого, сиреневого и зеленого цвета, последний чаще всего мы и видим.

Эпицентр большинства сияний происходит в регионах, которые мы называем зонами полярных сияний. Они, как правило, располагаются на удалении 10-20 градусов от магнитного полюса. Если на Солнце бушует мощная буря, и к нам прилетает очень много вещества, то северное сияние может расползаться до более низких широт и добирается даже до Москвы. В ушедшем году активность Солнца была чуть ли не в самом пике, и не один раз жители двух столиц могли видеть северное сияние в ночном небе. Обычно же надо ехать на север, и чем дальше, тем больше шансов увидеть это явление. В России это Якутия, Ямал и, конечно же, Кольский полуостров.

Самое важное — северное сияние есть всегда, а не только ночью и в морозы, просто чтобы его увидеть, надо чтобы на небе не было облаков и была ночь, ну и чем севернее мы находимся, тем больше шансов на подобное зрелище. Часто бывает так, что наш глаз ничего не видит, и только длинные выдержки позволяют наблюдать что-то отличное от черного неба.

Поделюсь с вами несколькими нюансами съемки полярного сияния.


Прогноз

Меня часто просят: сдай места и время, где чаще всего сияет. Тут на помощь приходят специальные сайты и программы для смартфонов, которые выдают прогноз солнечной активности. В поисковике набираете «Прогноз северного сияния» — и вот вам пожалуйста, сайты на любой вкус и цвет. Например, вот этот: http://www.gi.alaska.edu/AuroraForecast/Europe/20160127

На сайте можно выбрать свой регион, можно посмотреть прогноз на сегодня и на ближайшие дни. Мобильные приложения есть бесплатные, есть платные. Есть ресурсы, посвященные только определенному району.

Эти прогнозы весьма относительны: бывало так, что по прогнозу на небе ничего не должно быть, но в реальности у нас был получасовой сеанс связи. Другое дело, если сайт/программа говорят о сильной магнитной буре. Это значит, что, скорее всего, на небе будет очень красиво, нужно только запастись теплой одеждой и терпением. Вообще караулить северное сияние — не такая уж простая задача.


Оборудование

Понятное дело, нужен штатив, поскольку с рук снимать северное сияние нереально. Также необходим широкоугольник (я беру или тяжелый, но светосильный Nikon 14-24 F2,8, или Nikon 16-35 F4 — он полегче, но и темнее), и во время съемки включаю на камере таймер. Можно использовать тросик, но мне проще с таймером. А уж если выдержка 25 секунд (зависит от мощности сияния), то я сильно не парюсь и нажимаю на кнопку пальчиком: те немногие вибрации, которые при этом появляются, никак не влияют на итоговый кадр — 25 секунд съедают их без следа. Важно, чтобы камера была относительно новой, чтобы шумы на высоких ISO были не совсем ужасными.


Выдержка

Северное сияние, как правило, слабенькое, и, чтобы увидеть его на фотографии, приходится ставить высокое ISO. За некое начало я беру установки: 1600 ISO, 25 секунд выдержки и максимально открытая диафрагма (2,8 или 4 в зависимости от того, какой у меня под рукой объектив). 25 секунд — это даже многовато, надо делать выдержки покороче: дело в том, что даже на 16 мм при выдержке в 25 секунд звезды начинают «ехать», вместо точек уже появляются еле заметные дуги, ведь звезды на месте не стоят!

После первого пробного кадра я смотрю на монитор и делаю вывод, в какую сторону мне менять настройки: пересвет у меня, норма или недодержка. Еще один важный момент: нужно знать, как отображает экранчик вашего фотоаппарата. Например, был случай, когда на мониторе фотоаппарата все очень сочно и светло, а открываем raw-файлы на компьютере — сильная недодержка. Когда у меня появляется новая камера, я делаю снимки с различной экспокоррекцией, не доверяя целиком экрану.

Есть еще нюанс. Три кадра по 20-25-30 секунд — это почти полторы минуты. За это время рисунок на небе может кардинально измениться или вовсе пропасть, так что все, что можно сделать заранее, лучше сделать заранее, чтобы когда начнётся сияние, вам нужно было только корректировать настройки камеры и снимать, снимать, снимать!!!

Итак, пусть у меня эти настройки (1600 — 25 — 4.0) будут по умолчанию. Если сияние разгорается, и при моих текущих настройках я вижу пересвет, то начинаю делать компенсацию, и первым делом при ISO 1600 я уменьшаю время выдержки. Во-первых, звезды становятся звездами, и само сияние, если оно гуляет по небу, не так сильно размазывается. ISO 1600 на современных матрицах вполне годится для того, чтобы картинку показать на выставку или напечатать в журнале, поэтому я меняю в настройках в первую очередь выдержку.


Фокусировка

Фокусировка — весьма непростое дело, особенно когда вокруг темень. В такой ситуации можно попробовать сфокусироваться по самой яркой звезде через Live View на камере, но, скажу честно, я не всегда попадаю. Если есть мощный фонарик, можно подсветить довольно удаленный от камеры объект и на нем сфокусироваться, но для этого нужен либо напарник, либо танцы с бубном вокруг штатива. Когда я выхожу из деревни, я заранее фокусируюсь по свету домов, чтобы потом в темноте не исполнять различные фокусы. Если же на небе луна или в пределах видимости есть светящиеся жилые объекты, то вопрос с фокусировкой решается гораздо проще.


Выбор локации

Северное сияние вещь весьма непредсказуемая: оно может длится пять минут или всю ночь, и я стараюсь жить вблизи предполагаемых мест съемки. Если жить в городе, например, в Мурманске, то это может стать проблемой — пока вы будете выбираться из города, где много засветки, северное сияние может сместиться или уйти. Вот почему я стараюсь выбирать для съемок деревни. Там нет современных гостиниц, но зато до ближайшей локации два шага, а то и один.

Планируя поездку за северным сиянием, лучше не полагаться только на него. Ведь может получиться так, что всю неделю по ночам будут облака, и вы вернетесь ни с чем. Обидно! А в деревне всегда есть что поснимать — и утром, и вечером, и вообще — вокруг северный колорит, так что в любом случае время не будет потрачено зря.


Мороз и камера

На эту тему тоже были написаны сотни статей, но тем не менее. Камера боится резких перепадов температуры. Она тут же начинает запотевать, и не только снаружи, и на несколько часов становится непригодной для съемки. Если я знаю, что у меня впереди возможные съемки, я оставляю камеру в сенях или на улице, просто вынимаю оттуда аккумулятор, чтобы он не сел на холоде, и как только возникает необходимость что-то снять — камера готова к работе. Ну а если надо уже занести камеру в помещение, то только в фоторюкзаке, или в пакете, или завернув в одежду. Так вы ограничиваете доступ тепла и воздуха к камере, она нагревается постепенно и не запотевает.


Дополнительный свет

Говорить про пользу налобного фонарика в темное время суток, наверно не стоит, но кроме того, что с ним вы всегда в курсе, куда идете и во что наступаете, с его помощью можно подсветить передний план.


Сюжет

Когда фотограф впервые видит северное сияние, он без устали его фотографирует. Но, когда первый восторг проходит и наступает понимание, что однообразных карточек на диске выше крыши, уже хочется какого-то разнообразия и сюжета. Хорошо, когда в небе интересные загогулины и не надо ничего придумывать, но так бывает нечасто, так что ищем сюжеты... Днем бродим по деревне, общаемся с деревенскими псами и примечаем то тут, то там всякие арт-объекты, которые могут нам помочь в дальнейшем.


Материал опубликован с разрешения автора.

Для фокусировки удобно использовать лазерную указку.
13.12.2016

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий