Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Илья Варивченко: "Без эмоций ничего не получится"

Илья Варивченко:
"Без эмоций ничего не получится"

#обзоры
Илья Варивченко:
"Без эмоций ничего не получится"
1 февраля 2016
Фото:Илья Варивченко

Илья начал заниматься фотографией вот уже 30 лет назад, еще во времена пленочных фотоаппаратов, ведь для него снимать так же естественно и необходимо, как, наверное, есть или дышать. Поэтому его мнение о технике Olympus можно назвать авторитетным: уж кому как не Илье оценивать возможности современных беззеркальных камер, тем более что свой первый Olympus он приобрел 10 лет назад.


— Илья, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и как открыли для себя фотографию?

— Здравствуйте, моя основная профессия — системное администрирование UNIX и информационная безопасность.

— Был ли в вашем творчестве снимок, сделав который вы поняли, что хотите связать свою жизнь с фотографией?

— На самом деле нет. Для меня снимать — естественное состояние, если долго этого не делать, у меня ломка начинается: я становлюсь агрессивным, кусаюсь, и так далее (улыбается). И, как любая настоящая наркомания, все началось как-то само собой...

— Сколько вы уже снимаете?

— Давайте посчитаем: первые кадры, которые у меня до сих пор хранятся, датированы 1985 годом (тогда это были черно-белые советские пленки и гэдээровский Orwo Chrom, когда его удавалось достать). Получается, кстати, юбилейная дата — 30 лет; на самом деле, ужас как давно. Правда, в лихие 90-е был длительный перерыв, связанный с тем, что нужно было решать разные насущные проблемы: где достать мешок макарон, чтобы семью накормить, и все такое прочее. Цифровой фотографией плотно и всерьез я занялся в 2005 году. Получается, ровно 10 лет назад.

— Есть ли кадры, которые наиболее ценны для вас?

— Есть, скажем так, кадры, за которые мне не стыдно. Их по определению не может быть много, но порядка 10–15 в год набирается, и я считаю, что это приличный показатель.

— В каком жанре вы в основном работаете?

— Преимущественно в портретном. Мне интересны прежде всего люди.

— Как вы думаете, сколько времени нужно фотографу на создание своего уникального стиля и что для этого требуется?

— Учитывая доступность разного рода онлайн-ресурсов, связанных с визуальными искусствами, на это уходит, на мой взгляд, порядка пары лет. Но при условии, что вам есть на чем создавать свой стиль. Если же это, как говорят юристы, «попытка с негодными средствами» и у вас внутри пусто, а фотоаппарат вы купили потому, что сейчас все поголовно «фотографы», то вам и 10 лет не хватит. Бросьте, пока не поздно.

— Назовите критерии хорошего портрета, актуальные именно для вас.

— Трудно сформулировать их четко, это все-таки не тригонометрия... Объясню на примерах: когда девушка берет в руки свой портрет, который я ей напечатал, и пару минут молчит, а потом тихонечко так говорит: «Божечки, это правда я?..», я считаю его удачным. Или когда дядька лет шестидесяти хочет купить у меня свой портрет немедленно — это тоже удачная работа. Но удача бывает озвучена, например, и такими словами: «Убери это и никому никогда не показывай!» Так что каждый раз бывает по-разному... А вот неудачный портрет — когда он вообще не вызывает никаких эмоций, тут все просто.

— Как по-вашему, в чем специфика съемки женского портрета?

— Наверное, в том, что в головах большинства из нас, особенно лиц женского пола, засело очень много визуального мусора, который старательно запихивают туда все масс-медиа, стоит только утром глаза открыть. Отсюда огромное количество условностей, шаблонов и боязни выглядеть не как все,что весьма мешает. Впрочем, попадаются настолько незамутненные в этом плане особы, что я боюсь, у них дома ни Интернета, ни телевизора вообще нет. Счастливые люди. С ними работается лучше всего. И, как мне кажется, еще во время работы крайне важен эмоциональный контакт, без него ничего не получится.

— Чтобы стать успешным фотографом, нужен талант, ви́дение, как вы думаете? Или же успех достигается благодаря усердию и практике?

— Чтобы стать «успешным» фотографом, достаточно усердия, отсутствия брезгливости и умения манипулировать людьми. Только вот таких «успешных» фотографов много, а хороших — сотни не наберется. У этой неполной сотни есть и талант, и ви́дение, они интересны. А 100 500 девочек, умеющих в студии красиво склеить оленей из картона и наводнить своими «акциями» пол-Интернета, — они, безусловно, формально успешны, но через пару лет их и не вспомнит никто. Пустота вообще плохо запоминается.

— Как должен вести себя фотограф, чтобы герой смог раскрыться перед ним?

— Фотограф должен прежде всего уметь найти контакт с любым человеком. Если в первые полчаса у вас это не вышло, лучше идите домой и не мучайте ни себя, ни модель. Что же касается методов поиска контакта, мне помогает мой с детства отлично подвешенный язык: я могу беседовать на любые темы, за исключением, может быть, микробиологии и международного морского права. Ищите, что интересно тому, кого вы снимаете. Найдете общую тему — и контакт вам обеспечен.

— Вы предпочитаете разбирать фотографии сразу после съемок или же регулярно возвращаетесь к архиву спустя определенное время?

— Я всегда разбираю отснятое сразу, пока еще свежи воспоминания о том, как проходила съемка. Считаю это важным. Архивы разбираю потом, в периоды вынужденного безделья, когда я на больничном, например. Надеюсь, повод разобрать архивы всерьез и окончательно мне не представится никогда.

— Чье мнение для вас наиболее важно? Ваша собственная оценка работ? Публики, именитых мастеров? Всё вместе?

— Как говорил Форрест Гамп: «Кто дурак, тот сам это знает». Я считаю, что каждый снимающий должен прежде всего сам оценивать свои работы. И хороший фотограф, как правило, прекрасно видит, где он накосячил. Чужое мнение мне интересно в том случае, когда оно принадлежит тому, кого я уважаю как профессионала. Есть несколько человек, которым я показываю свои работы и прошу высказаться, но это действительно крутые профи с собственным видением и способностью внятно формулировать мысли. Касаемо же остальной критики — Чапек был прав: «Критиковать — значит доказывать автору, что он не сделал этого так, как сделал бы я, если б умел».

— Перейдем к технике Olympus. Как давно вы ее опробовали и какой была первая камера?

— Первый мой Olympus — модель E-300. Камера попала мне в руки в конце 2005 года, и до сих пор у меня рука не поднимается выбросить ее. Шедевральная вещь, без шуток.

— Какой моделью вы сейчас снимаете и какие объективы предпочитаете?

— У меня камера OM-D E-M5 Mark II, объективы M.ZUIKO DIGITAL ED 75mm 1:1.8, M.ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8 и Sigma 60/2.8 DN.

— Используете ли вы Olympus для коммерческих съемок? Как реагируют клиенты на эргономичную компактную камеру?

— Использую, и постоянно. Если клиент вменяем, ему все равно, какой длины ваш объектив и что на нем написано. Если он невменяем — бегите от него подальше. Справедливости ради, часто вижу интерес клиентов к камере вроде: «Ой, какая крохотная», но пока это никого не испугало. Видимо, я просто с идиотами мало общаюсь.

— Важны ли для вас габариты и вес камеры?

— Безусловно важны. В принципе, вес и размер OM-D EM-5 Mark II для меня оптимальны. Я не пользуюсь никакими дополнительными ручками и прочими вещами для улучшения ухватистости.

— В каких погодных условиях вы снимаете? В помещении, на улице, с каким светом?

— Снимаю и на улице, и в помещении, и с искусственным, и с естественным светом. В дождь и снег, несмотря на погодозащищенность камеры, снимать боюсь: она-то защищена, а я — нет.

— Нравится ли вам цветопередача?

— Мне нравится не цветопередача как таковая, а то, что получается RAW-файл с корректным цветоделением. Дальше у меня уже развязаны руки.

— Быстро ли вам удалось понять управление камерой? Удобным ли оказалось расположение кнопок?

— Камеру я освоил быстро — все-таки инженер. Кнопки удобные, а вот за меню хочется передать инженерам Olympus: сделайте себе уже сеппуку.

— Нуждаются ли снимки в постобработке? Как вы относитесь к обработке в целом?

— Я думаю, что постобработка важна, но лучше, когда ее не видно. Для себя кадр, требующий более чем получасовой обработки, считаю браком. Стараюсь снимать так, чтобы потом на снимок уходило не более 20 минут.

— Каковы главные преимущества камеры, на ваш взгляд?

— Это отличный инструмент — быстрый, прочный, продуманный. И добавлю: исключительно приятный на ощупь (да, я кинестетик). Ощущение качества возникает просто от того, что берешь его в руки.

— Большое спасибо за беседу! Новых кадров вам и побед!

Об авторе

Сайт: varivchenko.com.

Лучший совет: show must go on.

Источник вдохновения: Стивен Мейзел, Патрик Демаршелье, Ричард Аведон.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

23 декабря 2015

Александр Осипов:
сломать все навязанные стереотипы

Хотя съемки для Александра Осипова не стали основной работой, он все же является профессиональным фотографом, поэтому его мнение о недавно приобретенной камере Olympus было для нас важным. Пожалуй, лучше всего отношение Александра к качеству снимков, сделанных Olympus OM-D Е-M1, характеризует то, что камеру он любовно называет «Оликом».

21 декабря 2015

Маргарита Бельская:
«Удача обязательно возвращается»

Для Маргариты Бельской фотография является, по ее же словам, милым сердцу занятием, однако к выбору техники она подходит профессионально. Два года назад Маргарита сменила рюкзак с «большими белыми дурами» на комплект техники Olympus и почувствовала... сожаление. От того, что не приобрела его раньше.

24 ноября 2015

Александр Мазуров, Анастасия Глебова:
"Идти, куда велит сердце"

Доброжелательные и творческие, Анастасия и Александр вместе фотографируют, вместе ведут свой блог Near the Lighthouse и вместе путешествуют, часто по малоизведанным туристическим маршрутам. То, что сначала было их увлечением, теперь стало стилем жизни и любимой работой.