В фокусе
Назад
События
Назад
Клуб
Назад
Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
PhotoSale
«Динамо» — «Зенит»: ничья в пользу москвичей

«Динамо» — «Зенит»: ничья
в пользу москвичей

#репортажи
«Динамо» — «Зенит»: ничья
в пользу москвичей
19 сентября 2017
Фото:Бухарев Олег
Текст:Бухарев Олег

Лидер и, по оценкам большинства специалистов, фаворит футбольного первенства России прибыл из Северной Пальмиры в гости к столичному «Динамо», явно рассчитывая на победу. Это подтверждали и текущее первое место команды в турнирной таблице, и наличие статусного тренера Роберто Манчини, который собрал в питерском клубе звездный коллектив, — одних только аргентинцев насчитывалось аж пять человек. Ну что тут сказать: когда за твоей спиной такой частно-государственный гигант, как компания «Газпром», любые мечты сбываются. Ведь даже скамейка запасных «Зенита» — это полноценный второй состав, который мало чем уступает стартовому.

Однако столкнувшись с обороной соперника, которая действовала уверенно и слаженно, футболисты «Зенита» не только не сумели создать ему хоть сколько-нибудь серьезные проблемы при защите собственных ворот, действуя слишком медленно и предсказуемо, но и с трудом удержали их, ворота, в неприкосновенности, то и дело нарываясь на острые контратаки динамовцев.

Ничейный результат встречи хозяева поля явно могут занести себе в актив. Это подтвердили и их болельщики, проводив любимую команду с поля аплодисментами. Кроме всего прочего, динамовцы показали будущим соперникам «Зенита», каким способом можно противостоять клубу из северной столицы, если тот надеется победить на одном только классе. А учитывая тот факт, что Манчини собрал свою команду в этом составе лишь перед стартом первенств, такие проблемы с преодолением плотной обороны соперника могут возникнуть у «Зенита» еще не раз.

В связи с отсутствием результативных действий на футбольном поле «Арены Химки», где 10 сентября и состоялась эта встреча, я хотел бы высказаться чуть больше о спортивном репортаже, в частности о футбольном, ведь на любом континенте земного шара, за исключением Северной Америки, где царствуют бейсбол и американский футбол, это игра номер один.

Спортивный репортаж — особый жанр фотографии, где важно суметь поймать не только яркие эпизоды единоборств, но и живые эмоции спортсменов, как победителей, так и побежденных, а также болельщиков, которые вместе со своими кумирами переживают широкую гамму чувств, от радостного экстаза до глубокого отчаяния. Но на то это и спорт, что такие эмоции — неотъемлемая часть зрелища, где второго дубля уже не представится.

Что нужно фотографу, чтобы снимать профессиональный спорт? Конечно же, аппаратура, но о ней я выскажусь чуть позже. В первую очередь необходимо, на мой взгляд, ясно чувствовать и понимать, что возьмет людей за живое, а что оставит их безучастными. Вот почему здесь не менее важны и такие вещи, как любовь и понимание того вида спорта, который снимаешь, и уважение к спортсменам, тратящим свои лучшие годы на столь тяжелое занятие. Кроме того, фотокорреспонденту нужно быть в курсе всех карьерных зигзагов в жизни спортсменов — это поможет не просто фиксировать происходящее, но и с помощью фотографий передавать какой-то сюжет, какую-то историю, ярко и емко иллюстрируя моменты, которые никого не оставят равнодушным.

Работа спортивного репортера непосредственно на стадионе начинается с получения аккредитации. На одни мероприятия выдают сезонные аккредитации, на другие нужно подавать заявки на разовые и каждый раз ждать одобрения. Отличия в оформлении этих документов зависят от организаторов матчей.

Каждый стадион, на котором мне приходилось снимать футбол, имеет свои особенности, и не везде организаторы создают все необходимые условия для плодотворного освещения мероприятия. Часто на небольших аренах фотографам выделяют очень узкие коридорчики, где им можно стоять, и при этом строго-настрого запрещают сдвигаться в любую сторону. Не всегда организаторы понимают, что если перед тобой то и дело разминаются запасные игроки или в кадр постоянно попадает боковой судья, качественных фотографий с таких выделенных диспозиций будет значительно меньше.

«Арена Химки» в этом плане отличается очень грамотным подходом к работе фотокорреспондентов. Четкие указатели помогают представителям прессы найти свой отдельный вход на стадион, где, пройдя через рамку металлоискателя, получаешь заветную аккредитацию, в которой указаны твои личные данные, должность, издание, которое ты представляешь, порядок поведения на этом мероприятии и места, где тебе позволено находиться. Сдав в залог свое редакционное удостоверение, берешь манишку, которую надеваешь поверх одежды, — она, вместе с аккредитацией, дает право находиться на арене и вести съемку.

В самом помещении стадиона для представителей прессы выделена отдельная комната, оборудованная столами и шкафчиками с замками, где есть всё для подготовки к выходу на арену и послематчевой работы — выбора и передачи фотографий в редакцию через Интернет по сети Wi-Fi. Здесь же рядом есть туалет и кафе, где представители прессы могут подкрепиться до и после матча.

Предматчевую тренировку и саму игру можно снимать в основном за воротами. Иногда выделяются дополнительные места за рекламными щитами вдоль боковой линии ворот ближе к углам поля. На некоторых стадионах организаторы выдают стульчики, позволяющие не проводить весь матч на ногах. Иногда фотокорреспонденты приносят такие стульчики с собой. Это очень актуально, особенно для тех, у кого очень тяжелая и громоздкая техника, — удерживать ее в руках без монопода не менее двух часов, ни разу при этом не присев, просто нереально.

Пока матч не начался, я, как и другие фотокорреспонденты, снимаю антураж мероприятия, ищу яркие лица среди зрителей, которые приходят на стадион в клубной амуниции, с флагами, баннерами и прочим. В процессе самой игры тоже нужно ловить эмоции болельщиков и самых ярых фанатов, без которых зрелище состояться не может, — так передается атмосфера действа.

Мне приходилось вести съемку и днем, и вечером. В этот раз матч начался в 14:00 — идеальное время суток для подобных репортажей, особенно когда небо безоблачное и нет проливного дождя. Погодные условия вообще очень сильно влияют на работу фотографа: приходится думать и о себе любимом, и о технике, что в твоих руках.

Оптимальное место, с которого следует вести съемку, — когда солнце находится за твоей спиной, равномерно освещая лица спортсменов. Фотографы со светосильными объективами-пушками 300 мм и выше в основном располагаются ближе к тем угловым флажкам, что рядом со скамейками запасных, получая, таким образом, более широкий угол обзора и возможность удобной съемки эмоций тренеров. Это не обязательное, но чаще всего встречающееся условие. Стоять совсем близко к воротам особого смысла нет — при развитии атак на другом фланге тебе будут видны только сетка и штанги вратарских ворот. Съемку же непосредственно за воротами ведут чаще всего только в случае пробития пенальти — тогда может получиться эффектный кадр.

Не всегда удается занять идеальное место для работы — опытные фотографы спешат оказаться там первыми. Впрочем, даже если у тебя, казалось бы, очень удобная позиция, рядом могут оказаться коллеги, которые будут перекрывать твой обзор своими длиннющими объективами с блендами, либо ты сам будешь мешать кому-то, чуть выдвигаясь вперед, чтобы чужие камеры не попали в твой кадр. Поэтому иногда удобнее ни с кем не ругаться и отойти в другое место.

Все эти моменты, конечно же, влияют на съемку, но самое главное — какой аппаратурой снимаешь и какая у тебя оптика. Если всё это не топ-уровня, то фотограф окажется в невыгодных условиях, по сравнению с обладателями такой техники, как бы классно он ни работал с композицией кадра. К сожалению, это реальность, подкрепленная личным опытом: некоторые камеры и объективы из-за своих до безобразия высоких цен недоступны даже большинству штатных фотографов футбольных клубов и небольших изданий. Что уж говорить о фрилансерах...

Поэтому и мне, и многим другим фотографам приходится идти на компромиссы, приобретая бэушные объективы и нефлагманские камеры и стараясь выжать из этого максимум возможного с помощью правильных настроек, грамотно выбранных композиций и собственно любви и понимания спорта. Хотя желание обладать аппаратурой, которая позволит тебе достигать наилучшего результата, всё равно остается...

Вообще, чтобы вести профессиональную фотосъемку спортивных мероприятий, нужно изрядно потратиться. Поэтому каждый, кто решил этим заняться, должен четко понимать, чего он хочет добиться: делать такие же снимки, которые когда-то видел в ведущих спортивных изданиях, или просто попробовать для себя что-то новое в фотографии.

Причиной этого вывода является понимание факта, что для съемок в вечернее время, тем более в залах, не обойтись без дорогих светосильных объективов с максимальной диафрагмой f/2.8 или хотя бы f/4. И то это уже некоторый компромисс, если не хочешь получить значительного усиления шумов при высоких значениях ISO. С тобой должно быть две камеры — менять объективы в процессе съемки нереально, иначе обязательно упустишь что-либо очень важное. Причем понадобятся фотоаппараты, способные вести съемку при высоких значениях ISO, при этом иметь низкие шумы и выдавать минимум 10 кадров в секунду, чтобы не упустить тот самый кадр, который, возможно, еще придется выбирать из пары десятков.

Как человек, предпочитающий технику Canon, я буду называть модели именно этой фирмы. Для наших съемок лучше всего подойдут EOS 1D X или самая новая модель EOS 1D X Mark II с ее прекрасным автофокусом. На сегодняшний день я ими не обладаю, поэтому пользуюсь кроп-камерой со значением ×1,6 — 7D Mark II с 10 кадр/сек и полнокадровым 5D Mark III, который выдает 6 кадр/сек (в спортивных репортажах такой скорострельности часто не хватает). Для панорам и съемок в упор я использую широкоугольный объектив Canon EF 24 mm f/1.4L II USM, а основной мой объектив — это Canon EF 70–200 mm f/2.8L IS II USM. Если установить его на фотоаппарат 7D Mark II, то получается фокусное расстояние 112–320 mm, что очень помогает в съемках дальних участков поля. Кроме того, я пользуюсь экстендером Canon Extender EF 1.4x III — с ним диафрагма становится f/4, что вполне допустимо, если камера позволяет работать при высоких ISO.

Помимо всего прочего, спортивному фоторепортеру обязательно нужно потратиться и на аксессуары — высокий и надежный монопод (пока я его не приобрел), с моим высоким ростом придется изрядно раскошелиться, плечевой ремень для двух камер, фоторюкзак, несколько дополнительных аккумуляторов, карт памяти и других мелочей.

Но самое интересное — что меня это нисколько не отпугивает, а наоборот, побуждает двигаться дальше в стремлении постичь красоту спортивной фотографии, невзирая на то, что это занятие требует таких серьезных материальных вложений.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

PhotoSale
Черепаха
Оптимизайшн
перье
Игры со временем