Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Фотографируем Россию в путешествиях: куда поехать за кадрами и эмоциями?

Фотографируем Россию в путешествиях:
куда поехать за кадрами и эмоциями?

#портфолио #пейзажная_фотография
Фотографируем Россию в путешествиях:
куда поехать за кадрами и эмоциями?
22 июня 2016
Фото:Кирилл Уютнов. На порогах Курейки, плато Путорана

Путешествия по России — тема многогранная и очень интересная. Одни готовы к испытаниям суровой природы просто ради того, чтобы увидеть нетронутые цивилизацией уголки, а другие, сетуя на проблемы с логистикой и сервисом, предпочитают комфортабельных отдых в тёплых странах. Насколько удобно путешествовать по нашей стране, куда отправиться за действительно уникальными кадрами, и в чем преимущества фототуров, — рассказывают организаторы фотопоездок во все уголки России, члены клуба «Российское фото», Кирилл Уютнов и Екатерина Васягина.


— Кирилл, Екатерина, добрый день! Расскажите, пожалуйста, о своей программе путешествий.

— Наши путешествия на 2016-2017 годы охватывают в основном Россию (Якутия, Колыма, Ямал, Урал, Кавказ, Байкал) и страны Средней Азии (Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан). Для поездок мы стараемся выбирать места, о которых мало известно и куда редко заглядывают фотографы. Если мы делаем программы в популярные места, например, Байкал, то стараемся делать программу с посещением нетривиальных мест.

Белые ночи Индигирки, Якутия.

— С чем связан выбор основных направлений? За что любите их лично вы?

— Выбор направлений связан с их необычностью, труднодоступностью и малой фотографической изученностью. В основном это, конечно, наш любимый Крайний Север, где не только непростой климат, но и очень дорогая логистика. Но Север стоит многих усилий — он суров, но неизбывно прекрасен и полон романтики путешествий. Там на сотни километров вокруг может не быть людей, но именно здесь, как нигде, ощущаешь близость к природе и Вселенной.

Корабль тундры, Таймыр.

Средняя Азия и Кавказ привлекают не только горными пиками и необычными пейзажами, но и своей колоритностью, гостеприимством и кухней. А большой перепад высот в горах предлагает разнообразие климата и ландшафтов, что в итоге дает массу разных сюжетов в пределах одной поездки.

Над долиной Кубани, Карачаево-Черкесия.

— Являются ли ваши направления конкурентными?

— Думаем, да. Мы стараемся не пересекаться с массовыми направлениями туров и организовывать путешествия там, где туристов меньшинство. Всегда интересно разрабатывать такие направления, из которых можно привезти новые, не избитые фотоснимки. Помимо маршрутов, также стараемся сделать интересную стоимость — у нас имеется широкая система скидок, а цена поездки варьируется в зависимости от количества участников.

Сны о лете, Ямал.

— На кого рассчитаны поездки? Есть ли минимальные требования к участникам относительно готовности к физическим нагрузкам и наличия навыков пейзажной съемки?

— Мы не делаем сложных в физическом плане туров, поэтому они доступны практически для всех. Все перемещения организовываются на транспорте, остаются лишь несложные пешие прогулки и подъемы. Есть, конечно, поездки и с палатками, но это всегда диктуется удаленностью мест, отсутствием соответствующей инфраструктуры, фотографическими целями и необходимостью выделять достаточное время на отдых и сон. Имея правильно подобранную одежду и туристическое снаряжение люди могут вполне комфортно жить и питаться в полевом лагере, тем более это настолько позволяет отдохнуть от цивилизации, что кажется, будто ты уже месяц в путешествии, хотя прошла всего неделя (улыбается).

Конжаковский снежник, Северный Урал

Что касается навыков пейзажной съемки, то мы всегда готовы помочь новичкам. От участников необходимы лишь фототехника с крепким штативом и желание учиться. Обычно в поездки с нами отправляются люди, уже имеющие минимально необходимый навык в фотографии и понимающие, что они хотят снимать. Мы стараемся обеспечить съемку в правильном месте в режимное время. Профессионалам, которые уже давно все умеют, интересно открыть для себя новые места. Удобно, что организационные моменты не отвлекают их от съемки, да и просто всегда интересно пообщаться с другими фотографами.

Одинокая гора, Чукотка.

— Вопрос к Екатерине: с вашей точки зрения, доступны ли такие поездки для прекрасной половины человечества?

— Конечно, доступны! Главное — не бояться. Многие люди, по большей части женщины, жаждут комфорта и удобств. Но люди в нашей стране не все живут в благополучных и обеспеченных районах, поэтому ждать, что по всей России можно найти дешевое и комфортабельное жилье — неразумно. К тому же, фотограф все же несколько иное существо, он ради хорошего кадра должен быть готов пережить некоторые неудобства. Ну а если говорить про совсем труднодоступные места, думаю, нет смысла делить фотографов по гендерному признаку, тут в большей степени играет роль физическая подготовка, выносливость, и что скрывать, психологическая устойчивость. Здесь мужчины и женщины равны — женщины так же покоряют вершины гор, сплавляются по рекам и ходят в зимние походы. Другой вопрос, что женщина больше нацелена на семью и воспитание детей, поэтому реже готова преодолевать препятствия ради «непонятных» результатов (улыбается).

Трещина на троих, Байкал.

К тому же, нашими целями не являются сложные альпинистские походы, жизнь в диком лесу и прочий экстрим. Большинство наших путешествий доступно любому человеку, так как все заброски осуществляются на транспорте. Сейчас мы стараемся планировать туры в двух вариантах: с палатками и без них. Так спланированы наши осенние туры в Киргизию — один тур будет проводиться в более сложных условиях, а другой с комфортом, но уже по другим местам и по цене немного выше.

Ивдельские скалы, Северный Урал

— Подразумевают ли ваши поездки обучающую часть? Обсуждаются ли фотографии участников, проводится ли что-то типа портфолио-ревю?

— Обычно на это не хватает времени и сил, так как всё уходит на саму съемку и переезды между точками. Для мастер-классов необходимо специально выделять время и оборудование, что в плотном графике каждой поездки зачастую непросто. Но в свободное время во время переездов всегда идут разговоры о фотографии, методах съемки и фототехнике. Мы также помогаем в самом процессе съемки, если это необходимо. Разбор снимков и обучение необходимым навыкам всегда можно провести по желанию участников после поездки. Причем, мы делаем это как в он-лайне, так и на личной встрече, и разумеется бесплатно.

Новое слово в макросъемке, Ямал.

— Кто участвует больше — любители или профессионалы?

— Поровну, наверное. Если считать тех, кто умеет пользоваться фотоаппаратом, то таких почти всегда вся группа. А если учитывать людей, которые сами могут найти сюжет, тонко чувствуют свет и подсознательно выстраивают композицию — то такие участники встречаются реже, но и они всегда находят интересные для себя объекты съемки. Таким образом, уровень в группах всегда разный, и передача опыта между участниками также ведется весьма активно.

Скала Киселева, Краснодарский край

— Участники поездок живут большую часть времени в палатках? Не влияет ли это условие на итоговые решения интересующихся?

— Если есть возможность, мы всегда стараемся останавливаться в гостиницах, турбазах, хостелах или гостевых домах. Так, например, зимой на Байкале мы всегда живем на турбазах или в домах, на Ямале — в гостиницах и чумах. Мы всегда исключаем палатки, когда это возможно и оправдано. И диктуется это не только отсутствием съемного жилья поблизости, но и, в первую очередь, из-за существенных ограничений в самой фотосъемке. Например, нет никакого смысла ехать после заката 200 км до избушки, спать три часа, и снова ехать 200 км на рассвет. Проще поставить палатку на точке съемки и отдыхать 7-8 часов.

Кемпинг на Сон-Куле, Киргизия.

Безусловно, не все хотят жить в полевом лагере, и это отчасти влияет на решение ехать в тур. Но это выбор каждого — снимать удаленные, дикие места и жить в палатках, или посещать уже всем давно известные локации и ночевать в гостиницах. Также большое удивление у людей вызывает высокая стоимость тура при отсутствии гостиниц. Но многие просто не подозревают, насколько всё дорого на Севере. Стоимость транспорта, к примеру, на одну крупную поездку измеряется сотнями тысяч рублей и нередко доходит до миллиона.

Рассветные туманы, плато Путорана.

— Вы как-то сказали, что Россию любят только на фотографиях. Как вы думаете, в чем проблема? Почему люди предпочитают фотографическим турам по России поездки в теплые страны? Только ли в кризисе дело?

— Дело в ошибочных стереотипах — что фотосъемка в России менее интересна, чем за границей, и нет никаких условий для путешественника. Да, по России ездить менее комфортно, но как раз этот не рафинированный отдых и привлекает возможностью получить уникальные кадры и массу впечатлений.

Ненецкая ночь, Ямал.

Не совсем корректно сравнивать фототуры и поездки в теплые страны, потому что это абсолютно разные вещи. Любители отдыха в теплых странах не снимать туда едут, а загорать на пляже, вкусно кушать и просто отдыхать. Фототур же — специфический отдых, совмещенный с непростой работой, весьма нелегко бегать с 10 кг за спиной в поисках точки съемки (улыбается). Так что, думаю, кризис тут не при чем, тем более, что для нас все подорожало именно за границей.

В кратере вулкана Мутновский, Камчатка.

— Глобальная цель ваших поездок — все-таки знакомство с определенными уголками России или обучение пейзажной съемке?

— Наша цель — общение с природой, увидеть нетронутые уголки России и показать их другим людям. Путешествия и фотография — это наша жизнь, ведь именно там, на контрасте с цивилизацией ощущаешь себя по-иному, чувствуешь себя песчинкой в океане, а не царем зверей, ощущаешь силу природы и ее значение вокруг нас. Что касается обучения — это непрерывный процесс, он всегда присутствует в нашей жизни. Сначала мы учимся у природы находить равновесие в жизни, а потом мы уже учим людей передавать это состояние окружающим.

Маломорские сумерки, Байкал.

— Как вы думаете, какими достижениями и навыками должен обладать фотограф, организующий фототуры? Обязателен ли для этого большой фотографический опыт?

— Нужно обладать смелостью (улыбается). А если серьезно, то большой фотографический опыт необходим также, как и умение организовать поездку и людей в группе. Если гид не снимает пейзаж сам, то вряд ли сможет найти верную локацию и выбрать правильное время для съемки. Обязательно нужно уметь читать карты, знать траекторию движения светил в разных регионах в разное время года, обладать полной информацией по региону (дороги, гостиницы, климат, ареалы опасных для человека животных и насекомых). Мы стараемся включать в маршруты не только уже проверенные нами точки, но и новые локации, которые с нашей точки зрения будут интересны в фотографическом плане — вот здесь особенно важно уметь читать рельеф карты и определять, будет ли освещение в определенное время года интересным для съемки.

Сквозь мглу, Якутия.

Также необходимо уметь управлять группой, принимать быстрые решения и быть немного психологом, чтобы предупреждать возможные конфликты. У нас в этом плане наблюдается некая специализация: Кирилл умеет быстрее реагировать на ситуацию и предпринимать решительные действия, а я больше психолог, для меня самое важное — благополучный климат в команде, чтобы всем было комфортно не только путешествовать, но и в целом друг с другом.

Пролетая над Белым морем, Архангельская область.

— Сложно ли совмещать регулирование организационных моментов с самой съемкой? Не мешает ли это вдохновению?

— Сложно, и часто отнимает много сил и времени, бывает не высыпаемся по несколько дней подряд. Но когда видишь красоту вокруг себя, забываешь об усталости и думаешь только о том, какие великолепные кадры можешь привезти из поездки (улыбается). Мы всегда в поездке стараемся закончить все дела до начала режимного времени, но если не получается, то один из нас остается, например, готовить ужин, а другой идет с группой на съемку.

Жизнь под северным сиянием, Кольский полуостров.

— Как вы оформляете отчетные материалы по поездкам? Можно ли их где-то увидеть?

— По окончании поездки мы разбираем отснятый материал, компонуем из него серию фотографий, отражающих все самое красивое из увиденного, и публикуем на своих страничках в интернете (http://landscape.photographer.ru и http://evasyagina.photographer.ru) и в соцсетях (https://www.facebook.com/kirill.uyutnov и https://www.facebook.com/evasyagina). Позже, когда появляется время, мы пишем небольшую увлекательную статью о нашей поездке, отмечая в ней все самые интересные и сложные моменты путешествия.

Арабельские сырты, Киргизия.

Увидеть наши публикации можно в наших блогах в Живом Журнале (блог Екатерины Васягиной, блог Кирилла Уютнова, — прим. ред.), на нашей странице в Facebook, в публикациях сообщества Nikon, в вашем журнале Russian Photo и других изданиях. В конце каждого года также публикуем обзорную статью по итогам наших путешествий за последний год. Наши лучшие работы за все время можно увидеть на нашей передвижной авторской фотовыставке, которая катается по России (интервью с последней выставки в Челябинске). В скором времени все материалы будут доступны на сайте нашей компании PhotoJourneys.ru. А с недавних пор мы готовим отчетные материалы с использованием не только своих фото, но и работ участников туров — для нас важно, чтобы все участники поездки привезли интересные снимки.

Дерево желаний, Карачаево-Черкесия

— Назовите 3 причины, по которым желающие поездить по России должны выбрать именно вас.

— 1. Уникальность съемочных локаций — труднодоступные или фотографически малоизученные.
2. Высокая фотографическая отдача — из 10 закатов и рассветов мы снимаем минимум 9.
3. Индивидуальный подход к участникам — от гибкого меню до бесплатного обучения.

Анонсы всех фотопутешествий по России и Средней Азии можно посмотреть на сайте photojourneys.ru

Об авторах

Кирилл Уютнов

Кирилл Уютнов родился и вырос в Москве, окончил Геологоразведочный университет, ныне занимается разведкой золоторудных месторождений. Фотографией, как и походами, увлекся еще в школе, а осознанная съемка пейзажа пришла позже, во время полевых работ. В многомесячных командировках, чтобы лучше прочувствовать природу вокруг себя, все свободное время отдавал созерцанию природных форм, что привело к вдумчивой фотосъемке естественных красот окружающего мира. Снимал от Арктики до экватора, но природа российского Севера полюбилась ему больше всего.

За последние пять лет с фотоаппаратом в руках посетил Якутию, Колыму, Чукотку, Камчатку, Кавказские и Уральские горы, плато Путорана и озеро Байкал, Кольский и Камчатский полуострова, Ямал, Таймыр и море Лаптевых. Организатор фотоэкспедиций по России, член Ассоциации свободных гидов, член Союза фотохудожников России и Русского географического общества, фотограф журнала «Российское фото», победитель конкурсов от National Geographic Russia, The Best Of Russia, Золотая Черепаха, Humanity Photo Awards, Полярная перспектива, автор статей о путешествиях в Foto&Video, «Нация» и других изданиях, стипендиат Министерства культуры РФ за Проект о природе Севера, участник множества коллективных выставок в России и за ее пределами. Организовал несколько персональных фотовыставок в разных городах России.

Сайт: http://landscape.photographer.ru/

Екатерина Васягина

Родилась и выросла в Москве, в прошлом году уехала жить на Северный Урал. Фотографией увлекаюсь с 2007 года, активно путешествую по России, преимущественно по северным регионам, которые мне наиболее близки по духу. За последние 5 лет неоднократно приезжала на Байкал, снимала на Ямале, Северном Урале, в Восточных Саянах, а также в Хабаровском крае, Архангельской области, в том числе на Соловках, Новгородской области и Карелии, в Краснодарском крае и Крыму, и, конечно, в Центральной России.

Совершила экспедицию по Средней Азии, в рамках которой посетила Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Организую фотоэкспедиций по России и странам СНГ. Победитель конкурсов от Global Arctic Awards 2015, National Geographic Russia 2014, Золотая Черепаха 2015, Ямал в объективе 2015, 35AWARDS 2015. Участник множества коллективных фото выставок.

Фотограф журнала Russian Photo, Член Ассоциации свободных гидов.

Сайт: http://evasyagina.photographer.ru/

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий