Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Дина Беленко: «Я снимаю вещи с историей»

Дина Беленко:
«Я снимаю вещи с историей»

#портфолио #натюрморт
Дина Беленко:
«Я снимаю вещи с историей»
18 января 2017
Фото:Дина Беленко
Текст:Дина Беленко

Фотограф Дина Беленко уверена, что фотография — не только инструмент памяти, а намного интереснее — рассказывать с помощью фотографии придуманные истории. Последнее фотографу удается здорово: вещи на ее снимках будто оживают, а каждую деталь на фотографии хочется подолгу разглядывать. Сегодня Дина рассказывает о себе нашему журналу.

О творческом пути

Думаю, мне просто нравился щелчок затвора на дешевой пленочной камере, какие раньше были у всех. Жаль, что тогда еще не было Instagram, потому что набор сюжетов подходил идеально: еда, закаты, котятки. Забавно, что это и была фотография, какой ее представляет российская «академическая» литература — способ остановить мгновение, зафиксировать момент реальности. Когда я стала заниматься этим чуть серьезнее (скажем, решила, наконец, прочесть инструкцию к камере и на секунду задуматься о композиции перед нажатием на спуск), поняла, что есть вещи поинтереснее, чем документирование происходящего — можно рассказывать собственные истории.

Я нигде не училась собственно фотографировать, зато читала разные интересные книги про искусство, натюрморты и построение сюжетов. Особенно мне дорог Владимир Пропп, разобравший волшебную сказку по косточкам: не только ее структуру и типы персонажей, но и магические предметы, все эти зеркала, превращающиеся в озера, гребни, встающие непроходимым лесом. Эти талисманы часто были единственным, что подталкивало сюжет сказки к развязке. Что может быть более впечатляющим примером неодушевленной вещи как части истории?


О жанре

Поскольку при слове «натюрморт» большинство людей представляет классические нидерландские завтраки Питера Класа (что, в общем, неплохо — потому что Клас восхитителен, — но в корне неверно для современной фотографии), приходится выдумывать названия вроде «концептуальный натюрморт» или «натюрморт с метафорой». Мне больше всего нравится определение «вещи с историей». Это слабовато как определение жанра, зато очень хорошо описывает суть происходящего.

Я снимаю вещи с историей. Мне нравится контролировать каждую деталь в кадре, нравится чувствовать себя режиссером, раздающим указания чашкам и печенью, нравится, что любая неудача здесь — моя неудача, но зато и любая победа — только моя.


О любимых приемах

Майнд-карты и скетчи — мои любимые инструменты. Диаграммы связей наиболее полезны для людей, которые чувствуют себя очень неуютно с таблицами и списками. В центре записывается основная тема (объект, с которым вы работаете, настроение, которое хотите передать и так далее), это ключевой образ, который составляет наиболее важную часть будущего снимка. Далее следует нарисовать основные ветви: это могут быть условия съемки, ассоциации, имеющийся реквизит, вспомогательные идеи. Каждый из этих параметров уточняется при помощи вспомогательный ветвей. Когда вы думаете о том, как можно уточнить каждый из пунктов, ваш мозг непроизвольно выстраивает связи между предметами, соединяя их самым неожиданным (но в ретроспективе — вполне логичным) образом.


О вдохновении

Я не верю в абстрактное вдохновение, нужно просто начать работать, а остальное приложится.
Как появляются идеи — вопрос, который мне задают чаще всего. Нил Гейман отвечает на него просто: «From my head». Я думаю, здесь главное — быть открытым для множества влияний. Мне кажется правильным искать вдохновение вне своей области. Если вы музыкант, ищите вдохновение в живописи, если художник — в скульптуре, если фотограф — в словах. Например, у меня есть большая подборка шоу и подкастов, которые вдохновляют именно меня, вот тут: http://thingswithstories.tilda.ws/lookwhatifound.


О процессе съемки

Я всегда начинаю работу с эскиза. Он не очень подробный, но позволяет определиться не только с темой, локацией и настроением, но и с набором необходимых объектов и примерной композицией. Не могу сказать, что продумывание образов занимает очень много времени: Йозеф Судек как-то сказал, что выдержка одной из его фотографий — «одна сторона Вагнера», думаю, эскиз снимка вне серии занимает примерно такое же время.

Другое дело — подготовка к съемке, здесь процесс может затянуться. В моем городе часто не удается купить самые простые вещи, поэтому некоторые детали приходится долго искать или делать самой. Сам же съемочный процесс, я думаю, — такой же, как в любом другом жанре, где фотограф контролирует сцену: устанавливаешь фон, композицию, свет и нажимаешь на спуск.

Если по эскизу сделать не получается, надо выяснить, в чем проблема, и нарисовать другой эскиз. Я много раз нажимаю на спуск в процессе, потому что снимаю с импульсным, и не всегда сразу могу понять, как ляжет свет, но это всё итерации одной и той же сцены, задуманной изначально.


О постобработке

У меня нет предубеждений против «тяжелой» обработки фотографий, но сама в большинстве случаев просто настраиваю локальный контраст и поправляю цвета, мне веселее делать все в процессе съемки, а не сидеть перед монитором.


О видении

Свыше не дается вообще ничего. Разница между людьми состоит только в том, сколько ошибок они успевают сделать. Нужно снимать больше, совершать ошибки чаще, быстрее с ними справляться и бороться с фаталистскими установками.


Об оптимизме

Оптимистом меня не назовешь, но изменение мира к лучшему — это не моя субъективная оценка, это твердый факт. Мы научились справляться с болезнями, которые раньше считались неизлечимыми, отправляем роботов на Марс, построили БАК и прекратили сжигать кошек на площадях в качестве воскресного развлечения. Мир восхитителен.


О критериях хорошей фотографии

Критерий хорошей фотографии — история внутри. Хорошо, когда снимок работает, как кино: с началом, серединой и концом, когда зритель схватывает сразу, в чем дело, но остается посмотреть на детали.


О фототехнике

Мне кажется, техника совершенно не важна. Когда вы смотрите фильм, вас не интересует модель видеокамеры, вас интересуют персонажи, сюжет, композиция, стиль. Нам, конечно, любопытно посмотреть на трюки с хромакеем, но уже после того, как мы выясним, что главный герой выжил, злодей побежден и все кончилось хорошо хотя бы для части действующих лиц. Выразительные средства фотографии (и живописи, и кинематографа) не так уж сильно привязаны к технической составляющей: да, техника обязывает играть по определенным правилам, но она не определяет, какую историю вы будете рассказывать.


О творческих ориентирах

Мой самый любимый фотограф — Питер Липпманн! Особенно съемки для Cartier — ах!


О развитии

Пытаюсь компенсировать свое гуманитарное образование научно-популярной литературой по физике, пока получается не очень, но теория струн кажется доступней умножения трехзначных чисел в уме.

Думаю, что фотографу без английского никуда, и лучший способ его выучить — смотреть мультики для подростков в оригинале (сама выучила по Gravity Falls и Avatar: The Legend of Aang )


Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Дина Беленко
Web-сайт: www.instagram.com/dinabelenko/
Техника: Nikon D800
Выставки, награды, достижения: персональная фотовыставка «Модель человека», 2011; персональная фотовыставка «Завтрак с писателем», 2012; фотовыставка Хабаровского фотографического общества в городе Цзямусы (Китай), 2012; персональная фотовыставка «Бытовая магия», 2012; выставка «Парад фотоклубов стран СНГ» на 17-й Санкт-Петербургской фотоярмарке, 2012; инсталляция «Внутренний архив» в рамках международной сетевой акции «Библионочь», 2013; проект «Голос простых вещей» в рамках международной акции «Ночь музеев-2013»; выставка победителей конкурса «Фотооткрытие года» в рамках 18-й Санкт-Петербургской фотоярмарки, 2013; экспозиция 8-bit teatime 2.0 в рамках фестиваля ретроигр Mantova Gaming Park (Италия), 2014; выставка в рамках проекта Nikulec (Скопье, Македония), 2016.
Источник вдохновения: Слова
Лучший совет:
To find happiness in life you asked yourself not what would make you happy, but what would excite you (Harry Potter and the Methods of Rationality, Chapter 102: Caring)

Я думаю что вы слышали это уже много раз - это очень круто. Ваши фотографии показали мне как можно снимать "по другому".
18.01.2017
Колодец человеческих возможностей не исчерпаем.Браво!!!
01.02.2017

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий