Понравился наш материал? Поделись с друзьями или нажми лайк!
Цунеко Сасамото: "Возраст не имеет значения"

Цунеко Сасамото:
"Возраст не имеет значения"

#фотоистория
Цунеко Сасамото:
"Возраст не имеет значения"
11 ноября 2015

Цунеко Сасамото — первая женщина-фотожурналистЦунеко Сасамото — первая женщина-фотожурналист, ставшая известной в до — и послевоенной Японии. Профессионально она занялась фотографией в 25-летнем возрасте. Японский новостной сайт сообщает, что в настоящее время, в возрасте 101 года, она работает над новым проектом.

В прошлом году Сасамото сломала левую руку, к тому же обе ее ноги перестали двигаться, но это не убавило ее страсти к фотографии. Как сообщается, она посещает реабилитационную клинику, чтобы набраться сил для работы над проектом под названием «Хана-Акари», или «Светящийся цветок». Это ее дань памяти и уважения друзьям, которые уже покинули наш мир.

Согласно данным канала NHK, незадолго до своего 100-летия в 2014 году Сасамото организовала новую экспозицию. Как она говорит: «Никогда нельзя лениться. Важно всегда оставаться позитивным и никогда не сдаваться. Нужно заставлять себя делать это, быть в курсе событий и двигаться вперед. Вот что я хочу, чтобы люди знали».

Цунеко Сасамото родилась 1 сентября 1914 года в пригороде Токио Синагава. Она является одним из старейших фотографов в мире. Несмотря на перелом руки и обеих ног, она продолжает снимать. Сейчас Сасамото проходит реабилитацию в клинике и фотографирует цветы для своего проекта под названием «Хана-Акари», или «Светящийся цветок», который посвящен памяти ее друзей, ушедших из жизни.

Хиросима, 1953 год

Сасамото стала профессиональным фотографом в 25 лет и привлекла внимание до — и после военного японского общества к своим работам. У нее врожденный интерес к этому, она считает своим долгом противостоять миру и показывать его людям своими глазами.

На фотографиях Сасамото можно увидеть обедневших граждан в неурожайные послевоенные годы, протестующих студентов и бастующих шахтеров, когда в политически бурные 1960-е в стране происходил экономический подъем. У нее свой собственный независимый взгляд на всё, как и у многих женщин, которые родились в эпоху Мэйдзи (1868–1912) и боролись против укоренившейся дискриминации по полу, чтобы найти себя в качестве писателей, общественных деятелей и актрис.

Школа гейш, 1951 год

Сейчас, когда ей уже исполнился 101 год, Сасамото по-прежнему в восторге от выбранной когда-то профессии. Она дает интервью о своей постоянной выставке работ, Hyakusai десять («Столетняя выставка»), и связанной с нею книге (Hyakusai no Finder). Через несколько месяцев она планирует вернуться к работе над следующей книгой.

В одном из недавних интервью газете JapanTimes Сасамото сказала: «Я временно перестану общаться с прессой, потому что решила уехать на Хоккайдо для работы над новым проектом». Также она сообщила, что возьмет свое собственное оборудование. «Камеры стали намного легче в последнее время, их удобно носить с собой», — замечает она с улыбкой, сидя в уютной гостиной своего дома в Токио, украшенной фиолетовыми и белыми орхидеями, которые ей прислали друзья, чтобы поздравить с книгой и выставкой.

Японский журналист Токутоми Сохо, 1957 год

Сасамото предпочитает старые механические фотоаппараты, но больше не использует их, хотя и признает, что ей трудно разобраться в функциях цифровых камер.

Ее отец был дилером по продаже кимоно. До вступления в фотожурналистику она хотела стать художником, писателем или журналистом. Фотографией Сасамото занялась в возрасте 25 лет, когда ее сосед создал свою фотоорганизацию и спросил, не хочет ли она присоединиться. Несмотря на застенчивость, юная Цунеко действовала смело, чтобы не упустить возможность сделать удачный кадр.

Получив разрешение Верховного главнокомандующего союзных держав на фотосъемку генерала Дугласа Макартура и его жены, она использовала знания английского языка, полученные в школе.

Антарктический корабль Soya, 1956

В период американской оккупации фотографам было запрещено разговаривать, вспоминает Сасамото. В те годы их возможности были очень ограничены, потому что им надо было использовать вспышки для каждого снимка. Электронных вспышек не существовало, камеры были очень тяжелыми, и Сасамото приходилось паковать сумку с фотовспышками отдельно. Эти неудобства были едва ли не самой большой проблемой, говорит она: «Что беспокоило меня больше всего — так это то, что женщины должны были носить юбки и высокие каблуки во время работы, и это значительно затрудняло процесс съемки. Например, чтобы сделать кадр, иногда приходилось подниматься на стремянку для выбора лучшего ракурса».

Как женщине Сасамото приходилось нередко терпеть дискриминационные замечания, сделанные чиновниками и бюрократами. Кроме того, отец и брат переживали за нее, так как она была вынуждена работать до поздней ночи. Брат даже убеждал ее оставить фотографию и выйти замуж прежде, чем станет слишком поздно. Несмотря на такие тяготы и несколько перерывов в карьере, она отвечала: «Я не брошу свою работу, поскольку заинтересована в ней». В свои 30 лет Сасамото развелась с первым мужем, хотя он помог ей с работой и посоветовал ее в качестве фотографа. «Я до сих пор жалею, что мне пришлось сделать это», — говорит она и добавляет, что не могла проводить с ним достаточно времени. Ее второй муж скончался несколько десятилетий назад.


Японский политик Инэдзиро Асанума, 1955 год

Живя в одиночестве, Сасамото заботится о своем здоровье, каждый вечер выпивает бокал красного вина и съедает кусочек шоколада. «Также я ем много мяса. Хотя люди часто говорят, что пожилым это вредно, потому что ухудшает их самочувствие, но это неправда», — отмечает она. Сасамото поддерживает контакты с семьей и друзьями, в том числе с дочерью первого мужа, который умер в 2003 году, и его сестрой.

После сильнейшего землетрясения и цунами, которые разрушили регион Тохоку в 2011 году, она посетила друга в Офунато (префектура Иватэ), чтобы провести семинар по изготовлению пончо, используя ткань, купленную в Токио.

Сегодня Цунеко Сасамото сильно обеспокоена растущей напряженностью в отношениях с Китаем. «У меня было много друзей, чьи мужья погибли во время войны, — говорит она. — После всех этих ужасных событий, которые мы пережили, такое не должно повториться».

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

17 марта 2017

Автопортреты фотографов:
особый жанр

«Психологически неудовлетворенная личность старается сфотографировать каждый приметный момент своей жизни», — пишет Сьюзен Сонтаг в эссе «О фотографии». Эта идея дает ключ к пониманию популярности селфи. А что побуждает профессионалов запечатлевать себя на пленке?

27 июля 2015

Янис Глейздс
и отголоски его фотопоэзии

Янис Глейздс, признанная легенда латвийской фотографии и кавалер ордена Трех звезд, прожил интересную творческую, но совсем непростую в бытовом плане жизнь. Наверное, из-за настоящего бесконечного таланта, уникальной способности любить жизнь и воспевать ее красоту, озаряя мир вокруг себя светом доброты, его фотографии удостоены огромного числа наград и вызывают искренний восторг даже сегодня, в наш век цифровых технологий, когда кажется, что уже ничего удивить не может.

20 июля 2015

Чжан Цяньци. Об отчужденности
и личной ответственности

Тайваньский фотограф Чжан Цяньци, член агентства Magnum Photos, прославился в 2000 году, когда мир увидел его невероятный проект «Цепь». Главными героями проекта стали попарно скованные душевнобольные, которых заставляли выполнять тяжелый физический труд в отдаленном тайваньском храме, одновременно бывшем птицефабрикой.